angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Платон

Теория идеального государства

Ни одна форма правления известная древним не является справедливой, по мнению Платона. Узнаем, как философ видел решение проблемы справедливости и рассмотрим его модель идеального государства.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Платон рассуждает о проблеме идеального государства в диалоге «Государство». Философ анализирует пять форм правления и приходит к выводу, что ни одна из них не является справедливой.

👑 Аристократия. Платон находится во власти мифологического представления о Золотом веке — это время тех древних государств, которые известны нам только через легенды и эпические поэмы Гомера и Гесиода. Первую древнюю форму государства Платон называет аристократия. Аристократия — буквально власть лучших, тогда цари были мудры и справедливы, а их слово было законом. Это хорошие люди, которые стремились к хорошим целям, и в государстве все более хорошо.

🛡 Тимократия. Потомки аристократов не такие справедливые и мудрые, но все еще вполне достойные люди — отважные полководцы и решительные политики. Эту форму правления Платон называет словом «тимократия», от древнегреческого «тюмос», что можно перевести как «честь», «честолюбие», это власть волевых и честолюбивых правителей. Таких правителей уже меньше волнует благополучие подданных и мир в государстве, часто их цель — увековечить свое имя в подвигах.

💰 Олигархия. Следующая форма правления — это олигархия, в буквальном переводе «власть немногих», а точнее власть узкой группы богачей. Это следующий шаг деградации, потому что теперь главной целью оказывается даже не доблесть и слава, а банально обогащение. Олигархи до предела заостряют противоречия между богатыми и бедными, сильно притесняют рядовых граждан, вводят несправедливые законы и налоги, на этой стадии общество находится на грани кризиса.

📢 Демократия. Следующая ступень — это кризис. Общественные волнения приводят к установлению демократии. «Демократия» — буквально власть народа. Платон показывает, что демократия только внешне похожа на свободу, а по сути, она является хаосом. Народ свергает олигархов, на какое-то время устанавливается демократическое управление, но никогда не бывает так, чтобы большинство оказалось разумным, справедливым.

⚔️ Тирания. Демократия имеет тенденцию выражаться в тиранию, потому что она порождает слишком много споров и дискуссий, люди устают, им хочется сильной руки и крепкого лидера. Среди демократических вождей выделяется самый сильный, авторитетный и уважаемый защитник свободы. Под лозунгами укрепления свободы он начинает свой путь к тирании. Вначале он избавляется от врагов, потом от конкурентов, а потом и от своих соратников, которые помогли ему сесть на трон. Тиран может оказаться мудрым и просвещенным, тогда воцарится аристократия и круг замкнется.

Почему Платон не призывает вернуться в Золотой век к аристократии?

⚡️ Общий недостаток всех форм правления. Платон показал, что все формы правления перетекают одна в другую и все они имеют общий недостаток — правители думают прежде всего о своих интересах, а не об интересах общества. В случае с аристократией хорошие решения, идущие на пользу обществу, лишь совпадение с личными интересами. Чем грубее душа правителей, чем банальнее цели, тем отчетливее видно, что такая власть, движимая индивидуальными интересами, не приносит благо обществу.

🏛 Правители должны думать о благе общества. Платон предлагает революционное для того времени решение — нужно построить такое государство, в котором правители будут думать о благе общества, а не о собственном. Справедливость, по Платону, это не черта отдельных людей, а государственного устройства в целом. Это такое состояние, когда общественные интересы поставлены на первое место, а индивидуальные отодвинуты на второй план. В частности, это означает, что в идеальном государстве не должно быть частной собственности, потому что она порождает индивидуализм — «мое» и «твое», заставляет думать прежде всего о своих интересах.

⚖️ Справедливость — общественная добродетель. До Платона все философы, включая Сократа, считали, что справедливость — это просто одна из человеческих добродетелей, наряду с мужеством, мудростью, умеренностью и так далее. Платон говорит, что среди всех добродетелей справедливость должна стоять особняком, потому что она заложена не в отдельном человеке, а в обществе в целом. Отсюда у Платона вырабатывается очень простая формула справедливости: справедливость — это когда каждый находится на своем месте и занят своим делом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Как Платон видел идеальное государство?

