Пьер Паоло Пазолини
Биография
Пазолини прожил 53 года: он родился в Болонье и умер в Остии. Изучим его биографию и посмотрим, как личная жизнь отражалась на карьере.
Пазолини в разные годы жизни
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
⛪ Пазолини вырос в католической семье, но был атеистом. Режиссер выступал с нападками в адрес римской церкви и церкви вообще.
✍️ В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в литературный колледж Болонского университета. Уже в студенческие годы он прославился — был поэтом.
💫 Он начал писать стихи в семнадцать, а публиковаться в девятнадцать. Говорил, что поэзия — его первая любовь. В 1956 году опубликовал роман «Шпана» о рабочей деклассированной молодежи Рима.
📖 В 1957 году вышел известный сборник стихов «Пепел Грамши». Антонио Грамши — основатель компартии Италии. Сборник многое говорит о политических взглядах Пазолини.
🏆 За этот сборник он получил премию Виареджо. Ей награждали и Бернардо Бертолуччи, когда он в молодости был поэтом. Это самая престижная премия Италии, как Пулитцеровская в США.
📌 После Второй мировой Пазолини вступил в коммунистическую партию. Но его оттуда исключили с формулировкой «За развращение малолетних». Хотя говорят, что реальная причина была в его гомосексуализме.
✏️ Позже Пазолини займется кино, но продолжит писать стихи. Одно из самых известных стихотворений о партии молодежи он написал в 1958 году, когда уже реализовался в кино.
📺 Почему Пазолини обратился к кинематографу? Знаменитый советский поэт Евгений Евтушенко, который был знаком с Пазолини и должен был играть Христа в «Евангелие от Матфея», говорит, что поэзия в шестидесятые уже не пользовалась популярностью, а кинематограф был популярным.
👏 Пазолини хотел больше аудитории. Он мечтал доносить идеи и мысли до множества людей. Бернардо Бертолуччи в этом плане пойдет по его стопам.
Пазолини на съемках
Как Пазолини пришел в кино 👇
🗒 Прежде чем стать режиссером, Пазолини был сценаристом. Он писал сценарии к фильмам крупных режиссеров. Это «Женщина с реки» Марио Сольдати, где главную роль играет Софи Лорен. «Пленник гор», которого снял немец Луис Тренкер. Он снимал еще в гитлеровской Германии и вместе с Лени Рифеншталь играл в кино. Пазолини создал сценарий для «Горбуна» Карло Лиццни, где был и актером. Еще несколько сценариев написал для режиссера Мауро Болоньини, которого потом затмил.
🤝 Тогда началось сотрудничество с Федерико Феллини. Они вместе работали над двумя картинами — «Ночь Кабирии» и «Сладкая жизнь».
🛩 В сентябре 1958 года Пазолини пригласили в СССР. Его позвал Союз писателей. Пазолини посетил Москву и поучаствовал в конференции по проблемам современной поэзии.
☄ Первый фильм Пазолини — «Аккатоне» 1961 года. Он основан на его романе — неореалистической истории о жизни римских трущоб.
🎞 В 1962 году Пазолини арестовали и судили за участие в создании киноальманаха «РоГоПаГ». Его приговорили к условному заключению. «РоГоПаГ» — альманах четырех режиссеров. Его название — первые буквы их фамилий: Росселлини, Годар, Пазолини, Грегоретти. Пазолини снял новеллу «Овечий сыр» о режиссере, который снимает фильм про Христа. Итальянские власти сочли это кощунством и подали на режиссера в суд.
📍В 1963 году Пазолини встретил любовь — Нинетто Даволи. В день первой встречи ему было 15. Нинетто Даволи станет его любовником, их отношения продлятся несколько лет.
🎥 Даже после расставания Даволи продолжил сниматься в фильмах Пазолини. Он играл в «Евангелии от Матфея», «Птицах больших и малых», «Декамероне», «Кентерберийских рассказах». Появлялся даже у Эльдара Рязанова в «Невероятных приключениях итальянцев в России».
👥 Пазолини был его другом, наставником и старшим товарищем. Но режиссер заводил отношения и с женщинами, хотя они скорее были дружбой. Например, это Лаура Бетти и Мария Каллас, оперная дива играла главную роль в «Медее».
Роль Феллини в жизни Пазолини
В шестидесятые годы режиссер активно работает. Он снимает знаменитые фильмы — «Мама Рома», «Теорема», «Птицы большие и малые», «Свинарник» 👇
📋 В 1968 году он написал знаменитое скандальное стихотворение «Компартия — молодежи!». Оно стало известным, потому что революция и студенческие восстания шли не только во Франции, но и в Италии. Пазолини хвалил студентов за борьбу с режимом, но намекал, что они представители буржуазии, а значит, это бунт одних представителей буржуазии против других, в который попали дети рабочих — полицейские.
🔥 Стих вызвал бурю негодования. Но Пазолини говорил, что это была провокация. Он хотел, чтобы представители молодежного восстания посмотрел на себя со стороны и лучше поняли свои действия. Режиссер призывал их быть более осознанными и сочувствовал полицейским.
❌ В отношении политики Пазолини был неудобным. Компартия была попыткой не соответствовать нормам художника и буржуазному обществу. Но и в рамках компартии он не хотел соответствовать всем ее атрибутам.
🏛 Пазолини часто обращался к классическим текстам. «Евангелие от Матфея» — экранизация Евангелия написанного Матфеем, «Царь Эдип» — пьеса Софокла, «Декамерон» — сборник Джованни Бокаччо, «Кентерберийские рассказы» — поэма Джеффри Чосера, «Медея» — Еврипид, «Сало, или 120 дней Содома» — Маркиз де Сад. Режиссер начал с Евангелия и закончил де Садом, который отрицал Евангелие.
🧳 В начале семидесятых Пазолини путешествовал по Востоку. Он побывал в Иране, Йемене, Непале и набрался вдохновения для «Трилогий жизни».
⚰️ История убийства Пазолини остается одним из самых загадочных преступлений в современной Италии. Его убили 2 ноября 1975 года в Остии около Рима. Тело нашли утром в луже крови. Режиссеру сломали ребра, раздавалии сердце, разбили челюсть, сломали руки и уши, по трупу проехала машина. Полицейские поймали 17-летнего Джузеппе Пелози, который сознался в убийстве и оказался в тюрьме. Но в 2005 году он отказался от добровольного признания и расследование возобновили. Выяснялось, что в преступлении участвовали четыре человека. Появились два новых фигуранта-неофашиста — Франко и Джузеппе Борселино. А личность четвертого так и не установили. Пелози позже говорил, что не убивал и не участвовал в убийстве, но видел рядом с местом происшествия трех подозрительных парней с южным акцентом, которые сидели около машины Пазолини и напали на него с криками «Поганый коммунист!».
📹 Во время создания последнего фильма «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини получал угрозы от фашистских организаций. Но есть и другая версия — Пазолини убили не фашисты, а капиталисты, потому что у него появились дискредитирующие бумаги на нефтегазовую компанию ENI. О загадочном убийстве снимают фильмы и пишут книги.
С кем сотрудничал Пазолини
💌 Пазолини начал путь в кино со сценариев. Если бы вам предложили любую работу в кино, какую бы выбрали? Может, писать музыку или придумывать декорации?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день