angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Логические парадоксы

Парадоксы теории вероятности

Парадоксы, имеющие математические решения. Разберемся на конкретных примерах, как и почему это происходит (ну или не происходит).

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Философия 20 века широко использует представление об ограниченной рациональности. Она берет за точку отсчета не идеализированную рациональность «с точки зрения вечности», а реального мыслящего субъекта, которому приходится принимать решения в условиях ограниченного времени, неполной и противоречивой информации. Рассмотрим несколько парадоксов, связанных с такими ситуациями.

🎲 Парадокс трех узников. Эта задача была опубликована Мартином Гарднером в 1959 году. Это не парадокс в строгом смысле слова, потому что у задачи есть однозначное математическое решение. Но с ее помощью можно понять, какие трудности стоят перед логиками, математиками и экономистами при моделировании решений рациональных субъектов в условиях неполной информации.

Пусть у нас есть трое заключенных — A, B и С. Все они приговорены к смертной казни и ожидают ее в одиночных камерах. Губернатор случайным образом выбирает одного из них и выписывает ему помилование. Стражник, охраняющий заключенных, знает, кто помилован, но не имеет права сказать этого.

Заключенный A просит стражника дать ему хотя бы слабую подсказку: «Конечно, ты не можешь сказать мне, помилован я или нет. Но ведь ты вправе сказать мне что-то о других заключенных — назови имя того из них, кто точно будет казнен».

🗯 Стражник сообщает заключенному A, что казнен будет B. Заключенный A рад это слышать, поскольку считает, что теперь вероятность его выживания стала 1/2, а не 1/3, как была раньше. На радостях A тайно делится этой информацией с С. Заключенный С также рад это слышать, но по другой причине. Он полагает, что вероятность выживания заключенного А все еще 1/3, а вот его собственная вероятность выживания возросла до 2/3. Как такое может быть? Кто прав — А или С?

🙅🏻‍♂️ Правильный ответ заключается в том, что на самом деле A не получил никакой информации о собственной судьбе. Действительно, вероятность выживания В была изначально 1/3, а после сообщения тюремщика упала до 0. Но это не означает, что теперь шансы А и С равномерно повысились до 1/2. Вспомним, что именно сказал тюремщик — он сообщил А имя того из двух других (В и С) заключенных, кто точно будет казнен. Получается, что его ответ дает нам информацию о соотношении шансов В и С на выживание, но никак не касается А. До ответа вероятность выживания В и С была 2/3 на двоих. Теперь она стала 2/3 на одного — а именно, С. Вероятность выживания А никак не изменилась.

Для сравнения: если бы А попросил «скажи мне имя того из нас троих, кто точно будет казнен», то ответ тюремщика «В» повысил бы шансы А и С в равной степени. Но наш мозг не склонен придавать значение таким мелочам в условиях задачи, не правда ли?

📌 Итак, задача имеет однозначное решение. В то же время, контринтуитивность этого решения хорошо иллюстрирует, насколько сложны связи между нашими гипотезами и фактами, которые их подкрепляют или ослабляют. Исследование этих связей дало сильный импульс развитию методологии науки и теории принятия решений.

Рассмотрим парадокс Монти Холла. Эта задача похожа на предыдущую и тоже имеет однозначное математическое решение. Однако 92% людей дают на нее неправильный ответ. Более того, многим людям бывает сложно принять правильное решение даже после того, как его им рассказали. Популярность пришла к этой задаче после публикации в книге Мартина Гарднера.

🚪Парадокс Монти Холла. Представьте, что вы стали участником игры, в которой вам нужно выбрать одну из трех дверей. За одной из дверей находится автомобиль, за двумя другими — козлы. Вы выбираете одну из дверей, например, номер 1. После этого ведущий, который знает, что находится за дверями, говорит: «Сейчас я открою одну из оставшихся дверей, за которой точно находится козел». Он открывает дверь 2, и там действительно козел. После этого он спрашивает вас — не хотите ли вы изменить свой выбор и предпочесть дверь номер 3? Увеличатся ли ваши шансы выиграть автомобиль, если вы примете предложение ведущего и измените свой выбор?

🐐 Большинство людей предпочитают выбор не менять, поскольку считают, что обнаружение козла за дверью 2 в равной степени повышает шансы как двери 1, так и двери 3 на то, что там автомобиль.

🚗 Но это неверное рассуждение. Ведущий предупредил, что откроет одну из не выбранных вами дверей, а значит, информацию вы получили только про них, но не про дверь 1.

🔮Чтобы это понять, можно зайти с другой стороны. Стратегия «не менять» поможет тогда и только тогда, когда вы с самого начала выбрали дверь с автомобилем, сами того не зная. Шанс такого угадывания 1/3 (если только вы не экстрасенс). В остальных случаях (то есть в двух ситуациях из трех возможных), приняв предложение ведущего, вы точно выиграете автомобиль.

📌 Эта задача стала знаменитой и даже обыгрывалась в нескольких художественных фильмах о человеческом мышлении, например, в фильме «21» Роберта Лукетича.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

А теперь рассмотрим проблему, которая действительно является парадоксом в строгом смысле слова. Это задача «двух конвертов», которая стала известна благодаря математику Мартину Гарднеру. Она не имеет однозначного решения и указывает на фундаментальные пробелы в аксиоматике теории вероятностей и на недоопределенность ее интерпретации.

✉️ Парадокс двух конвертов. Представьте, что вам и еще одному случайному человеку предлагают сыграть в простую игру. Вам раздали два внешне неразличимых конверта с деньгами. Известно, что в одном из них сумма в 2 раза больше чем в другом. Величина суммы при этом не оглашается. То есть, открыв свой конверт, вы знаете, сколько в нем денег (допустим, Х), но не знаете, какая сумма в конверте у вашего соперника — либо 2Х, либо Х/2. Вы должны решить: хотите ли вы обменять свой конверт на конверт соперника?

💵 Оба игрока рассуждают следующим образом. С вероятностью 50/50 у соперника может быть как 2Х, так и Х/2. Если повезет, я выиграю +Х. Если не повезет, потеряю -Х/2. Таким образом, ожидаемая полезность от обмена больше, чем от сохранения status quo. Значит, надо меняться! Но здесь явно что-то не так. Ведь не может быть, чтобы обмен был выгоден обоим игрокам.

⁉️ Где же ошибка в их рассуждениях? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа.

🏆 Некоторые исследователи считают, что неверно было с самого начала устанавливать вероятность выигрыша и проигрыша как 50/50. Это слишком субъективный взгляд на вероятности — на самом деле, распределение шансов здесь другое, причем игроки не могут никак заранее узнать, какое именно — это зависит от того, чем закончится обмен.

🎲 Другие говорят, что при таком подходе мы теряем сам смысл понятия вероятности — если мы не можем пользоваться этим понятием до принятия решения, а узнаем его величину только после, то какой в нем вообще толк?

🧠 Этот спор вполне философский.
Он касается важной проблемы — обладаем ли мы такой свободой воли, которая позволяла бы нам при этом принимать наиболее рациональные решения, или рациональность выбора не всегда совместима с его свободой?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;