angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Большие идеи» в философии искусства

Концепция смерти автора

«Смерть Бога», «смерть субъекта», «смерть автора». Разберемся, где истоки этих важных для философии искусства идей, и поговорим о «функции-автор».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Идея смерти автора появилась в конце 20 века, когда эстетику сильно затронуло течение постмодернизма, пришедшее на смену модернизму.

🚫 «Все уже сказано». Вместо веры в принципиально новые формы и дальнейшее развитие искусства постмодернизм провозгласил «невозможность нового». Мы живем в мире, где «все уже сказано», поэтому автору остается лишь прибегать к аллюзиям (неявным отсылкам), контаминации (соединению ранее созданного) и ироническому цитированию.

📜 Конец метанарративов. Постмодернист Жан-Франсуа Лиотар объявил конец метанарративов — «великих повествований», крупномасштабных словесных игр типа «исторического прогресса», «всесилия науки», или «абсолютной свободы». Раньше рассказы такого типа служили созданию единой картины мира и оправданию наших практик, но теперь мы уже давно не верим, будто они способны представить и вместить нас всех. По мнению Лиотара, мы стали более бдительными к распознаванию, разнообразию, несовместимости наших стремлений, верований и желаний, и по этой причине постсовременность характеризуется большим количеством микронарративов.

⚰️ Постмодернистская триада. Метафорой преодоления «больших нарративов» для постмодернистов служит своеобразное «кладбище» того, без чего в прошлые века люди не представляли свою жизнь 👇

🔻 В конце 19 века Фридрих Ницше объявил «смерть Бога», показав ресентимент, то есть чувство враждебности и бессильной зависти, лежащее в основе современной религии.

🔻 В начале 20 века Зигмунд Фрейд констатировал «смерть субъекта», открыв Сверх-Я и Оно.

🔻 В конце 20 века Ролан Барт провозглашает «смерть автора», разоблачая его авторитаризм.

«Смерть автора», как и предыдущие две «смерти», должна была ознаменовать радикальное освобождение человека — на этот раз в области искусства.

Концепцию смерти автора разработал французский философ и литературовед Ролан Барт.

💥 Революционная статья Барта. Ролан Барт (1915–1980) — представитель постструктурализма. Это течение считается одной из разновидностей постмодернизма. В 1967 году он вступил в полемику с маститыми литературоведами, продвигавшими анализ личности и намерений автора («Что за человек автор? Каковы были его обстоятельства? Что он хотел сказать нам?») как единственный метод чтения и критики. Статья широко разошлась в перепечатках и самиздате и вызвала бурю обсуждений.

💀 Автор умер. Согласно Барту, такой метод чтения точен и удобен, но на самом деле ненадежен и имеет значительные недостатки: «присвоить тексту авторство» и присвоить одну соответствующую ему интерпретацию «есть наложение ограничений на текст». Читатели должны рассматривать литературное произведение отдельно от его творца, чтобы освободить текст от «тирании толкования».

✍️ Писатель вместо автора. Понятие «автор» не просто указывает, какой человек написал текст, но вводит некую единственно правильную интерпретацию — ту, которую он заложил в него. Не случайно слова «автор» и «авторитет» — однокоренные. По Барту, нам лучше оставить просто фигуру писателя («скриптора»), чтобы не ограничивать себя в работе с текстами. Функция писателя в том, чтобы «производить», а не объяснять работу. Писатель «рождается одновременно с текстом, ни в коей мере не обладает бытием во время до или после написания».

🤓 Да здравствует читатель! Барт проводит аналогию между текстом и тканью, заявляя, что «текст — ткань из цитат», взятых из «бесчисленных центров культуры», а не из одного, то есть не из индивидуального опыта. Основной смысл текста зависит от впечатлений читателя, а не от «страсти» или «вкуса» писателя. «Автор умер — да здравствует читатель!».

➡️ Статья Барта оказала огромное влияние на развитие постмодернизма, особенно на Жака Деррида и его метод «деконструкции».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В 1969 году другой французский постструктуралист Мишель Фуко, не ссылаясь напрямую на Барта, высказывает похожие идеи. Действительно, зачем ссылаться на автора статьи, который сам утверждает, что «автор» — миф?

⚙️ Функция-автор. Подход Фуко заключается в том, что автор — это вовсе не великий творец текста, существующий до него и независимо от него. Фигура автора — лишь внутренняя функция самого текста, задающая определенный способ его организации.

