angle-down facebook instagram vkontakte warning

Пьер Паоло Пазолини

«Мама Рома»

«Мама Рома» — классика итальянского неореализма. Посмотрим, как создавали и оценивали фильм.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Кадры из фильма «Мама Рома», 1962

📝 Аннотация. Бывшая проститутка по прозвищу «Мама Рома» пытается начать новую жизнь. Она торгует овощами, в чем ей помогает шестнадцатилетний сын Этторе. Однако все старания женщины оказываются напрасными, когда Этторе узнает, что его мать была проституткой. Он совершает кражу и попадает в тюрьму — это крах надежд матери на лучшую жизнь для сына. Фильм основан на личных переживаниях режиссера, прибывшего в Рим из родной провинции Фриули. В вечном городе его поразила не величественная красота античного центра, а жестокие нравы обитателей окраин.

✍️ Один из самых знаковых фильмов Пазолини. Он снял его по собственному сценарию. Пазолини всегда нравилось писать их самостоятельно.

🖤 Фильм стал абсолютной классикой. Его везде упоминают и ассоциируют с Пазолини. В России он тоже очень известен.

❤️ Главную роль играет Анна Маньяни. Это одна из главных актрис Италии, которая ассоциируется с Римом и воплощает маму Рому. Роль стала для нее знаковой. Маньяни — звезда неореализма, поэтому Пазолини связывает фильм именно с этой эстетикой.

👨 В фильме играет Франко Читти, один из любимых актеров Пазолини. Потом он снимется во множестве его лент. Например, в «Аккатоне».

📺 На фильм жаловались. Считали, что он оскорбляет мораль и восстает против здравого смысла. Ленту упрекали в неподобающем содержании и осквернении общественного вкуса и благопристойности.

⚡️ Жалобу отклонили через пять дней. Но во время премьеры на Пазолини напали представители фашистской организации, которые протестовали против фильма.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Фото со съемок: Этторе Гарофоло, Анна Маньяни и Пьер Паоло Пазолини

Что нужно знать о съемках и сюжете 👇

Сценарий фильма основан на реальной истории. Пазолини узнал о трагической смерти восемнадцатилетнего Марчелло Елизеи. Его отправили в СИЗО, привязали к кровати, и он скончался.

🗻 Образ привязанного молодого человека стал ядром картины. В конце фильма мы видим молодого человека, прикованного к кровати, он напоминает Прометея у скалы. Сюжет строился вокруг этого образа.

🎞 Съемки проходили в Риме. Они начались в апреле 1962 года, а премьера была уже в сентябре.

📆 Начало пятидесятых — конец развития канонического неореализма и начало розового неореализма. В неореалистическом ключе реализуются популярные фильмы, комедии, мелодрамы. Принципы неореализма меняются. Мы видим это по «Европе 51» Росселини, «Путешествию в Италию» Антониони, «Дороге» и «Ночах Кабирии» Феллини.

💫 Цветное и страстное «Чувство» Висконти — символ завершения прежнего неореализма. Действие начинается в оперном театре, мы видим постановку «Трубадура» Верди. И хотя Висконти потом вернется к неореалистическим принципам в фильме «Рокко и его братья», переход к новой эпохе уже состоялся. И Пазолини тоже будет творить в новой эстетике, только опираясь на неореализм.

🎼 В «Маме Роме» есть черты неореализма, но это уже неореализм нового уровня. Например, звучит музыка эпохи барокко, хотя неореалисты чаще отказывались от саундтрека. Она привносит в картину нехарактерные звучания, ведь барокко от вечности, а неореализм сиюминутен, он ориентируется на газету или кинохронику. Музыка барокко придает любому фрагменту вневременное измерение.

🛏 Пазолини цитирует Караваджо. В конце фильма, когда Этторе привязан к кровати, он напоминает мертвого Христа. И это тоже отличие от неореалистов, которые не цитировали классическую живопись.

Постеры к фильму

Кем был оператор «Мамы Ромы» 👇

🎥 Оператор фильма — Тонино Делли Колли. Он был постоянным соратником Пьера Паоло Пазолини.

🎬 Родился в 1923 году в Риме, умер там же в 2005. Начал работать в кино еще в 1938 году, будучи подростком.

🎨 С середины 40-х стал оператором. В 1952 снимает первый итальянский цветной фильм — это комедия Стено «Тото в цвете».

🎭 Он снял больше 130 фильмов. Работал с Феллини, Полански, Росселини, Анно. Завершил карьеру в 1997 году фильмом «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи.

Снял много спагетти-вестернов. Это «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе». Работал с французским режиссером Луи Маллем над фильмом «Лакомб Люсьен», вместе с Марко Феррери делал «Историю обыкновенного безумия», вместе с Серджо Леоне — «Однажды в Америке».

Крупные планы «Мамы Ромы»

📌 Анна Маньяни — настоящая национальная актриса. Она ассоциировалась с Италией у нескольких поколений. Как вы думаете, такой статус возможен сейчас или новых имен, течений и тенденций слишком много?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;