Василий Поленов
Как поездка в Европу повлияла на творчество Поленова
В картинах Поленова отразились средневековые замки Германии, виды Парижа и побережье Франции. В этой части узнаем, как Европа повлияла на творчество художника.
Василий Поленов
1. Право господина, 1874
2. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, 1875
Поговорим об исторических и бытовых работах Василия Поленова. И начнем с полотен, задуманных во время поездки по Европе — «Право господина» и «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель».
🖼 «Право господина»
🏰 Задумка картины появилась в Германии. В 1872 году Поленов поехал туда как медалист Академии и задержался в Баварии, очарованный замками и духом Средневековья.
🗣 «Сам я теперь работаю над картиной из средневекового германского быта. Путешествуя прошлый год по Германии, осматривал я старые феодальные замки. Бродя по развалинам рыцарских «бургов» а потом, спустясь в долину, где крестьянское население осталось почти с теми же обычаями и в тех же костюмах, мне было представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона, а именно — право, по которому всякая девушка перед вступлением ее в замужество принадлежала барону. Право это называлось «Les primae noctis» («Закон первой ночи»). Барон вышел под вечер посмотреть на приведенных для выбора девушек, обвенчанных в тот день.»
🎨 Работа была завершена в 1874 году на Монмартре. Картину отобрали для выставки на очень престижном Весеннем Салоне в Париже.
🖼 «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель»
🔥 Сюжет картины — эпизод религиозных войн во Франции 16 века между протестантами и католиками. Картина изображает арест Жакобин, графини д’Этремон, второй жены адмирала Колиньи. Она была гугеноткой, и за это ее ждала жестокая казнь.
👑 Еще неоконченную работу купил будущий царь Александр III. Он приехал в Париж и интересовался живописью, посещая мастерские русских художников. Условием покупки стало то, что работа будет завершена.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Эскиз к картине «Больная», 1873
2. Больная, 1886
Жанровые сцены не были особенно близки Василию Поленову. Это хорошо иллюстрирует история с незаконченной картиной «Семейное горе».
🤱 Поленов задумал картину в Париже. Он хотел показать комнату деревенской избы с двумя молодыми женщинами. Одна стоит, прислонившись к печи, другая сидит на лавке с ребенком на руках. Житейская история: девушку соблазнил кто-то в городе, и вот она с ребенком на руках вынуждена вернуться в родительский дом — изгоем.
🎨 Художник очень старательно готовился к этой работе. Еще в 1870 году он сделал первые рисунки-наброски, писал этюд маслом. В 1876 году Поленов создал еще несколько этюдов маслом и начал саму картину, но быстро охладел к замыслу. По этой же причине он не закончил другие парижские картины — «Блудный сын» и «Заговор Гёзов». Исторические и жанровые истории привлекали Поленова все меньше.
Василий Поленов
1. Белая лошадка, 1874
2-3. Ворота в Вёле, 1874
4. Отлив, 1874
5. Пруд в Вёле, 1874
6. Мельница у истока реки Вёль
7. Рыбацкая лодка, 1874
8. В парке, 1874
Теперь поговорим про работы, созданные Поленовым в конце лета 1874 года в Нормандии в местечке Вёль. Этот месяц стал для художника одним из самых успешных и плодотворных за всю его первую поездку по Европе.
👨🎨 Поработать в Вёле молодым художникам предложил Алексей Боголюбов. Маринист, он хорошо знал французское побережье. Сначала в Вёль уехал Илья Репин и в красках расписал Поленову, как там здорово. Когда Поленов приехал в Вёль, он застал там целую колонию русских художников. Кроме Репина и Богомолова там были Константин Савицкий и Александр Беггров.
🐴 Пребывание в Вёле стало для Поленова очень плодотворным. Он написал три чудесных этюда белой нормандской лошадки, два этюда «Ворота в Вёле», «Отлив», «Пруд в Вёле», «Мельница у истока реки Вёль». Поездка с другими художниками в рыбацкий поселок Этрета принесла этюд «Рыбацкая лодка».
🖼 Из этюда «Ворота в Вёле» получилась картина «В парке». Пейзаж остался тот же, хотя несколько изменились сами ворота. Картина вытянулась в высоту, чтобы дать простор небу и показать верхушки деревьев. К столбу ворот привязана пара коней: белый и вороной, словно бы их седоки спешились у ворот парка и углубились в его аллеи.
В 1867 году Иван Крамской давал уроки живописи сестрам Василия Поленова. Тогда он написал портрет Веры Николаевны Воейковой. Вася в этот момент сидел рядом и тоже писал «бабашу».
Предлагаем вам угадать, какой из портретов написан Крамским, а какой — Поленовым? Почему вам так кажется?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день