🔧 Авторство как инструмент культуры. Фуко приводит такой исторический пример: в средневековой культуре было повсеместно принято указывать авторство научных текстов, но для художественной литературы, в особенности для таких «легких жанров» как комедия, указание авторства было скорее исключением. В 16–17 веках все стало строго наоборот. Следовательно, авторство — всего лишь инструмент культуры. Европейская культура при помощи понятия «автор» просто по-разному выстраивала конфигурацию мышления в различных своих областях.

Какое значение имеет имя автора в науке и литературе?

🕌 Автор в научных и религиозных текстах как «бренд». Фуко обращает внимание на то, что до изобретения экспериментального метода все научные и богословские тексты требовали внешнего авторитета, чтобы обосновывать передаваемые в них знания. Имена Аристотеля, Птолемея, Авиценны служили «брендами», без которых научное знание в ту эпоху не могло функционировать. Естественно, возникали и многочисленные подделки — апокрифические тексты вполне научного содержания, которым присваивалось авторство великих мыслителей, чтобы поднять их убеждающую силу.

📜 Например, в 8–9 веках появляется трактат «Тайная книга тайн», приписываемый Аристотелю. В средневековой Европе этот труд был популярнее настоящих творений греческого философа. «Книга тайн» включала в себя собрание наставлений, которые якобы давал Аристотель своему ученику Александру Македонскому. Она касалась знаний из этики, физиогномики, алхимии, медицины и разных видов искусств. Впервые книга появилась в арабском мире, потом была переведена на европейские языки, и даже на русский. Причем в авторстве Аристотеля никто даже не сомневался, несмотря на очевидные анахронизмы. Читатели с удовольствием перенимали тайную мудрость великого учителя, передаваемую великому же ученику.

🎄 «Легкие жанры» не нуждались в фигуре автора. В то же время, ставить подпись под драмой, балладой или комедией считалось невозможным и постыдным. «Легкие жанры» воспринимались как «народные», они не требовали фигуры автора для того, чтобы вызывать эстетическое наслаждение и развлечение. Такой эффект иногда встречается и в современную эпоху — кто из нас задумался об авторе песни «В лесу родилась елочка»? Песня существует отдельно от автора и независимо от него, она — органическая часть детских новогодних праздников. Чтобы ее понять, надо знать запах мандаринов и вкус оливье, а не думать «что хотел сказать автор?».

🔄 Смена эпистемы. Перемены наступают, как показывает Фуко, в эпоху позднего Возрождения. В литературе, благодаря Шекспиру и Сервантесу, фигура автора входит внутрь повествования, придает особую личностно-окрашенную ауру и смысл всему произведению в целом. А в науке строго наоборот — с распространением экспериментального метода, когда любой может воспроизвести каждый строго поставленный научный опыт, имена стали сохраняться только в названии открытых законов. Имя первооткрывателя увековечено в названии закона, но никому не придет в голову при изучении закона Ома штудировать биографию ученого и спрашивать «что он хотел этим сказать?».

💨 Автор исчезает. Таким образом, Фуко показывает, что понятие «автор» — лишь часть классической эпистемы, то есть образа мыслей, свойственных определенной эпохе, а вовсе не самодостаточная инстанция. Как и Барт, он допускает, что с уходом этого понятия из сферы эстетики мы откроем для себя совершенно новые формы работы с текстом и порождения смыслов.

❓ Встречались ли вам примеры того, как произведение отрывалось от своего автора и уходило в народ и продолжало жить в безымянной форме? Или того, как безымянному тексту приписывался великий автор, чтобы повысить доверие к нему? Как вы думаете, почему это происходит?

Теперь настало время повторить главное по изученной теме.

❇️ Философия искусства стоит на пересечении философии личности, философии природы, философии общества.

❇️ Функции искусства: создание прекрасного, отражение действительности, придание формы реальности, выражение переживаний автора, создание эстетических потрясений, привнесение в мир новизны.

🤗 Калокагатия. Античный идеал единства добра и красоты. Сократ практически отождествлял прекрасное и благое. Платон предложил лестницу восхождения к Благу через различные уровни прекрасного: от любви к прекрасному телу до любви к идее Блага. Аристотель утверждал, что калокагатия есть «совершенная добродетель» и само счастье — гармония и внутреннее совершенство личности.

