Франсуа Озон
Особенности режиссуры
Время разобраться в особенностях режиссуры Озона. Его ценят за остроумие, провокации, сатиру и особый взгляд на тело. Посмотрим, как и почему это проявляется.
Кадры из фильмов Франсуа Озона:
1. «Бассейн», 2002
2. «Время прощания», 2005
3. «Капли дождя на раскаленных скалах», 1999
4. «X2000», 1998
5. «Маленькая смерть», 1995
6. «Летнее платье», 1996
7. «Посмотри на море», 1997
🦵Озона связывают с направлением «кино тела» (cinema of the body). Он свободно относится к телу, человеческой сексуальности и показывает, как можно смотреть на это без табу и стереотипов.
🌊 Еще он относится к новейшей новой волне — это такой зонтичный термин, которым называют многих режиссеров восьмидесятых, девяностых и двухтысячных годов.
💣 Иногда Озона причисляют к новому трансгрессивному кино: так называют искусство, которое преодолевает установки и нормы. К такому кино можно отнести ленты Озона «Криминальные любовники» и отчасти «Крысятник».
⚡️ Озон — постмодернист, как Тарантино, Альмодовар и даже Михалков, в творчестве которого тоже есть черты постмодернизма. Для него характерна эклектика, отсылки к творчеству других мастеров. Он берет что-то у Бунюэля, Пазолини, Блие и добавляет в новую картину, а критики находят в ней следы влияния классиков.
👠 Пример эклектики — это «8 женщин». Фильм устроен на сочетании несочетаемого. В нем соединены эстетика голливудских шестидесятых, детектив, мюзикл, легковесные милые моменты и трагичные эпизоды.
✍️ Для постмодернизма характерна цитатность. Тут снова вспоминаем фильм «8 женщин» — в нем есть цитаты из фильмов Дугласа Серка, Альфреда Хичкока, мюзиклов пятидесятых годов и техниколоровских* голливудских мелодрам. А еще «Бассейн» — название фильма и образ бассейна отсылают нас к классическому «Бассейну» Жака Дере, где играли Роми Шнайдер и Ален Делон.
😏 Постмодернизм — это ирония. У Озона ирония направлена на персонажей как на представителей тех или иных классов: буржуазии, например. Еще режиссер — сатирик. Мы видим это в «Крысятнике», «8 женщинах» и «В доме».
🧩 Притчевые интонации тоже слышны. Встречаем их в «Криминальных любовниках», «Крысятнике», «Каплях дождя на раскаленных скалах».
*Техниколор — технология съемки, в которой черно-белое изображение соединяют с красными, зелеными и синими фильтрами.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кино тела и трансгрессивное кино
Важная часть творческой манеры Озона — эротизм 👇
📺 Эротизм отделяется от постмодернизма. Эротика у Озона проявляется в разной манере — все зависит от периода творчества.
👄 Иногда это легкие эротические сцены: как в фильме «Под песком», например. Или достаточно чувственные и откровенные, как в «Бассейне».
🔞 Иногда это порнографические элементы. Например, эрегированный член в «Крысятнике» и «Двуличный любовник» с крупным планом влагалища.
👬 Эротизм Озона часто гомосексуален. Он открытый гомосексуал, поэтому говорит об этом и в кино — «Летнее платье», «Время прощания» и многие другие картины.
🔫Тема насилия мало встречается в его кино: можно вспомнить «Криминальных любовников», где показывают жестокое убийство.
👊 Внутри этой темы — образы подавления и манипуляций. У Озона они бывают и сексуального, и морального характера. Тема манипуляции преобладает в «Крысятнике», «Каплях дождя на раскаленных скалах», «Криминальных любовниках».
Сцена из фильма «Летнее платье», реж. Франсуа Озон, 1996
Какие приемы характерны для Озона 👇
🎬 Как и многие постмодернисты, Озон подчеркивает условность кино. Это делал и Годар, и Тарантино, и Альмодовар. Только если у Альмодовара условность выражается в построении сюжетов, ярких цветах, изощренности композиций и внутрикадрового монтажа, то Озон иногда сближает свои фильмы с эстетикой театра.
🎭 Эстетика театра встречается сразу в нескольких фильмах. «8 женщин» — это экранизация пьесы. Герои находятся в одном помещении, как на сцене, и это намекает на театральность происходящего. То же самое происходит в «Каплях дождя на раскаленных скалах» — это экранизация пьесы Фассбиндера. А вот в «Крысятнике превалирует даже не театр, а ситком и его эстетика.
🔊 Озон — музыкальный режиссер. Много музыки звучит в «Каплях дождя на раскаленных скалах», где даже проявляются элементы мюзикла, а в «8 женщинах» каждая героиня исполняет песню.
🎁 Озон — стилизатор. Он умеет стилизовать фильмы под картины пятидесятых («8 женщин») или создавать стилизацию под дамский роман («Ангел»). Это кино выделяется из его фильмографии, а режиссер притворяется автором мелодрамы.
👩 У него превалируют женские образы: «8 женщин», «Под песком», «Молода и прекрасна», «Ангел». К женским режиссерам относятся и Бергман, и Альмодовар, и Аллен.
💌 Работает с лучшими французскими актрисами разных поколений. Озон снимал таких ветеранов французского кино, как Даниэль Дарье и Жанна Моро, которым уже тогда было по 80 лет. И открывал новых актрис — Людивин Санье и Марина Вакт.
💔 Одна из важных тем — распад семьи. Физический, моральный, с проблемами взаимоотношений и самоопределения.
🧭 Озон строит сюжет несколькими методами. «Летнее платье» — это импрессионистский фильм-впечатление, будто без сюжета и сценария. А «Крысятник» и «Капли дождя» — это схематизм, где все четко и симметрично. Это напоминает нам о «Теореме» Пазолини.
🌬 Иногда в фильмах чувствуется отсутствие воздуха, режиссер прибегает к герметичности. Если в «Летнем платье» много воздуха и солнца, то в «Каплях дождя» и «Крысятнике» наоборот нет кислорода и света. «Рики» — совсем серый фильм, который стилизован под социальные драмы братьев Дарденн. А уже знакомый «8 женщин» — наоборот, очень яркий.
🎥 Любимый оператор Озона — Йорик Ле Со. Они вместе учились в школе Ля Феми и сняли шесть фильмов — «Летнее платье», «Увидеть море», «Крысятник», «Бассейн», «5х2» и «Отчаянная домохозяйка». Еще Ле Со работал с Джармушем («Выживут только любовники») и получил номинацию на «Сезар» за фильм «Зильс-Мария». Одна из последних его работа — шедевр Клер Дени «Высшее общество».
⭐️ Мы обсудили особенности режиссуры Озона. Открылся ли он с новой стороны? Узнали что-то, о чем даже не догадывались раньше?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день