angle-down facebook instagram vkontakte warning

Франсуа Озон

Особенности режиссуры

Время разобраться в особенностях режиссуры Озона. Его ценят за остроумие, провокации, сатиру и особый взгляд на тело. Посмотрим, как и почему это проявляется.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадры из фильмов Франсуа Озона:

1. «Бассейн», 2002
2. «Время прощания», 2005
3. «Капли дождя на раскаленных скалах», 1999
4. «X2000», 1998
5. «Маленькая смерть», 1995
6. «Летнее платье», 1996
7. «Посмотри на море», 1997

🦵Озона связывают с направлением «кино тела» (cinema of the body). Он свободно относится к телу, человеческой сексуальности и показывает, как можно смотреть на это без табу и стереотипов.

🌊 Еще он относится к новейшей новой волне — это такой зонтичный термин, которым называют многих режиссеров восьмидесятых, девяностых и двухтысячных годов.

💣 Иногда Озона причисляют к новому трансгрессивному кино: так называют искусство, которое преодолевает установки и нормы. К такому кино можно отнести ленты Озона «Криминальные любовники» и отчасти «Крысятник».

⚡️ Озон — постмодернист, как Тарантино, Альмодовар и даже Михалков, в творчестве которого тоже есть черты постмодернизма. Для него характерна эклектика, отсылки к творчеству других мастеров. Он берет что-то у Бунюэля, Пазолини, Блие и добавляет в новую картину, а критики находят в ней следы влияния классиков.

👠 Пример эклектики — это «8 женщин». Фильм устроен на сочетании несочетаемого. В нем соединены эстетика голливудских шестидесятых, детектив, мюзикл, легковесные милые моменты и трагичные эпизоды.

✍️ Для постмодернизма характерна цитатность. Тут снова вспоминаем фильм «8 женщин» — в нем есть цитаты из фильмов Дугласа Серка, Альфреда Хичкока, мюзиклов пятидесятых годов и техниколоровских* голливудских мелодрам. А еще «Бассейн» — название фильма и образ бассейна отсылают нас к классическому «Бассейну» Жака Дере, где играли Роми Шнайдер и Ален Делон.

😏 Постмодернизм — это ирония. У Озона ирония направлена на персонажей как на представителей тех или иных классов: буржуазии, например. Еще режиссер — сатирик. Мы видим это в «Крысятнике», «8 женщинах» и «В доме».

🧩 Притчевые интонации тоже слышны. Встречаем их в «Криминальных любовниках», «Крысятнике», «Каплях дождя на раскаленных скалах».

*Техниколор — технология съемки, в которой черно-белое изображение соединяют с красными, зелеными и синими фильтрами.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кино тела и трансгрессивное кино

Кадр из фильма «Двуличный любовник», реж. Франсуа Озон, 2017

Важная часть творческой манеры Озона — эротизм 👇

📺 Эротизм отделяется от постмодернизма. Эротика у Озона проявляется в разной манере — все зависит от периода творчества.

👄 Иногда это легкие эротические сцены: как в фильме «Под песком», например. Или достаточно чувственные и откровенные, как в «Бассейне».

🔞 Иногда это порнографические элементы. Например, эрегированный член в «Крысятнике» и «Двуличный любовник» с крупным планом влагалища.

👬 Эротизм Озона часто гомосексуален. Он открытый гомосексуал, поэтому говорит об этом и в кино — «Летнее платье», «Время прощания» и многие другие картины.

🔫Тема насилия мало встречается в его кино: можно вспомнить «Криминальных любовников», где показывают жестокое убийство.

👊 Внутри этой темы — образы подавления и манипуляций. У Озона они бывают и сексуального, и морального характера. Тема манипуляции преобладает в «Крысятнике», «Каплях дождя на раскаленных скалах», «Криминальных любовниках».

Сцена из фильма «Летнее платье», реж. Франсуа Озон, 1996

Какие приемы характерны для Озона 👇

🎬 Как и многие постмодернисты, Озон подчеркивает условность кино. Это делал и Годар, и Тарантино, и Альмодовар. Только если у Альмодовара условность выражается в построении сюжетов, ярких цветах, изощренности композиций и внутрикадрового монтажа, то Озон иногда сближает свои фильмы с эстетикой театра.

🎭 Эстетика театра встречается сразу в нескольких фильмах. «8 женщин» — это экранизация пьесы. Герои находятся в одном помещении, как на сцене, и это намекает на театральность происходящего. То же самое происходит в «Каплях дождя на раскаленных скалах» — это экранизация пьесы Фассбиндера. А вот в «Крысятнике превалирует даже не театр, а ситком и его эстетика.

🔊 Озон — музыкальный режиссер. Много музыки звучит в «Каплях дождя на раскаленных скалах», где даже проявляются элементы мюзикла, а в «8 женщинах» каждая героиня исполняет песню.

🎁 Озон — стилизатор. Он умеет стилизовать фильмы под картины пятидесятых («8 женщин») или создавать стилизацию под дамский роман («Ангел»). Это кино выделяется из его фильмографии, а режиссер притворяется автором мелодрамы.

👩 У него превалируют женские образы: «8 женщин», «Под песком», «Молода и прекрасна», «Ангел». К женским режиссерам относятся и Бергман, и Альмодовар, и Аллен.

💌 Работает с лучшими французскими актрисами разных поколений. Озон снимал таких ветеранов французского кино, как Даниэль Дарье и Жанна Моро, которым уже тогда было по 80 лет. И открывал новых актрис — Людивин Санье и Марина Вакт.

💔 Одна из важных тем — распад семьи. Физический, моральный, с проблемами взаимоотношений и самоопределения.

🧭 Озон строит сюжет несколькими методами. «Летнее платье» — это импрессионистский фильм-впечатление, будто без сюжета и сценария. А «Крысятник» и «Капли дождя» — это схематизм, где все четко и симметрично. Это напоминает нам о «Теореме» Пазолини.

🌬 Иногда в фильмах чувствуется отсутствие воздуха, режиссер прибегает к герметичности. Если в «Летнем платье» много воздуха и солнца, то в «Каплях дождя» и «Крысятнике» наоборот нет кислорода и света. «Рики» — совсем серый фильм, который стилизован под социальные драмы братьев Дарденн. А уже знакомый «8 женщин» — наоборот, очень яркий.

🎥 Любимый оператор Озона — Йорик Ле Со. Они вместе учились в школе Ля Феми и сняли шесть фильмов — «Летнее платье», «Увидеть море», «Крысятник», «Бассейн», «5х2» и «Отчаянная домохозяйка». Еще Ле Со работал с Джармушем («Выживут только любовники») и получил номинацию на «Сезар» за фильм «Зильс-Мария». Одна из последних его работа — шедевр Клер Дени «Высшее общество».

Катрин Денев и Жерар Депардье в фильме «Отчаянная домохозяйка», 2010

⭐️ Мы обсудили особенности режиссуры Озона. Открылся ли он с новой стороны? Узнали что-то, о чем даже не догадывались раньше?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;