Пьер Паоло Пазолини
Фильмография Пазолини
«Птицы большие и малые», «Царь Эдип», «Сало, или 120 дней Содома», «Кентерберийские рассказы» — разберём фильмографию Пазолини и посмотрим, как менялся он и его темы.
Кадры из фильма «Аккаттоне», 1961
Разберёмся с фильмографией Пазолини и начнём с «Аккаттоне» 👇
📝 Аннотация. Витторио по прозвищу Аккаттоне — типичный бездельник с задворок Италии. Его отношения с женщинами носят паразитический характер: они готовы для него на все, он же пользуется этим, не давая ничего взамен. После того, как его подруга Маддалена оказалась в тюрьме отчасти по его вине, Аккаттоне идет к бывшей жене, которую бросил с детьми, но отец женщины проклинает его, а брат избивает. Вынужденный спасаться бегством, превратившийся в истерзанного, голодающего бродягу, он влюбляется в добродетельную Стеллу, но не может избавиться от своей привычки пользоваться женской добротой.
💵 Смысл названия. «Аккаттоне» на русский можно условно перевести как «Нищий».
⭐ Это дебют Пьера Паоло Пазолини. Он снял его в 1961 году по сюжету своего романа «Una vita violenta» или «Жестокая жизнь».
🎭 Главную роль сыграл любимый актер Пазолини — Франко Читти. Небольшие роли у отличных итальянских актрис Адрианы Асти и Моники Витти.
🏘 Как создавался материал. Когда Пазолини в 40-е приехал в Рим из Болоньи, то был поражен контрастами столичной жизни. Он увидел роскошные памятники и вместе с тем трущобы, где жили бедняки. Эти впечатления стали основой романа «Шпана» в 1955 году.
📙Потом он пишет роман «Жестокая жизнь». Роман тоже основан на жизни улиц. Он и превратился в «Аккаттоне». Пазолини не экранизирует его дословно, но роман точно был первым импульсом.
👥 Планировали, что над фильмом будет работать Федерико Феллини. Но он увидел пробный материал и от работы отказался. Есть версия, что после этого они поссорились с Пазолини.
🏠 Феллини рассказал о причинах в «Дневнике режиссера». Его не устроила стилистика фильма и места съемок. Римские трущобы, выглядели депрессивно и грязно.
👨Еще Феллини не был уверен в актерских способностях Франко Читти. Хотя он не только великолепно справился с ролью, но и получил номинацию на премию Британской академии как лучший актер.
🎵 В фильме звучит музыка Баха. Пазолини в эти годы часто ставил Баха в качестве саундтрека.
🎹 В «Аккатоне» он заигрывает с эстетикой неореализма, но это еще не неореализм. Есть сцены, где Аккатоне идет в черной рубахе по белой дороге и звучит Бах. Это напоминает неореализм.
⚡️Бернардо Бертолуччи работал ассистентом режиссера в этом фильме.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры из фильма «Теорема», 1968
«Теорему» Пазолини снял по мотивам собственного романа. Его интерпретируют как марксистскую притчу 👇
📝 Аннотация. В богатом миланском доме появляется гость. Он по очереди вступает в сексуальные отношения со всеми членами семьи — с сыном, дочерью, матерью, отцом и со служанкой. Гость уезжает, а привычный уклад буржуазного семейства разрушается до основания.
2️⃣ Это воплощение эстетики второго периода Пазолини. Интеллектуальное эпатажное кино, где все просчитано и продумано. Оно стилизованное и условное.
🎞 Как можно воспринимать фильм. Это и религиозная аллегория, и урок психоанализа, и иллюстрация того, что буржуазия — тупиковая ветвь развития человечества.
🎬 У фильма звездный состав. Это фаворит режиссера Нинетто Даволи, Сильвана Мангано, итальянская крупная актриса, Теренс Стэмп — британский актер, Массимо Джиротти — известный итальянский исполнитель, Анна Вяземски — французская актриса, жена Жан-Люка Годара, Лаура Бетти — любимая актриса Пазолини, которая получила кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале за лучшую женскую роль.
⚰️ В фильме есть толстовский мотив. Пазолини цитирует «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, герой читает текст.
🔞 Фильм обвиняли в непристойности. Этот процесс длился три месяца и режиссера в итоге оправдали. Судья выразился так:
🗣 «Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер. Поскольку речь, бесспорно, идет о произведении искусства, оно не может быть непристойным».
Кадры из фильма «Сало, или 120 дней Содома», 1975
«Сало, или 120 дней Содома» — последний фильм Пьера Паоло Пазолини 👇
📝 Аннотация. Экранизируя роман Маркиза де Сада, Пазолини переносит действие в 1944–45 годы в фашистскую «республику Сало», где лица из высшего общества во главе с принцем четыре месяца унижают и издеваются над собранными для услаждения извращенной элиты, чувствующими свою погибель. Для взрослых это последняя возможность удовлетворить низменные инстинкты, для молодых людей — расплата за юность и желание жить.
👏 Вышел на экраны в 1975 году. Это первая часть незавершенной «Трилогии смерти». Другие два фильма не были сняты, хотя один был задуман.
📺 В фильме есть отсылки к литературе. Это «Генеалогия морали» Ницше, сборник стихов Эзры Паунда «Песни», «В поисках утраченного времени» Пруста.
🗒 Это единственная лента, которая начинается с библиографии. В титрах мы видим, какие книги были использованы в работе над фильмом.
📚 Пазолини использовал труды крупных современных философов. Они исследовали творчество де Сада, изучали его мотивы. Это книги Пьера Клоссовски, Жоржа Батая
🌒 Фильм — не просто предсказание, притча и выход сексуальной энергии, а исследование. Он получил спорные оценки из-за натуралистически снятых сцен насилия, пыток и извращений.
❌ Фильм запретили в нескольких странах, где-то он запрещен до сих пор. В Великобритании запрет сняли только в 2000 году, например. При этом историки кино оценивают его высоко и включают в списки величайших фильмов всех времен и народов. Например, в 2006 году ассоциация кинокритиков Чикаго поместила «Сало, или 120 дней Содома» на 65 строчку списка самых страшных фильмов.
🎬 Фильм родился как ответ на «Трилогию жизни». Когда Пазолини снял «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысячи и одной ночи», он увидел, что их восприняли неверно. Тело воспринимали как товар, хотя Пазолини снимал о другом. И он решил сделать «Трилогию смерти», чтобы отбросить жизнерадостность «Трилогии жизни».
❓В «Трилогии жизни» секс связан с радостью, а здесь — со смертью и разложением. Пазолини говорил, что фильм — метафора про отношения современной власти и человека.
🗯 Как лента связана со смертью Пазолини. 2 ноября 1975 года его убили, это связывают с местью за фильм. Ведь там идет речь о республике Сало, последнем прибежище фашистов в Италии. А действие происходит в 1945 году, когда герои связаны с идеологией фашизма и нацизма. Пазолини был радикальнее других режиссеров в этом плане. Его попытки смелее «Гибели богов» Висконти, фильма «Германия, год нулевой» Росселини и кино Лилианы Кавани.
👁 Пазолини говорит, что фашизм — предлог для того, чтобы извращенцам комфортно было быть самими собой. Фильм запретили в том же 1975 году после убийства режиссера, но потом сняли запрет.
«Кентерберийские рассказы», 1972 и «Цветок тысяча и одной ночи», 1974
💡 Какой фильм или факт теперь первым делом ассоциируется с Пазолини?
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день