Платон
Влияние идей Платона на философию
В этой части поговорим о влиянии платоновских идей на европейскую философию. Узнаем, в чем именно Аристотель не соглашался с Платоном и чем недовольны в платоновском наследии Фридрих Ницше, Карл Поппер, Ханна Аренд.
🆚 Существует многовековая традиция противопоставлять Платона и Аристотеля, будто бы они спорили чуть ли не по всем принципиальным вопросам. Так ли это?
⚖️ Есть доводы как за, так и против данного тезиса. Но в целом он в большей степени отражает духовные запросы тех более поздних эпох, в которые тезис возник и распространился, чем исторические факты о Платоне и Аристотеле.
📜 «Платон мне друг, но истина дороже». Эту фразу часто приписывают как Аристотелю, так и Сократу. Но нет никаких подтверждений, что кто-либо из них ее действительно произнес. Самое близкое по смыслу высказывание Аристотеля есть в его «Никомаховой этике», и в нем Платон вообще не упоминается: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».
🏛 «Мы, платоники». Зато в текстах Аристотеля можно найти множество мест, где он прямо разделяет ключевые идеи Платона и, критически анализируя взгляды других школ и направлений древнегреческой философии, про себя самого говорит: «Мы, платоники».
➡️ Между Платоном и Аристотелем были некоторые расхождения, но они вполне укладывались в рамки одной общей школы. Не случайно античная школа неоплатонизма сумела вполне органично соединить взгляды того и другого.
Какие именно расхождения были во взглядах Платона и Аристотеля? Давайте разберемся.
🌍 Реализм. Платон был крайним реалистом относительно общих понятий («треугольность», справедливость). Он признавал, что эйдосы (общие понятия) существуют до вещей, независимо от них и от того, как наш ум их воспринимает. Аристотель придерживался умеренного реализма: эйдосы существуют реально, но только в самих вещах и в нашем уме. Называть Аристотеля номиналистом, будто бы общие понятия для него существуют лишь на словах, ни в коем случае нельзя.
🏰 Коллективизм. Платон был крайним коллективистом в теории государства. Он считал, что человек существует для государства, а не государство для человека. Аристотель тоже был коллективистом, но умеренным — признавал, что государство должно быть для человека, как и человек для государства. Но видеть в Аристотеле родоначальника индивидуализма ни в коем случае нельзя.
🧠 Рационализм. Платон был крайним рационалистом в теории познания — считал лишь разум надежным источником знаний, а чувственным познанием пренебрегал. Аристотель — умеренный рационалист, признающий, что «нет ничего в интеллекте, чего ранее не было вы в чувствах», но все же верящий в ведущую роль разума. Но называть его сторонником эмпиризма — грубая ошибка.
➡️ Противопоставление двух великих философов было выгодно тем школам, которые разрабатывали более радикальные концепции и желали «прикрыться» Аристотелем против Платона или наоборот.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Почему неоплатонизм органично лег на христианское мировоззрение и стал основой христианской философии?
🗂 Если у Платона мир идеальных сущностей представляет собой, грубо говоря, неупорядоченные джунгли, то Аристотель наводит в этих джунглях строгий логический порядок.
✝️ Возникший из синтеза концепций Платона и Аристотеля неоплатонизм отличается тремя важным чертами, которые как нельзя лучше вписывались в христианское мировоззрение.
1️⃣ Строго разработанное учение о Едином как «запредельном первоначале», которое нельзя смешивать ни с какими вещами внутри мира.
2️⃣ Иерархически упорядоченная картина мироздания, в которой по шагам объясняется связь между Единым первоначалом и Множественным материальным миром.
3️⃣ Недоверие ко всему материально-телесному (тело как «темница души»), четко продуманное учение о «восхождении души к своему истоку» — Богу.
Если на протяжении тысячелетий авторитет «божественного» Платона был непререкаемым, то когда впервые философы осмелились взбунтоваться против его концепций по существу?
💁🏻♂️ На самом деле, это произошло довольно поздно — лишь в конце 19 века. Первым известным мыслителем, который бросил вызов Платону и платонизму, можно назвать Фридриха Ницше.
🏛 В своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше выделяет два начала античной культуры (и любой культуры вообще).
1️⃣☀️ Аполлоническое начало — светлое, разумное, гармоничное. Его олицетворяет солнечный бог Аполлон (Феб) со своими неизменными спутницами — музами. Господство этого начала приводит в философии к созданию красивых рационалистических систем, а в искусстве — к изящным классическим произведениям.
2️⃣🍇 Дионисийское начало — темное, иррациональное, хаотическое. Его олицетворяет бог вина и экстаза Дионис (Вакх). За ним стоят загадочные античные мистерии и культ диких, животворящих сил природы. Господство этого начала приводит в философии к волюнтаризму и иррационализму, а в искусстве — к противоречивым, мрачным и демоническим образам.
⚖️ По мнению Ницше, в античной культуре с самого рождения был баланс двух начал, но Платон своим ярким талантом его нарушил, что на много веком исказило дух европейской философии и культуры в целом.
В 20 веке бунт против Платона возглавили такие яркие философы, как Карл Поппер и Ханна Арендт. Точнее говоря, они признавали многие части платоновской концепции, но выступали против его идей об устройстве общества и роли государства.
📕 Карл Поппер в работе «Открытое общество и его враги» показывает, что однобокое понимание науки и роли интеллектуалов в обществе может иметь опасные последствия. Прогрессивное общество должно строиться на демократии и критическом рационализме, когда все научные и политические идеи принципиально открыты для критики и опровержения.
💥 С его точки зрения Платон исповедовал гипертрофированный, некритический рационализм жреческого типа. Он слишком сильно хотел навязать обществу идеал утопического социализма, где все подчинены государственной машине. В 20 веке это привело к появлению тоталитарных режимов и тоталитарного сознания, отрицающего роль индивида.
📘 Похожие оценки высказывает Ханна Арендт в работе «Истоки тоталитаризма». Она критикует «тиранию логичности», инструментальный разум и преобладание публичной сферы над приватной, что лишает человека возможности жить «собственной жизнью» и по-настоящему выражать себя в поступках.
⚡️ Все эти тенденции, с ее точки зрения, начались именно с Платона, с его критики полисной демократии. Зато Аристотель, по ее мнению, был на правильном пути, когда разрабатывал свою теорию этики и теорию общества — надо вернуться к нему и взять на вооружение «республиканизм» как концепцию живого политического действия.
💁🏻♂️ Кроме того, в 20 веке на Платона по разным причинам обрушивались такие влиятельные мыслители, как Мартин Хайдеггер, Жак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко. Но и сторонников у него находилось немало — Готлоб Фреге, Алексей Лосев, Ален Бадью и другие. Так что спор о Платоне пока далек от завершения.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день