angle-down facebook instagram vkontakte warning

Поп-арт

Американские художники

Американские художники начали делать огромные трехмерные скульптуры и доказали, что комикс может быть умным. В этой части продолжаем знакомство с поп-артом в Америке.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Клас Ольденбург
1. Клас Ольденбург, 1963
2. Напольный торт, 1962
3. Напольный бургер, 1962
4. Воланчик, Канзас-Сити, США, 1991
5. Кегли, Эйндховен, Нидерланды, 2000
6. Упавший рожок, Кельн, Германия, 2001

Продолжаем знакомство с американским поп-артом. На очереди — Клас Ольденбург (род. 1929), чьи гигантские скульптуры можно увидеть не только в Америке.

👦 Родился в Стокгольме в семье дипломата. В 1936 году семья переехала в США и осела в Чикаго. Художник изучал литературу и историю искусств в Йеле, а затем учился в художественной школе при Чикагском институте.

🗽 В 1956 году переехал в Нью-Йорк, где познакомился со многими художниками поп-арта. В 1960 открыл «Магазин» — студию-инсталляцию, в которой выставлял и продавал собственные скульптуры.

🍔 Начинал с громадных копий тортов, бургеров и стаканчиков с мороженым. В 1976 году создал первые скульптуры на открытом пространстве — и с тех пор в основном занимается ими.

✂️ Работает с самыми разными материалами: папье-маше, гипсом, латексом и тканями, создавая обманчиво мягкие формы.

🎲 Одним из первых вывел эстетику простых вещей в трехмерное пространство — другие художники поп-арта создавали максимально «плоскую», нарочито двухмерную реальность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Том Вессельман
2. Том Вессельман
. Натюрморт №12, 1962
3. Том Вессельман
. Натюрморт №57, 1969
4. Том Вессельман
. Великая американская обнаженная №2, 1961
5. Том Вессельман
. Великая американская обнаженная №47, 1963
6. Том Вессельман
. Курильщица, 1976
7. Виллем де Кунинг. Женщина I, 1952

Теперь поговорим о Томе Вессельмане (1931-2004) — американском художнике, иллюстраторе, скульпторе и коллажисте.

👦 Родился в Цинциннати, штат Огайо. Признавался, что в детстве не интересовался искусством и был «ужасающе заурядным». В университете изучал психологию с перерывом на службу в армии.

💥 Во время Корейской войны начал рисовать и решил стать карикатуристом. После войны рисовал комиксы для мужских и юмористических журналов.

🗽 В 1956 году переехал в Нью-Йорк. Там познакомился с творчеством Виллема де Кунинга и решил заняться живописью. Особенно на Вессельмана повлияла знаменитая серия де Кунинга «Женщины».

👩 Женщины на картинах Вессельмана максимально «вещественны» и в то же время совершенно безлики. Художник сосредотачивает внимание зрителя лишь на деталях — губах, зубах, волосах и сосках, превращая их в своего рода фетиш.

👰 В 1963 году женился на своей подруге Клер Селли, которая позировала ему для многих картин и всю жизнь оказывала влияние на его творчество.

🖼 С середины 60-х Вессельман долгие годы пишет две серии работ: «Натюрморты» и «Великие американские обнаженные». В последние годы жизни продолжал писать обнаженную натуру, параллельно создавая абстрактные полотна.

1. Рой Лихтенштейн
2. Рой Лихтенштейн
. Девушка с мячом, 1961
3. Рой Лихтенштейн
. М-может быть, 1961
4. Рой Лихтенштейн
. Я вижу всю комнату... Но в ней никого нет!, 1961
5. Рой Лихтенштейн
. Такка-такка, 1962
6. Рой Лихтенштейн
. Женщина в шляпе с цветами , 1962
7. Рой Лихтенштейн
. В машине, 1963
8. Рой Лихтенштейн
. Тонущая девушка, 1963
9. Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве, 1823—1831

Завершаем часть разговором о Рое Лихтенштейне (1923-1997).

Давайте познакомимся с ним поближе 👇

🎓 Родился в Нью-Йорке в еврейской семье. С детства любил рисовать. Заметив талант ребенка, мама перевела его в одну из престижных Нью-Йоркских школ для мальчиков, где «История искусства» преподавалась как самостоятельный предмет. Потом учился в университете в Огайо, прервав обучение из-за армии в 1943-46 годы.

🎨 Начинал почти с абстракций. Некоторые работы напоминали Пикассо и Брака. В разные периоды перерисовывал классические произведения, делал отсылки к ним в работах, прошел «китайско-японский» этап экспрессионизма, даже делал мебель. Но известнее всего его работы на тему комиксов.

👦 По легенде, начать писать картины на тему комиксов Лихтеншейна подтолкнул сын. Однажды мальчик пришел из школы расстроенный и сказал, что над ним смеются из-за того, что папа современный художник: современный — значит, абстракционист и не умеет рисовать. Чтобы успокоить сына, Рой тут же в точности перерисовал пару картинок. Это натолкнуло художника на идею, что комиксы — отличный материал для поп-арта.

🗯 Лихтенштейн взял массовое, примитивное искусство и наполнил его смыслом. Он специально выбирал самых клишированных героев и ситуации — но изображенные маслом, в большом формате эти сцены наполнялись новым смыслом. Например, в «Тонущей девушке» можно увидеть мотивы «Большой волны в Канагаве» Хокусая — кстати, японский художник одним из первых стал создавать серии рисунков.

* Картины Лихтенштейна лучше смотреть в оригинале: большой формат как бы говорит нам, что это не комикс, а живопись — в репродукции разница не так заметна.

⁉️ Вырванные из контекста сцены живут своей жизнью. Мы можем только предполагать, что происходит на картине, какие события к этому привели и что случится через мгновение. «Дописывать» такие истории очень увлекательно — это делает зрителя полноценным соавтором произведения.

🖨 Работы Лихтенштейна, как и весь поп-арт, выступали против идей абстрактного экспрессионизма: вместо творческих поисков — механический процесс, имитация работы печатного станка. Все богатство палитры сводится к основным типографским цветам: черному, пурпурному, желтому и синему. Мондриан тоже использовал только эти цвета, а Пикассо все раскладывал на части — только они искали основы мироздания, а поп-арт менее серьезен, хотя по сути занимается тем же самым.

🧠 Лихтенштейн показал, что комикс может быть умным. Ему во многом обязано дальнейшее развитие этого жанра. Сейчас графические романы по сложности, изобретательности сюжетов, множествам отсылок не уступают традиционным, а в чем-то даже выигрывают благодаря тому, что используют в первую очередь не текст, а изображение.

О логотипе I Love New York

1. Милтон Глейзер. Первый вариант логотипа, 1977
2. Милтон Глейзер. Вариант логотипа после 11 сентября 2001

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;