😈 Обаяние зла. Древнегреческие философы осуществили эстетизацию этики, появилась проработанная система философии морали. Вместе с тем произошла этизация эстетики — наука о прекрасном оказалась подчинена вопросам морали. В эпоху Средневековья свобода творчества от морали нашла воплощение в «низких» жанрах — комедии, танце, театре, карнавале. Настоящий бунт против этики в искусстве произошел в 19 веке в романтической эстетике — эстетически привлекательными и завораживающими стали кровавые исторические личности, странные и отталкивающие герои.

😢 Катарсис. Понятие катарсиса в сферу философии искусства из религии и медицины переносит Аристотель. Он утверждал, что во время просмотра трагедии через сильные переживания происходит очищение души. Философы до сих пор спорят, что имел в виду Аристотель — очищение страстей от скверны или очищение души от страстей как таковых. В эпоху Возрождения появляется гедонистический катарсис — восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия. В 20 веке катарсис возвращается в медицину и становится психотерапевтическим инструментом — после переживания психологической травмы наступает облегчение.

🤩 Гениальность. В античной мифологии гении — духи, которые могут вселяться в людей и придавать им сверхъестественные свойства. В философии они превращаются в проявление «высшего разума». В эпоху Возрождения складывается понятие «художественного гения», гений рассматривается как сотворец Бога. В эпоху Просвещения Иммануил Кант выделяет следующие черты гениальности: оригинальность, гений — образец для других, бессознательный характер творчества, проявление только в художественном творчестве, а не науке. В 19 веке благодаря романтикам складывается культ гениальности. Художественные гении становятся «новыми спасителями» человечества.

🎭 Мимесис. Принцип классической эстетики, провозглашающий главной целью искусства подражание реальности. Философы определяли мимесис по-разному: для Демокрита это подражание способу действия природы, для Платона — простое копирование, Аристотель видел мимесис как творческое воспроизведение. В Средние века из-за ограничений на изображение человека и предметов материального мира религиозное искусство отходит от подражания и берет на вооружение символизм. Реализм как стиль в живописи и литературе возникает в 19 веке. Реализм — это не только отражение реальности как она есть (объективный реализм), это также воспроизведение того, что непосредственно увидел сам художник (субъективный реализм) и изображение идеально предвосхищаемой реальности (идеалистический). Парадокс реализма заключается в том, что у художников очень много различных «реальностей» — появляются такие направления, как магический реализм, сюрреализм, супрематизм.

⚰️ Смерть автора. В конце 20 века Ролан Барт провозглашает «смерть автора». Он выступил против метода чтения, который предлагает анализ личности и намерений автора. Мишель Фуко показывает, что авторство — всего лишь инструмент культуры. В средневековой культуре было принято указывать авторство научных текстов, а для художественной литературы указание авторства было исключением. В 16–17 веках все стало строго наоборот.

Что почитать?

Книги

📗 Теодор Адорно. Эстетическая теория

📕 Ханс-Георг Гадамер. Актуальность прекрасного

📒 Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства

Статьи

📌 Ролан Барт. Смерть автора

🖋 Хосе Ортега-и-Гассет. Размышления о «Дон Кихоте»

📄 Теодор Адорно. Мимесис и рациональность

🔎 Валерий Подорога, Александр Александров. Мимесис

📝 Ханс-Георг Гадамер. Искусство и подражание

Что посмотреть?

👨🏻‍🏫 Лекции

◽️ Александр Марков. Философия искусства. Цикл лекций

◽️ Андрей Великанов. Мимесис

◽️ Петр Куликов. Театр и философия: мимесис. Античное начало

◽️ Игорь Губенко. Ролан Барт и семиотика

◽️ Андрей Великанов. Философия искусства. Фрагмент лекции «Смерть субъекта и смерть автора. Париж 1968. Ги Дебор»

◽️ Илья Будрайтскис. Возвышенное и конечное

🎬 Фильмы

◾️ «Алфавит Жиля Делёза». Пьер-Андре Бутан, Мишель Памар (1996)

◾️ «Айрис». Ричард Айр (2001)

️«Почему человек творит?» Сол Бэсс (1968)

💻 Сериалы

◾️ «Сила искусства». Клер Беван (2006)

️«Способы видеть». Джон Бёрджер (1976)

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;