Василий Поленов
«Пейзаж настроения»: как передавать эмоции через изображение природы
Поленов стоял у истоков «пейзажа настроения»: через природу он выражал свое внутреннее состояние, настроение и чувства. Разберемся, чем уникальны эти картины.
Василий Поленов
1. Окулова гора. Холмы. Имоченцы, 1861
2. Переправа через реку Оять. С мельницы, 1869
3. Северная изба, 1870
4. Дом в Имоченцах, 1876
5. Горелый лес, 1881
6. Сказитель былин Никита Богданов, 1876
7. Зима в Имоченцах, 1880
В этой части мы поговорим о пейзажах Василия Поленова. Он стал одним из создателей жанра пейзажа настроения, открыв в нем то, чего до этого в русской живописи не было.
Все началось с детства 👇
🏡 В 10 лет родители привезли Васю в имение Имоченцы Олонецкой губернии. Это было чем-то вроде заповедника старого русского быта и русской архитектуры. Мальчик сразу чутким глазом художника разглядел красоту северной природы, деревянных домов и церквей, жителей этих суровых мест.
🌲 С этими местами связаны первые из дошедших до нас пейзажей Поленова — «Окулова гора. Холмы. Имоченцы», «Переправа через реку Оять. С мельницы», «Северная изба».
🎨 Поленов на два месяца прервал поездку в Европу от Академии художеств. Это время он провел в Имоченцах, написал пейзаж «Дом в Имоченцах». После он регулярно бывал в имении родителей, создал здесь этюд «Горелый лес», «Сказитель былин Никита Богданов».
❄️ В 1880 году Поленов побывал в Имоченцах в последний раз. Тогда художник создал пейзаж «Зима в Имоченцах» — одновременно и прощание, и сожаление. Прощание, потому что через четыре года имение продали, а сожаление из-за того, что Поленов никогда раньше не был здесь глубокой зимой.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяВасилий Поленов
1. Московский дворик, 1878
2. Бабушкин сад, 1878
3. Заросший пруд, 1879
В 1878 году Василий Поленов переехал в Москву. Там он создал три пейзажа — «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Все они экспонировались на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, но вместо социального пафоса, близкого «передвижникам», предлагали зрителю тепло, поэтичность и лиризм — главные качества поленовских пейзажей.
🏡 «Московский дворик». Этот вид Поленову открывался из квартиры, которую он снял в Москве. «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его», — рассказывал художник про первоначальный этюд, из которого выросла картина. Поэтическая ткань живописи «Московского дворика» многими своими чертами соотносится с описаниями природы у Тургенева, любимого писателя Поленова. Неслучайно вторая версия «Московского дворика», подаренная художником писателю, всегда висела в рабочем кабинете Тургенева в Париже.
🌳 «Бабушкин сад». Поленов снова написал тот же усадебный дом, окруженный садом, что и в «Московском дворике». Безусловно, в теплых образах картины художник воплотил и собственные воспоминания о бабушке и родной усадьбе.
🍃 «Заросший пруд». Эта картина основана на этюдах, которые Поленов сделал в 1877 году в Петрушках — деревне под Киевом, где тогда жили его родители. Критики сравнивали этот пейзаж с жанром элегии в поэзии, отмечали начало нового этапа творчества Поленова и называли все три картины «своеобразной лирико-философской трилогией художника».
1. Иван Крамской. Портрет Веры Николаевны Воейковой, 1867
2. Василий Поленов. Портрет Веры Николаевны Воейковой, 1867
В прошлой части мы предложили вам угадать, какой из двух портретов Веры Николаевны Воейковой написал ее внук Василий Поленов.
Давайте еще раз внимательнее посмотрим на два портрета 👇
👨🎨 Иван Крамской — художник академической выучки, пишущий по строгим канонам. У его работы гораздо более мягкий и сдержанный, но в то же время тонкий и богатый колорит. Он умеет передать проницательный взгляд и выражение лица привыкшей управлять и командовать помещицы. Мастерски выписаны руки.
🎨 Молодой художник Поленов за руки еще даже не берется: это сложнее, чем лицо, ими можно все сказать — или все испортить. У Крамского классическим образом композиционно «закруглена» фигура модели, у Поленова она пока обрывается. Взгляд немного в сторону, но и характер раскрыт менее выраженно. Что и понятно: это для Крамского она помещица, а для Поленова — бабушка, которая как будто сказку рассказывает. Цвета более резкие, контрастные. Но все это наживное, главное — уже чувствуется умение точно ухватить натуру, стремление придать ей тепло и нечто светлое, солнечное.
Завершим часть пейзажем «Осень в Абрамцево». Он связан с трагическим событием в жизни семьи Василия Поленова.
💔 В 1886 году у Василия Поленова умер первенец. Они с женой Натальей Васильевной вдвоем ходили к этому месту переживать свое горе и называли его «Федюшин уголок».
🍁 В картине Поленов смог через природу передать трагическое ощущение этой осени. Работа стала одним из шедевров жанра «пейзаж настроения».
❤️ Общее горе скрепило их брак, заключенный изначально не по-любви. Супруги будто заново взглянули друг на друга. Позже это была одна из самых счастливых и крепких пар в среде художников.
Настроение эпохи – импрессионисты, передвижники и Василий Поленов
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день