Пьер Паоло Пазолини
«Евангелие от Матфея»
Ватиканская газета назвала «Евангелие от Матфея» лучшим фильмом о Христе. Проследим, как это стало возможным.
Кадры из фильма «Евангелие от Матфея», 1964
🌟 Это один из самых признанных фильмов Пазолини в мире. Его часто называют лучшей экранизацией Священного Писания. А в 2015 году ватиканская газета назвала его лучшим фильмом о Христе.
📖 Все диалоги и монологи Христа основаны на тексте Евангелия от Матфея. Пазолини считал, что текст настолько высокопоэтичен, что превзойти и переписать его невозможно.
📜 Почему именно Евангелие от Матфея? Ведь есть четыре канонических Евангелия, а неканонических еще больше. Пазолини так отзывался о других текстах: «Иоанн был слишком мистичен, Марк был слишком прост, а Лука слишком сентиментален». Поэтому он выбрал Матфея.
💭 Иногда этот фильм определяют как маркистско-католический. Да, Пазолини марксист, коммунист и атеист, но с другой стороны он вырос в атмосфере крайней религиозности. Его мама была очень верующей. Он говорил: «Я человек неверующий, но ностальгирующий по вере».
📅 Пазолини задумал фильм в 1963 году. В 1962 году Папа Римский Иоанн XXIII обозначил новое отношение церкви к художественному творчеству. Он призывал современных художников вне зависимости от их взглядов к диалогу и сотрудничеству. Пазолини откликнулся и стал участником семинара в городе Ассизи на родине Франциска.
⚡️ Как появился замысел картины. Пазолини приехал в Ассизи на семинар, но оказался заблокирован в гостинице. Все потому, что Папа Римский тоже приехал на семинар и в городе перегородили дороги. Режиссер не мог никуда выехать из-за пробок, город парализовало. Пазолини обнаружил в номере Новый Завет, на одном дыхании прочел все четыре Евангелия и решил взяться за адаптацию одного из них. Он хотел быть верным тексту Евангелия, не приукрашивать и драматизировать лишний раз. Еще он не хотел сводный вариант, хотя иногда режиссеры брали четыре Евангелия и смешивали.
📺 Состав фильма — выдаюшийся, а роли исполняют непрофессиональные актеры. Деву Марию играет мать режиссера — Сузанна Пазолини. Джорджо Агамбен, известный итальянский философ, играет апостола Филиппа. Роль апостола Андрея играет Альфонсо Гатто, итальянский писатель, критик, журналист, профессор и один из главных итальянских поэтов 20 века. Роль Каиафы исполняет Хуан Родольфо Вилькок — итальянский и аргентинский писатель. А роль Марии из Вифании играет Наталия Гинзбург — итальянская писательница и переводчица. Небольшую роль пастушка играет уже знакомый нам Нинетто Даволи.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Отношение к «Евангелию от Матфея»
Как проходили съемки 👇
💫 Роль Христа исполнил 19-летний Энрике Ирасоки. Это испанский студент, который изучал экономику, был коммунистическим активистом и не планировал становиться актером.
🏛 Пазолини ездил по Израилю и искал места для съемок. Он их не нашел, но вся история легла в основу документального фильма «Поиск локаций в Палестине для фильма "Евангелие от Матфея"». Пазолини говорил, что те самые места на Святой земле превратились в туристические, снимать там невозможно. Поэтому он снимал в Италии, мы видим средневековую архитектуру.
👁 Фильм — взгляд на жизнь Христа после двух тысяч лет историй о нем. Пазолини не пытается реконструировать историю, а воспроизводит первоисточник.
👤 Это отображается и в костюмах, которые делал великий Данило Донати. Некоторые из них напоминают византийское искусство и иконопись, некоторые — экспрессионизм, картины Жоржа Руо, а костюмы фарисеев — живопись эпохи Кватроченто и Ренессанса.
📜 Образы головных уборов фарисеев вдохновлены фресками. Это фресковый цикл художника Пьеро делла Франчески в городе Ареццо.
🎼 Композитором был латиноамериканец Луис Энрикес Бакалов. Но в фильме звучит не только его музыка. Мы слышим и Баха, и Sometimes I Feel Like a Motherless Child Одетты Холмс, и Блайнд Вилли Джонсона. Пазолини говорил, что музыка взята изо всех частей мира.
Сцены обращения Христа к народу
Как фильм встретили в прокате 👇
👏 Фильм посвящен Папе Римскому. В начальных титрах даже есть слова, что он посвящен дорогой, радостной и родной памяти Иоанна XXII.
✨ Картину представили на 25-м Венецианском кинофестивале. Он удостоен специального приза — «Серебряного льва». А еще он получил номинацию на премию Британской киноакадемии как лучший фильм года.
🏙 В США фильм показали в 1966 году и номинировали на «Оскар». Было три номинациии — «Лучший художник», «Лучший дизайн костюмов» и «Лучшее музыкальное сопровождение».
✍️ «Евангелие от Матфея» восхитило Александра Твардовского. Это советский писатель, автор «Василия Теркина» и множества военной поэзии.
⚖️ Некоторые критики возмутились: они считали уступками идеологии то, что коммунист снимает религиозную картину.
🎞 Пазолини признавался, что некоторые моменты в фильме ему не нравятся. Он говорил, что где-то пошел на компромисс и это вызывает отвращение. Но фильм стал реакцией на конформизм марксизма и коммунизма. Пазолини писал:
🗣 «Таинство жизни, смерти и мучений — в том числе религиозное — это нечто, над чем марксизм не желает задуматься. Но эти вопросы всегда были и всегда будут важнейшими для человека».
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день