Поп-арт
Американские художники
Американские художники начали делать огромные трехмерные скульптуры и доказали, что комикс может быть умным. В этой части продолжаем знакомство с поп-артом в Америке.
Клас Ольденбург
1. Клас Ольденбург, 1963
2. Напольный торт, 1962
3. Напольный бургер, 1962
4. Воланчик, Канзас-Сити, США, 1991
5. Кегли, Эйндховен, Нидерланды, 2000
6. Упавший рожок, Кельн, Германия, 2001
Продолжаем знакомство с американским поп-артом. На очереди — Клас Ольденбург (род. 1929), чьи гигантские скульптуры можно увидеть не только в Америке.
👦 Родился в Стокгольме в семье дипломата. В 1936 году семья переехала в США и осела в Чикаго. Художник изучал литературу и историю искусств в Йеле, а затем учился в художественной школе при Чикагском институте.
🗽 В 1956 году переехал в Нью-Йорк, где познакомился со многими художниками поп-арта. В 1960 открыл «Магазин» — студию-инсталляцию, в которой выставлял и продавал собственные скульптуры.
🍔 Начинал с громадных копий тортов, бургеров и стаканчиков с мороженым. В 1976 году создал первые скульптуры на открытом пространстве — и с тех пор в основном занимается ими.
✂️ Работает с самыми разными материалами: папье-маше, гипсом, латексом и тканями, создавая обманчиво мягкие формы.
🎲 Одним из первых вывел эстетику простых вещей в трехмерное пространство — другие художники поп-арта создавали максимально «плоскую», нарочито двухмерную реальность.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Том Вессельман
2. Том Вессельман. Натюрморт №12, 1962
3. Том Вессельман. Натюрморт №57, 1969
4. Том Вессельман. Великая американская обнаженная №2, 1961
5. Том Вессельман. Великая американская обнаженная №47, 1963
6. Том Вессельман. Курильщица, 1976
7. Виллем де Кунинг. Женщина I, 1952
Теперь поговорим о Томе Вессельмане (1931-2004) — американском художнике, иллюстраторе, скульпторе и коллажисте.
👦 Родился в Цинциннати, штат Огайо. Признавался, что в детстве не интересовался искусством и был «ужасающе заурядным». В университете изучал психологию с перерывом на службу в армии.
💥 Во время Корейской войны начал рисовать и решил стать карикатуристом. После войны рисовал комиксы для мужских и юмористических журналов.
🗽 В 1956 году переехал в Нью-Йорк. Там познакомился с творчеством Виллема де Кунинга и решил заняться живописью. Особенно на Вессельмана повлияла знаменитая серия де Кунинга «Женщины».
👩 Женщины на картинах Вессельмана максимально «вещественны» и в то же время совершенно безлики. Художник сосредотачивает внимание зрителя лишь на деталях — губах, зубах, волосах и сосках, превращая их в своего рода фетиш.
👰 В 1963 году женился на своей подруге Клер Селли, которая позировала ему для многих картин и всю жизнь оказывала влияние на его творчество.
🖼 С середины 60-х Вессельман долгие годы пишет две серии работ: «Натюрморты» и «Великие американские обнаженные». В последние годы жизни продолжал писать обнаженную натуру, параллельно создавая абстрактные полотна.
1. Рой Лихтенштейн
2. Рой Лихтенштейн. Девушка с мячом, 1961
3. Рой Лихтенштейн. М-может быть, 1961
4. Рой Лихтенштейн. Я вижу всю комнату... Но в ней никого нет!, 1961
5. Рой Лихтенштейн. Такка-такка, 1962
6. Рой Лихтенштейн. Женщина в шляпе с цветами , 1962
7. Рой Лихтенштейн. В машине, 1963
8. Рой Лихтенштейн. Тонущая девушка, 1963
9. Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве, 1823—1831
Завершаем часть разговором о Рое Лихтенштейне (1923-1997).
Давайте познакомимся с ним поближе 👇
🎓 Родился в Нью-Йорке в еврейской семье. С детства любил рисовать. Заметив талант ребенка, мама перевела его в одну из престижных Нью-Йоркских школ для мальчиков, где «История искусства» преподавалась как самостоятельный предмет. Потом учился в университете в Огайо, прервав обучение из-за армии в 1943-46 годы.
🎨 Начинал почти с абстракций. Некоторые работы напоминали Пикассо и Брака. В разные периоды перерисовывал классические произведения, делал отсылки к ним в работах, прошел «китайско-японский» этап экспрессионизма, даже делал мебель. Но известнее всего его работы на тему комиксов.
👦 По легенде, начать писать картины на тему комиксов Лихтеншейна подтолкнул сын. Однажды мальчик пришел из школы расстроенный и сказал, что над ним смеются из-за того, что папа современный художник: современный — значит, абстракционист и не умеет рисовать. Чтобы успокоить сына, Рой тут же в точности перерисовал пару картинок. Это натолкнуло художника на идею, что комиксы — отличный материал для поп-арта.
🗯 Лихтенштейн взял массовое, примитивное искусство и наполнил его смыслом. Он специально выбирал самых клишированных героев и ситуации — но изображенные маслом, в большом формате эти сцены наполнялись новым смыслом. Например, в «Тонущей девушке» можно увидеть мотивы «Большой волны в Канагаве» Хокусая — кстати, японский художник одним из первых стал создавать серии рисунков.
* Картины Лихтенштейна лучше смотреть в оригинале: большой формат как бы говорит нам, что это не комикс, а живопись — в репродукции разница не так заметна.
⁉️ Вырванные из контекста сцены живут своей жизнью. Мы можем только предполагать, что происходит на картине, какие события к этому привели и что случится через мгновение. «Дописывать» такие истории очень увлекательно — это делает зрителя полноценным соавтором произведения.
🖨 Работы Лихтенштейна, как и весь поп-арт, выступали против идей абстрактного экспрессионизма: вместо творческих поисков — механический процесс, имитация работы печатного станка. Все богатство палитры сводится к основным типографским цветам: черному, пурпурному, желтому и синему. Мондриан тоже использовал только эти цвета, а Пикассо все раскладывал на части — только они искали основы мироздания, а поп-арт менее серьезен, хотя по сути занимается тем же самым.
🧠 Лихтенштейн показал, что комикс может быть умным. Ему во многом обязано дальнейшее развитие этого жанра. Сейчас графические романы по сложности, изобретательности сюжетов, множествам отсылок не уступают традиционным, а в чем-то даже выигрывают благодаря тому, что используют в первую очередь не текст, а изображение.
1. Милтон Глейзер. Первый вариант логотипа, 1977
2. Милтон Глейзер. Вариант логотипа после 11 сентября 2001
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день