angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Большие идеи» в философии искусства

Идеал калокагатии и проблема «обаяния зла»

Зло не может быть эстетически привлекательным. Так ли это? Разберемся в разговоре об идеале калокагатии и «обаянии зла» в этой части урока.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

🌹 Как связаны добро и красота? Несмотря на то, что одно из другого логически не вытекает, древнегреческие философы считали, что между этими понятиями имеется неразрывное единство. Это единство они выражали понятием калокагатия.

🏛 Калокагатия (в буквальном переводе «прекрасно-доброе») — удел философов. Сократ в своих беседах постоянно сближал прекрасное и благое настолько, что практически отождествлял их. Даже в знаменитой формуле «Я знаю, что ничего не знаю» буквально подразумевается «Я ничего не знаю прекрасным образом» (то есть в совершенстве). Философ, с его точки зрения, — тот, кто стремится к калокагатии, то есть к тому, чтобы совершать прекрасные и благие поступки. Если поступок добрый, но не красивый — значит, он лишь кажется добрым. Если поступок красивый, но не добрый — значит, он лишь кажется красивым.

🌟 Красота «земная» и «небесная». Многие древнегреческие философы, пытаясь понять, почему красота человека часто сочетается с нравственной испорченностью, а не добродетелью, противопоставляли красоту земную (телесную) и небесную (духовную). Может быть, идеал калокагатии подразумевает только второй вид красоты? У Сократа этот вопрос остается открытым, он лишь иронично отшучивается в ответ.

Ученик Сократа Платон придумал лестницу восхождения к Благу через различные уровни прекрасного.

🧗‍♂️ Лестница восхождения к Благу. Платон полагал, что различие двух видов красоты нельзя абсолютизировать. Даже самое грубое, материальное, телесное воплощение красоты несет в себе зерно чего-то гораздо более высокого, хотя это порой трудно разглядеть. По мнению афинского философа, человек проходит пять ступеней на пути к Абсолюту (идее Блага) 👇

1️⃣💪 Все начинается с любви к прекрасному телу, которая может ослепить и на время лишить разума.

2️⃣👥 Потом возникает любовь ко многим прекрасным телам (прекрасная телесность как таковая, воплощенная в античной скульптуре).

3️⃣✨ После этого к прекрасной душе.

4️⃣🎨 Затем к тому, что заставляет душу быть прекрасной — наукам и искусствам.

5️⃣🌟 И, наконец, к идее Блага (Единому), ведь именно к ней устремлены все науки и искусства.

😍 Эстетизация. Важно отметить, что платоновская философия насквозь пронизана эстетическим мироощущением. Платон видит прекрасное во всем — в телах, в душах, в науках. Мир для него, как и для пифагорейцев — единый восхитительный музыкально-числовой организм. Иногда (например, в диалоге «Тимей») Платон даже благо сводит к прекрасному, утверждая, что доброта — это просто красота души.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Аристотель продолжает эстетизацию этики, начатую Платоном. У него калокагатия становится одним из центральных понятий философии морали.

🏆 Совершенная добродетель. Аристотель называет калокагатию «совершенной добродетелью» человека, так же как справедливость является «совершенной добродетелью» общества. Калокагатийным называется тот, кто «обладает прекрасными благами как таковыми и практически действует ради прекрасного как такового».

💛 Калокагатия как счастье. Аристотель определяет счастье как «жизнь в полноте добродетели». Полнота добродетели — это совершенная добродетель, то есть калокагатия. Значит, счастье — это и есть калокагатия, понимаемая как гармония и внутреннее совершенство личности.

⚖️ Золотая середина. С идеалом гармонии у Аристотеля связан и принцип «золотой середины». Это эстетический идеал, который оказывается ключом к этике: любая добродетель — середина между двумя крайностями (например, мужество — середина между жалкой трусостью и безрассудной отвагой). Поэтому добродетель с необходимостью оказывается не только благой, но и прекрасной.

🌍 Прекрасное как трансценденталия. В Средние века Фома Аквинский развивает это учение Аристотеля в христианском ключе, превращая Прекрасное в одну из «трансценденталий» — понятий, выходящих за пределы феноменального мира и неопределимых через известные нам признаки вещей. Красота становится у него божественной и спасительной. Именно Фома Аквинский (а вовсе не Достоевский) впервые употребляет формулу «Красота спасет мир».

Эстетизация этики помогла древнегреческим философам выстроить проработанную систему философии морали. Но другой стороной медали оказалась этизация эстетики — наука о прекрасном все больше оказывалась подчинена вопросам морали. А ведь ничто не губит свободу творчества и чувство прекрасного так, как морализаторство.

🤡 Комедия против морализаторства. Многие поэты и художники стали отрицать подчинение понятия прекрасного понятию блага и отстаивали право искусства быть внеморальным и даже аморальным. Особенно ярко эта тенденция проявилась в эпоху Возрождения. Но первые подозрения о том, что искусство не получится целиком свести к морали, появились еще в Средние века. Средневековая эстетика относилась к искусству с опасением, ведь через эстетическое очарование в душу всегда может войти «соблазн». Поэтому все, что выходило за пределы религиозного канона осуждалось — и в первую очередь, так называемые «низкие», «вульгарные» жанры — комедия, танец, театр, карнавал. Комедия — та разновидность искусства, которая хохочет над всяким морализаторством и никак не желает подчиняться никаким канонам. Это воспринималось как опасность, подрыв основ христианского мировоззрения.

🎭 Карнавальная эстетика средневековья. Одновременно, как показывает философ Михаил Бахтин, в противовес религиозной эстетике в Средние века складывается «карнавальная эстетика», позволяющая в определенные периоды времени опрокинуть все существующие иерархии, осмеять «священное» и восславить «телесный низ» — разгул, обжорство, несдержанность, секс, физиологические потребности.

🌞 Возвышенное против прекрасного. Самый масштабный эстетический бунт против этики в 19 веке произвели романтики — но уже не через комедию, а через трагедию. Поставив в центр мира бесконечную, неповторимую трагическую индивидуальность, они вывели на передний план категорию возвышенного. Если раньше такая эстетическая категория не рассматривалась совсем или считалась подготовительным шагом к категории прекрасного, то романтики вознесли ее на небывалую высоту. Прекрасными могут быть цветок, радуга, розовый пони. Буря, лесной пожар, извержение вулкана не могут быть прекрасными, но они несут в себе нечто возвышенное. Возвышенным, как писал Кант, воспринимается то, что бесконечно превышает наши способности по масштабу либо мощи. Романтики сделали эстетически привлекательными сомнительные с этической точки зрения образы и сюжеты. Примерами таких героев могут послужить Печорин Лермонтова, Чайльд Гарольд Байрона.

😈 Обаяние зла. Именно в романтической эстетике появляются сюжеты и персонажи, связанные с «обаянием зла». Эстетически привлекательными и завораживающими становятся такие кровавые исторические личности, как Нерон, Калигула, Атилла, Наполеон. Своего апофеоза такая тенденция достигает в искусстве Серебряного века, которому были свойственны декадентство и символизм. Авторы заставляют читателей сочувствовать странным и отталкивающим героям.

1. Рукопись «Романа о Лисе», одного из самых популярных сатирических произведений в средневековой Европе, 14 век

2. Миниатюра из средневековой французской рукописи «Романа о Лисе»

3. Дуэль Печорина с Грушницким. Михаил Врубель, 1891

4. Кадр из фильма «Портрет Дориана Грея» 1945 года

Николай Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка» задается вопросом:

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

❓ Подумайте, как бы вы для себя ответили на этот вопрос?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;