Пьер Паоло Пазолини
Стиль режиссера
Творчество Пазолини делится на три этапа. Научимся их различать и найдем особенности каждого.
Творчество Пазолини делится на три этапа. Научимся их различать и найдем особенности каждого 👇
👤 Пазолини был коммунистом и марксистом. Это нашло отражение и в его литературе, и в его фильмах.
📜 Он критикует церковь и общество с антибуржуазных позиций. В его фильмах всегда есть политические мотивы, идеологические моменты, критика институций и органов власти.
🔥 Все это связано с эпатажем. Иногда фильмы были намеренно эпатирующими. Например, «Теорема», «Аккатоне», «Мама Рома» — они будто становились поперек горла у целого общества.
💫 Иногда Пазолини переходил от злободневных тем к вечным. Он черпал вдохновение из классической литературы.
🎬 Три главные фазы в творчестве Пазолини — неореалистический период, период интеллектуально-эпатажного кино и период костюмных эротических фильмов. Это условные названия, но фазы идут одна за другой, иногда встречаются какие-то пересечения.
1️⃣ Что характерно для первой неореалистической фазы?
Герой-бедняк, социальная тематика, черно-белое изображение упадка и обреченности. Это «Аккатоне», «Мама Рома», «Евангелие от Матфея». Иногда это называют грязным и мрачным неореализмом.
📺 В фильмах часто играют непрофессиональные актеры. Сюжеты — непритязательные, иногда позаимствованные из реальной жизни или вдохновленные ей.
⚡️Много экспрессивности. Режиссерская интонация — безжалостная, натуралистическая и яростная.
💌 Есть и элементы поэтизации и стилизации. Пазолини был поэтом, художественные приемы всегда оставались среди творческих методов. Например, отсылка к Караваджо в «Мама Рома».
Франко Читти и Нинетто Даволи
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Пьер Паоло Пазолини и Франко Читти
2. Франко Читти в «Кентерберийских рассказах»
3. Пьер Паоло Пазолини и Нинетто Даволи
4. Нинетто Даволи на кинофестивале несколько лет назад
Чем отличалась вторая фаза 👇
2️⃣ Вторая фаза сохраняет некоторые черты первой. Происходит переход к цветному кинематографу, возрастает условность на уровне сюжета и стиля. Сюжеты становятся схематичными, а в стиле появляются элементы пародии, игры с языком кинематографа.
🎥 Пазолини любит менять приемы. Он совмещает цветную и черно-белую картинку, как в «Овечьем сыре». Использует прием «мизанабим» — искусство в искусстве, фильм в фильме.
🎞 Ускоренное воспроизведение, Пазолини любил динамику и иногда добавлял героям быстрый темп. Так демонстрировалась стилизация под старое кино. В «Кентерберийских рассказах» — это уже третья фаза с заимствованиями из второй — есть целый эпизод-оммаж Чаплину, постмодернистская игра.
🏛 Примета творчества Пазолини второй и третьей фазы — анахронизм. Например, когда он экранизирует античные или библейские тексты, а действие переносит в какое-то условное время. Или видим Медею в Пизе, хотя эти постройки появились позже. Или христианский средневековый храм, а перед ним — кентавр Хирон.
📖 Условное воспроизведение классики. Это эффект отстранения Шкловского или эффект отчуждения Брехта. Когда мы что-то известное помещаем в новый контекст, актуализируем восприятие, делаем его более живым.
🎭 В фильмах Пазолини второй фазы играют непрофессиональные актеры. Он дает место импровизации.
🎦 Появляется и подвижная, часто ручная камера. Оператор снимает с руки, даже заметно, как камера дрожит.
✍️ Со второго периода начинается обращение к классической литературе. Она захватывает Пазолини, но он и иронизирует над ней.
Лаура Бетти и Пьер Паоло Пазолини
Третья фаза — костюмно-эротические фильмы. Какой она была 👇
🎨 Фильмы характеризуются зрелищностью, цветом, эротизмом. В основе — классические тексты Боккаччо, Чосера. Пазолини снимает так называемую трилогию жизни — «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысячи и одной ночи».
🎞 Эти фильмы простые и массовые, они состоят из новелл, как альманахи. Вот фильмы второй фазы — «Теорема», «Птицы большие и малые», «Царь Эдип», «Медея» — это авторское, интеллектуальное и усложненное кино. А здесь все легко и доступно.
💰Все снято с размахом и большим бюджетом. Продюсером стал Альберто Гримальди. А непрофессиональных актеров, ручной камеры и иронии все еще было много.
📺 Особняком стоит последний фильм Пазолини — «Сало, или 120 дней Содома». Тема обнажения будто продолжает «Трилогию жизни», но на деле начинает трилогию смерти. Которую, к слову, он не закончил именно из-за гибели.
4️⃣ Этим фильмом Пазолини открывал четвертую фазу. Это фаза несмотрибельного кино — оно уже не просто не для всех, а страшное до предела. Творчество Пазолини провокационное, поэтому иногда были и судебные преследования.
👬 Режиссер был гомосексуалом, но в кино практически не говорил об этом. Только в «Теореме» или «Цветке тысячи и одной ночи». Более откровенно к этой теме он подошел в фильме «Сало, или 120 дней Содома».
🎬 В поздних интервью Пазолини причислял себя к представителям коммерческого кино. Несмотря на то, что был классиком авторских фильмов и часто снимал не для публики. Он признавался, что фильмы не приносят большого дохода, но окупаются, и упоминал Феллини, который тоже был коммерческим, но верным себе.
Постеры «Ведьм» и «Итальянского каприччио»
Пьер Паоло Пазолини и Мария Каллас на съемках «Медеи»
🎬 Пазолини участвовал в создании нескольких киноальманахов. А вы каких режиссеров соединили бы в таком формате?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день