angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Большие идеи» в философии искусства

Гениальность: игра не по правилам

Творческое вдохновение — дар свыше или внутренняя способность самого художника? Разберемся, кого в разные времена считали гением.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Как греки и римляне изобрели «гениев»?

👻 Гений — мифологическое понятие. В античной мифологии гении (лат. genius — дух) — духи-покровители, которые могут вселяться в людей, в предметы или места, придавая им особые, сверхъестественные свойства. В древнегреческом их называли даймонами (от греч. daimonion — «божественное»). Исследователи считают веру в гениев пережитком анимизма — архаического религиозного представления о том, что весь мир полон душ и духов, которые способны вселяться в предметы или покидать их.

🧠 Со временем это понятие перешло в искусство и философию. Сократ в «Апологии» утверждает, что всю жизнь следовал внутреннему голосу — даймонию, и поэтому ему не страшно умереть. Марк Аврелий через понятие гения определяет суть философского мышления как такового 👇

🗣 «Философствовать — значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна».

🌈 Сегодня мы называем гением высшее проявление таланта. Оно выражается прежде всего в активном, сугубо индивидуальном и новаторском творческом продукте. Древние греки и римляне вряд ли приняли бы такое словоупотребление — акцент на личной индивидуальности художника и обязательном новаторстве был чужд античному миросозерцанию.

От созерцателя вечных эйдосов до сотворца Бога — посмотрим, как представляли гениального человека Платон и мыслители эпохи Возрождения.

🧠 Гениальность как проявление «высшего разума». Если в мифологии гении выражали сверхъестественное, иррациональное начало, то в античной философии они превращаются скорее в проявление «высшего разума». Платон рационализирует гениальность. В диалоге «Ион» он критикует иррационально-оргиастическое понимание художественного вдохновения. Платон высмеивает тех поэтов, которые «выходят из себя» и впадают в мистический экстаз. Платон рационализирует гениальность. Для Платона важно показать, что настоящее искусство — это подражание вечным эйдосам, и в его основе лежит чистота, оригинальность, несвязанность с какими-либо другими областями человеческой деятельности.

Гений — не от мира сего. В античной эстетике понятие «гения» служит для того, чтобы показать своеобразие искусства, его принципиальную дистанцированность от мира вещей и от повседневно-практической жизни. Искусство не сводится к художественным артефактам и ремесленным аспектам их изготовления. Оно обитает, прежде всего, в душе художника.

🎨 Гений как сотворец Бога. В эпоху Возрождения происходит возврат к античной эстетике, но уже с учетом гигантского веса личной индивидуальности. Складывается понятие «художественного гения», которое обособлено как от старого мифологического смысла, так и от понятия научной гениальности. В работах Пико делла Мирандолы и Леона Баттиста Альберти гений предстает уже не как пассивный реципиент божественного вдохновения, но как активный самостоятельный творец, в своей творческой свободе уподобляющийся самому Богу.

👀 Конгениальность. В это же время появляется понятие «конгениальность» — соответствующая степень гениальности со стороны человека, воспринимающего произведение искусства. Зритель должен быть конгениален художнику, иначе он просто не поймет и не оценит его творческий замысел.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В эпоху Просвещения наиболее глубокий анализ понятия гениальности дает Иммануил Кант.

📘 В работе «Критика способности суждения» Кант отталкивается от определения: «гений это талант, то есть дар природы, дающий искусству правила».

Из этого определения он делает 4 вывода 👇

1️⃣🦋 Гений — это способность создавать то, что само не подчиняется правилам, чему нельзя научиться. Следовательно, отличительная черта гения — оригинальность.

2️⃣🖼 Так как возможна оригинальная бессмыслица, произведения гения должны быть образцом, служить примером для других.

3️⃣🤷🏻‍♂️ Гений никогда не может объяснить как он создал свое произведение. Его творчество во многом носит бессознательный характер.

4️⃣🎨 Гениальность свойственна только художественному творчеству, а не науке.

⚖️ Кант сравнивает творчество Ньютона и Гомера. Тому, что изложил в своем труде Ньютон, научиться можно, но поэтическому вдохновению невозможно научиться ни по предписанным правилам, ни по образцам. Причина заключается в том, что Ньютон мог сделать наглядными все шаги от первых начал геометрии до своих великих открытий не только самому себе, но и любому другому. Между тем ни один великий художник не может сказать, как возникают и сочетаются в его сознании полные фантазии и вместе с тем глубокие идеи, потому что сам он этого не знает, и, следовательно, не может научить этому другого.

Романтическая эстетика подхватила кантовский анализ и продолжила его в сторону обособления художественного гения от научной рациональности.

🍏 Целое важнее частей. Немецкий философ Фридрих Шеллинг развил мысль Канта, указав, что гениальность отсутствует там, где целое, подобно научной системе знаний, складывается по частям, возникает из них. Гениальность присутствует там, где идея целого предшествует идеям отдельных частей, как при создании произведений искусства.


⚡️ Противоречие между конечным и бесконечным. Поскольку идея целого становится ясной только благодаря тому, что она раскрывается в отдельных частях, а отдельные части в художественном творении возможны только благодаря идее целого, возникает замкнутый круг, противоречие. Именно преодоление этого противоречия и составляет вдохновенный порыв гения, иррациональное совпадение сознательного и бессознательного в художественном творчестве. Шеллинг определил призвание гения как снятие противоречия между конечным и бесконечным, частью и целым.

🌿 Назад к природе. Поэт и философ Фридрих Шиллер отметил еще одну существенную черту гениальности. Если руками гения творит сама природа, то природа гениальности должна выражаться в особой наивности непосредственности, в торжестве простоты над замысловатостью. Высшее искусство безыскусно. Гений творит не по формальным принципам, а по наитию, по внушению самой природы. Поэтому все гениальные произведения искусства просты.

🌟 Культ гениальности. Благодаря романтикам в европейской культуре складывается культ гениальности. Это понятие приобретает оттенок сотериологизма. Сотериология — учение о спасении души. Художественные гении становятся «новыми спасителями» человечества и противопоставляются просвещенческому идеалу спасителя-ученого.

Ломброзо про гениальность и помешательство

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;