Согласно Платону в идеальном государстве как только рождается младенец, мудрецы распознают, какая часть души у него преобладает 👇

👨🏻‍🏫 Если у ребенка преобладает разумная часть души, его отправляют учиться на философа.

💂🏻‍♀️ Если преобладает волевая часть души — его отправляют овладевать военным искусством.

👨🏻‍🌾 А если преобладает чувственная часть души, то его распределяют в сословие тружеников.

Поговорим подробнее о каждом из сословий 👇

👑 Правители-философы. Платон считал, что высшее сословие — это правители-философы. 54 года должен человек учиться постигать философию, прежде чем его допустят к управлению государством. Философы правят не единолично, а коллегиально. Правители должны создавать законы и следить за их исполнением.

🛡 Стражи и воины. Они должны защищать, обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность, они всю жизнь живут в казармах и каждый день упражняются в военном искусстве. Платон описывает жизнь этого сословия по образцу спартанского государства.

🎨 Труженики. Это те, кто занимается производством — крестьяне, ремесленники, торговцы. Платон относит к этому сословию даже поэтов и художников.

➡️ Справедливость государства складывается из трех добродетелей: мудрости правителей, мужественности воинов, благоразумности тружеников.

📜 Предлагаем прочитать фрагмент из трактата Платона «Государство» (книга 4). В нем хорошо видна характерная форма платоновских диалогов — свободный и напряженный поиск истины, полный неожиданных поворотов, и главное содержание всего произведения — проблема справедливости.

— Теперь, Главкон, нам нужно, словно охотникам, выстроиться вокруг этой чащи и внимательно следить, чтобы от нас не удрала справедливость, а то она ускользнет, и опять все будет неясно. Ведь она явно прячется где-то здесь: ты гляди и старайся ее заметить, а если увидишь первым, укажи и мне.
— Если б я только мог! Скорей уж следовать за тобой, рассматривая, что мне укажут, — вот на что я тебе гораздо больше гожусь.
— Так следуй, помолившись вместе со мною.
— Я так и сделаю, а ты веди меня.
— А ведь верно, здесь непроходимая чаща, кругом темно и трудно хоть что-то разведать. Но все равно — надо идти вперед.
— Да, идем!
Вдруг, заприметив что-то, я воскликнул: «Эй, Главкон, какая радость! Пожалуй, мы напали на ее след, мне кажется, она недалеко от нас убежала!»
— Благие вести! — сказал Главкон.
— Однако и ротозеи же мы!
— Как так?
— Милый мой, она чуть ли не с самого начала вертится у нас под ногами, а мы на нее и не смотрим — просто смех! Это вроде того как иной раз ищешь то, что у тебя в руках: вот и мы смотрели не сюда, а куда-то вдаль, где она будто бы от нас укрылась.
— Как это ты говоришь?
— А вот как: по-моему, в нашей беседе мы сами себя не поняли, то есть не сообразили, что уже тогда мы каким-то образом говорили именно о справедливости.
— Слишком длинное предисловие, когда не терпится узнать!
— Так слушай и суди сам. Мы еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен.
— Да, мы говорили так.
— Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость, об этом мы слышали от многих других, да и сами часто так говорили.
— Да, говорили.
— Так вот, мой друг, заниматься каждому своим делом — это, пожалуй, и будет справедливостью. Знаешь, почему я так заключаю?
— Нет, объясни, пожалуйста.
— По-моему, кроме тех свойств нашего государства, которые мы рассмотрели, — его рассудительности, мужества и разумности — в нем остается еще то, что дает возможность присутствия их там и сохранения. И мы утверждали, что остаток, после того как мы нашли эти три свойства, и будет справедливостью.

❓ Как вы думаете, какое государство более справедливо: то, где каждый на своем месте и занят своим делом, или то, где любой может менять свою работу много раз в жизни и заниматься чем захочет?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;