Пьер Паоло Пазолини
«Декамерон»
«Декамерон» — это начало третьего этапа в творчестве Пазолини. Фильм стал популярным, как «Мама Рома» и «Евангелие от Матфея», и получил специальный приз Берлинского кинофестиваля. Посмотрим, как режиссер экранизировал классику Джованни Бокаччо.
Кадры из фильма «Декамерон», 1971
📝 Аннотация. Художник Джотто странствует по дорогам Италии эпохи зарождающегося Ренессанса в поисках гармонии и истины. Джотто становится свидетелем самых разных жизненных историй и жадно вбирает в себя впечатления от изменяющейся, многоликой реальности.
🎬 Основа сценария — произведение Бокаччо. На русский «Декамерон» переводится как «Десятиднев», потому что по сюжету юноши и девушки уезжают из чумной Флоренции и рассказывают друг другу истории. Каждый день состоит из десяти историй, всего их получается сто.
3️⃣ Это первая часть «Трилогии жизни». Еще в нее входят «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысяча и одной ночи».
💌 Пазолини называл эти фильмы «Трилогией любви». На контрасте с «Евангелием от Матфея» и «Мамой Ромой» зрители почувствовали всю яркость и красоту «Декамерона».
🌄 В начале 70-х он путешествовал по Востоку и искал материалы для трилогии. Пазолини снял ее за три года и противопоставил излишней политизации левых и легкомыслию массовой культуры.
🦵Его открытием стало человеческое тело и утраченное физическое начало. Поэтому он снимает фильмы с явным эротическим содержанием и возвращается к Средним векам, когда чувство тела еще было живо. Пазолини хотел оправдать тело, показать, что оно прекрасно.
💫 В 1971 году фильм стал хитом. Он был третьим по посещаемости итальянским фильмом того года.
🎭 Этому фильму подражали. Появлялись картины, где тело демонстрировали в классическом антураже. Пазолини разочаровала такая тяга к коммерции. Он понял, что его главную мысль извратили ради выгоды. Поэтому он снял «Сало, или 120 дней Содома»: он стал ответом на все подражания и капитализацию тела.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПоговорим о сюжете и съемках 👇
🌟 Актерский состав. Главные роли играют любимый актер Пазолини Франко Читти, Нинетто Даволи и сам Пьер Паоло.
🗯 Как фильм был задуман? Пазолини хотел снять фреску всего мира, Средневековья и буржуазного времени.
🎞 Пазолини мечтал, чтобы фильм длился три часа и состоял из трех тематических блоков. Он начал адаптировать роман, превращать его в сценарий и понял, что нужно сокращать. В итоге фильм идет меньше двух часов. Пазолини убрал множество новелл и остановился на самых выгодных и интересных.
👏 Фильм заканчивается интересной финальной репликой: «Зачем создавать произведения искусства, если так приятно просто мечтать о них?» Она возникла на съемочной площадке, в сценарии ее не было.
📚В Средние века были популярны энциклопедии, так называемые суммы. Пазолини создал свою сумму и уподобил ее фреске. Герой Джотто поглядывает за жизнью и создает фреску.
👤 Все истории «Декамерона» связаны образом художника. Когда в финале фильма он заканчивает фреску, история завершается. Художника играет Пазолини, так получется мизанабим — искусство внутри искусства, фильм в фильме, как «Восемь с половиной» Феллини.
✂️ Пазолини убрал из фильма две сцены. Их искали, но найти не смогли. Остались только срезки с одной из них, сюжет по ним понять не получается.
👉 Послушаем, каким актером был Пазолини, и узнаем, кто еще создавал фильм.
Постеры к фильму
Кто создавал фильм 👇
🎹 Музыку написал Эннио Морриконе. Знаменитый итальянский композитор был соратником Пьера Паоло Пазолини. Он не столько писал музыку, сколько аранжировал ее. В фильме много народной музыки, неаполитанских аутентичных песен.
💵 Продюсером был Альберто Гримальди. Он начинал со спагетти-вестернов, а потом перешел к крупным режиссерам. Стал продюсером более 80 картин, среди них — «Хороший, плохой, злой» Леоне, «Наемник» Корбуччи, «Тихое местечко за городом» Петри, «Сатирикон» и «Казанова» Феллини, «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Цветок тысяча и одной ночи», «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини, «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век» Бертолуччи, «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе.
🎞 Художник «Декамерона» — Данте Ферретти. Он работал с Пазолини с 70-х. Еще Ферретти был протеже Феллини, вместе они сделали пять фильмов. Пять раз он сотрудничал с Пазолини. В девяностых и нулевых он много работал со Скорсезе, они создали 11 фильмов. У Ферретти три «Оскара». За «Авиатора» и «Хранителей времени» Скорсезе и фильм Тима Бертона «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».
🎨 Еще один художник — Данило Донати. Он с детства интересовался искусством и литературой. Еще в 50-е начал сотрудничать с Лукино Висконти и рботать в театре. В 1959 году стал художником «Большой войны» Моничелли — это один из шедевров итальянского кино. Еще он работал с Роберто Росселлини над фильмом «Ванина Ванини».
📅 А с Пазолини они сошлись в 1962 году на «Маме Роме». Еще Донати создавал декорации для фильмов Мауро Болоньини, Альберто Латтуада, Франко Дзеффирелли. За «Ромео и Джульетту» Дзефирелли он получил «Оскар». В 1969 году начал работать с Феллини и второй «Оскар» получил за «Казанову». В фильмах «Декамерон» и «Кентерберийские рассказы» костюмы тоже от Донати. Он же был художником-постановщиком в фильме Тинто Брасса «Калигула».
Как Пазолини показывает творчество
📖 Пазолини — одновременно режиссер и актер «Декамерона». Кого из режиссеров вы хотели бы увидеть на экране?
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день