angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Пьер Паоло Пазолини

Стиль режиссера

Творчество Пазолини делится на три этапа. Научимся их различать и найдем особенности каждого.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Творчество Пазолини делится на три этапа. Научимся их различать и найдем особенности каждого 👇

👤 Пазолини был коммунистом и марксистом. Это нашло отражение и в его литературе, и в его фильмах.

📜 Он критикует церковь и общество с антибуржуазных позиций. В его фильмах всегда есть политические мотивы, идеологические моменты, критика институций и органов власти.

🔥 Все это связано с эпатажем. Иногда фильмы были намеренно эпатирующими. Например, «Теорема», «Аккатоне», «Мама Рома» — они будто становились поперек горла у целого общества.

💫 Иногда Пазолини переходил от злободневных тем к вечным. Он черпал вдохновение из классической литературы.

🎬 Три главные фазы в творчестве Пазолини — неореалистический период, период интеллектуально-эпатажного кино и период костюмных эротических фильмов. Это условные названия, но фазы идут одна за другой, иногда встречаются какие-то пересечения.

1️⃣ Что характерно для первой неореалистической фазы?

Герой-бедняк, социальная тематика, черно-белое изображение упадка и обреченности. Это «Аккатоне», «Мама Рома», «Евангелие от Матфея». Иногда это называют грязным и мрачным неореализмом.

📺 В фильмах часто играют непрофессиональные актеры. Сюжеты — непритязательные, иногда позаимствованные из реальной жизни или вдохновленные ей.

️Много экспрессивности. Режиссерская интонация — безжалостная, натуралистическая и яростная.

💌 Есть и элементы поэтизации и стилизации. Пазолини был поэтом, художественные приемы всегда оставались среди творческих методов. Например, отсылка к Караваджо в «Мама Рома».

Франко Читти и Нинетто Даволи

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Пьер Паоло Пазолини и Франко Читти
2.
Франко Читти в «Кентерберийских рассказах»
3. Пьер Паоло Пазолини и Нинетто Даволи
4. Нинетто Даволи на кинофестивале несколько лет назад

Чем отличалась вторая фаза 👇

2️⃣ Вторая фаза сохраняет некоторые черты первой. Происходит переход к цветному кинематографу, возрастает условность на уровне сюжета и стиля. Сюжеты становятся схематичными, а в стиле появляются элементы пародии, игры с языком кинематографа.

🎥 Пазолини любит менять приемы. Он совмещает цветную и черно-белую картинку, как в «Овечьем сыре». Использует прием «мизанабим» — искусство в искусстве, фильм в фильме.

🎞 Ускоренное воспроизведение, Пазолини любил динамику и иногда добавлял героям быстрый темп. Так демонстрировалась стилизация под старое кино. В «Кентерберийских рассказах» — это уже третья фаза с заимствованиями из второй — есть целый эпизод-оммаж Чаплину, постмодернистская игра.

🏛 Примета творчества Пазолини второй и третьей фазы — анахронизм. Например, когда он экранизирует античные или библейские тексты, а действие переносит в какое-то условное время. Или видим Медею в Пизе, хотя эти постройки появились позже. Или христианский средневековый храм, а перед ним — кентавр Хирон.

📖 Условное воспроизведение классики. Это эффект отстранения Шкловского или эффект отчуждения Брехта. Когда мы что-то известное помещаем в новый контекст, актуализируем восприятие, делаем его более живым.

🎭 В фильмах Пазолини второй фазы играют непрофессиональные актеры. Он дает место импровизации.

🎦 Появляется и подвижная, часто ручная камера. Оператор снимает с руки, даже заметно, как камера дрожит.

✍️ Со второго периода начинается обращение к классической литературе. Она захватывает Пазолини, но он и иронизирует над ней.

Лаура Бетти и Пьер Паоло Пазолини

Третья фаза — костюмно-эротические фильмы. Какой она была 👇

🎨 Фильмы характеризуются зрелищностью, цветом, эротизмом. В основе — классические тексты Боккаччо, Чосера. Пазолини снимает так называемую трилогию жизни — «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысячи и одной ночи».

🎞 Эти фильмы простые и массовые, они состоят из новелл, как альманахи. Вот фильмы второй фазы — «Теорема», «Птицы большие и малые», «Царь Эдип», «Медея» — это авторское, интеллектуальное и усложненное кино. А здесь все легко и доступно.

💰Все снято с размахом и большим бюджетом. Продюсером стал Альберто Гримальди. А непрофессиональных актеров, ручной камеры и иронии все еще было много.

📺 Особняком стоит последний фильм Пазолини — «Сало, или 120 дней Содома». Тема обнажения будто продолжает «Трилогию жизни», но на деле начинает трилогию смерти. Которую, к слову, он не закончил именно из-за гибели.

4️⃣ Этим фильмом Пазолини открывал четвертую фазу. Это фаза несмотрибельного кино — оно уже не просто не для всех, а страшное до предела. Творчество Пазолини провокационное, поэтому иногда были и судебные преследования.

👬 Режиссер был гомосексуалом, но в кино практически не говорил об этом. Только в «Теореме» или «Цветке тысячи и одной ночи». Более откровенно к этой теме он подошел в фильме «Сало, или 120 дней Содома».

🎬 В поздних интервью Пазолини причислял себя к представителям коммерческого кино. Несмотря на то, что был классиком авторских фильмов и часто снимал не для публики. Он признавался, что фильмы не приносят большого дохода, но окупаются, и упоминал Феллини, который тоже был коммерческим, но верным себе.

Киноальманахи, в которых принимал участие Пазолини

Постеры «Ведьм» и «Итальянского каприччио»

Пьер Паоло Пазолини и Мария Каллас на съемках «Медеи»

🎬 Пазолини участвовал в создании нескольких киноальманахов. А вы каких режиссеров соединили бы в таком формате?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;