Василий Поленов
Евангельские сюжеты: «Христос и грешница», «Воскрешение дочери Иаира»
Поленов исследовал Христа — это побуждало его рисовать евангельские сюжеты. Рассмотрим их в этой части.
Василий Поленов
1. Иов и его друзья, 1869
2. Воскрешение дочери Иаира, 1871
Василий Поленов раскрыл себя в пейзажах настроения. Но у художника была еще одна тема, которая увлекала его на протяжении всей жизни — Евангельские сюжеты.
Все началось еще с учебы в Академии Художеств, когда Поленов написал «Воскрешение дочери Иаира» 👇
👧 В основе сюжета лежит сцена из Евангелия. Иисус воскресил 12-летнюю девочку — единственную дочь правителя синагоги Иаира.
💡 Тему предложили в Академии для конкурса Большой золотой медали. До этого Поленов уже получил Малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья», но та тема показалась ему неинтересной, и работал он без вдохновения. История Иисуса, напротив, очень интересовала Поленова, особенно после знакомства с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу».
🎓 Работа над эскизами совпала с активными занятиями по университетскому курсу. Поленов смог одновременно успешно завершить Академию художеств и университет со званием кандидата прав.
👁 Поленов выбрал интересную трактовку сюжета. Он изобразил момент, когда чудо уже свершилось — девочка ожила. Но ожила она только что, еще ничего не понимает и находится буквально на границе миров.
🥇 Картина «Воскрешение дочери Иаира» принесла Поленову Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу за счет Академии. Это открыло для Поленова новую страницу в его творчестве — и в изучении темы Христа.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О традиции обращения к евангельским сюжетам в русском искусстве
1. Александр Иванов. Явление Христа народу, 1837–1857
2. Николай Ге. Тайная вечеря, 1863
3. Иван Крамской. Христос в пустыне, 1872
Теперь обсудим одну из ключевых работ Поленова — картину «Христос и грешница». На работу над ней ушло 20 лет.
Вот как это происходило 👇
🏜 Чтобы написать картину, Поленов предпринял первое путешествие на Восток: в Константинополь, Александрию, Каир, древние места Палестины и Сирии, а на обратном пути заехал в Грецию. Но знакомства с природой и бытом восточных городов для осуществления замысла было недостаточно, а сама реализация картины отошла на второй план. Этюды 1881–1882 годов были самостоятельными произведениями, которые экспонировались на 13-й выставке передвижников в 1885 году.
🎨 В 1883–1884 годы Поленов приехал в Италию, снял мастерскую и работал там над эскизами и этюдами для картины «Христос и грешница». Но завершил картину только в 1887 году, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садово-Спасской. Между первым замыслом и окончанием полотна прошло двадцать лет.
🖼 Картина была представлена на выставке «передвижников». Третьяков написал про нее: «Исполняя задачу собирать по возможности все замечательное в нашей живописи, я не могу упустить Вашу картину, как самую замечательнейшую». Но Христа и Грешницу купил Император Александр III за 30 000 рублей.
Василий Поленов. Цикл картин «Из жизни Христа», 1890е–1900е
1. За кого меня почитают люди
2. И возвратился в Галилею в силе духа
3. И был там
4. Иаков и Иоанн
5. Мечты (На горе)
6. Привели детей
7. Решили идти в Иерусалим
8. Пределы Тирские
9. Марфа приняла Его в дом свой
10. Исполнялся премудрости
В завершение этой части расскажем о Евангельском цикле картин «Из жизни Христа».
🌍 В 1899 году Поленов совершил второе путешествие на Восток. Там он сделал много этюдов к задуманному циклу картин «Из жизни Христа». Они также были показаны на выставке «передвижников». Этюды произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов.
🎨 Следующие два года художник работал над картинами цикла. События происходят среди залитых ярким солнцем гор и голубых рек, под ясной лазурью неба, на фоне яркой зелени деревьев, часто освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего солнца. Иногда в пейзаже появляется архитектура, тоже идеально-прекрасная и величественная, иногда действие происходит в залитом ярким солнцем дворике.
✍️ Также Поленов работал над рукописью «Иисус из Галилеи» — философским комментарием к циклу. Художник хотел сделать два издания — дешевое и дорогое, с иллюстрациями. Однако рукопись не была завершена.
🖼 Выставка картин «Из жизни Христа» состоялась в 1909 году в Петербурге. Хотя выставку разместили на одной из глухих линий Васильевского острова, народу было множество: учащиеся, которым билеты раздавали бесплатно, интеллигенция, рабочие. Один из рабочих сказал: «Нас учат, что Христос был Бог, его окружали ангелы, он преображался, воскресал и возносился, а на самом деле было так, как здесь представлено: он плотничал, знался с самым простым народом, а архиереи его оплевали, а власть распяла».
🗣 Поленов очень откровенно признавался в письме Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело». Поэтому меньше всего удались Поленову картины, содержание которых — трагедия Христа.
🏥 После Петербурга выставку провели в Москве и в Твери. А в 1914 году картины цикла «Из жизни Христа» показали в Москве еще раз, все средства пошли в пользу раненых Первой мировой войны.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день