angle-down facebook instagram vkontakte warning

Франсуа Озон

«Крысятник»

Это первый полнометражный фильм Озона, который он написал как сценарист и поставил как режиссер. Убедимся, что начало карьеры было многообещающим.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадры из фильма «Крысятник», реж. Франсуа Озон, 1998

📝 Аннотация: Скромное обаяние буржуазной семьи разрушается с появлением в доме лабораторной крысы, подаренной детям главой семейства. Общение с животным разрушает гармонию домочадцев, рождая в душе порок. Сын становится гомосексуалом, у дочери появляется садомазохистские склонности, дополненные суицидальным синдромом, у матери просыпается комплекс Электры, и лишь отец остается сторонним наблюдателем происходящего. Но и его коснется мощная энергетика маленького «безобидного» животного.

Это очень озоновский фильм. В этом первом фильме были заложены важные для творчества Озона темы, например, сексуальные девиации — он еще ни раз вернется к этой теме. Узнаются визуальные черты его стиля, изыски и эстетство.

Фильм отсылает нас к первоисточнику — фильму «Теорема» Пьера Паоло Пазолини, тоже посвященному распаду семьи. Пазолини — один из любимых режиссеров Озона, он на него сильно повлиял. Фильм Пазолини сделан как притча, у Озона тоже проступает притчевое начало. И в том, и в другом фильме там сатирическое звучание — оба режиссера высмеивают современные буржуазные семьи. На распад и той, и другой семьи влияет маленькое событие: у Пазолини семья начинает разлагаться в тот момент, когда в гости приезжает загадочный блондин. Озон же действует как настоящий постмодернист: он берет схему, созданную Пьером Паоло Пазолини и ее травестирует, пародирует — загадочный незнакомец превращается в белую мышку.

Также фильм отсылает и к Бунюэлю и его «Скромному обаянию буржуазии» — он еще одна важная фигура во французском кинематографе, которая бичевала буржуазные нравы.

А еще «Крысятник» — отличный шанс познакомиться с Мариной де Ван — она снялась здесь в роли сестры, но она не просто актриса, а еще и режиссер и частый сценарист Франсуа Озона. Она как сценарист участвовала в создании трех фильмов режиссера — «Увидеть море», «Под песком» и «8 женщин». Она настоящий соратник Озона, особенно в его ранний лучший период.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Отношение Олега к фильму «Крысятник»

Франсуа Озон, Эвелин Дандри и Лусия Санчес на съемках фильма «Крысятник», 1997

Поговорим о названии и смысле картины 👇

🐁 По-русски фильм называется «Крысятник». Отечественные переводчики долгое время не знали, как лучше перевести название фильма. Изначально он назывался «Представление», а потом появилось название «Крысятник». Новое название отсылает нас к главному символу: действие начинается с покупки белой мыши, а в финале отец семейства превращается в огромную крысу.

😅 По-французски фильм называется «Ситком» — то есть ситуационная комедия, комедия положений. Ситкомы — это условные телешоу, действия в которых происходит в замкнутых пространствах: как правило, они снимаются в павильонах (вспомним сериал «Друзья» или «Альф»). Эти сериалы рассчитаны на широкую аудиторию, часто — на семейную аудиторию. Озон снимает свой вариант ситкома, переворачивая его нормы: очень много шутит о сексе и сексуальных перверсиях. Например, в фильме есть сцена инцеста.

💔 Озон доводит ситком до абсурда и гротеска. В ситкоме обычно показывают положительную сторону вещей, главное для такого сериала — это семья как ячейка общества. Даже в «Симпсонах» с героями может происходить много аморального и странного, но в конце все равно торжествует буржуазная мораль: все должны друг друга любить. У Озона финал совсем иной.

Вот что говорит сам режиссер о своем фильме 👇

🗣 «Поняв католические правила, я тут же заинтересовался тем, что им противоречит. Знание нормы помогло приблизиться к ее противоположности. Еще в детстве мне стало ясно, что главные морализаторы вряд ли следуют правилам, которым учат».

👨‍💼 Отец семейства на протяжении всего фильма ведет себя приличнее остальных и кажется единственным нормальным человеком в этой нездоровой семье. Но в конце мы понимаем, что все иначе: мама, дочка и сын — недолюбленные и несчастные люди. Они жертвы буржуазной тирании, в том числе и религиозной нормы, которую представляет отец.

В финале члены семьи все-таки обретают покой: для этого им приходится пройти через различные сексуальные опыты и извращения. Они живые, а живое проявляет себя по-разному, не всегда правильно . А отец в своей герметичности, замкнутости, закрытости разлагается — именно он тлетворно влияет на членов семьи. Поэтому в финале семья объединяется и уничтожает отца, который живет своей мертвенной тихой жизнью.

Тема распада семьи в мировом кино

Кадр из фильма «Крысятник»

Разбор сцены из фильма «Крысятник»

🎬 Мы разобрали картины, которые повлияли на Озона и фильм «Крысятник». А какие фильмы вспоминали вы при просмотре? Общие мотивы, темы, визуальные решения — что встретили?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;