angle-down facebook instagram vkontakte warning

Поп-арт

С чего начался поп-арт

Художники исследовали отношения между искусством, наукой и дизайном — так в 1958 году появился поп-арт. В этой части — подробнее о том, как создавалось это направление.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Ричард Гамильтон. Интерьер II, 1964
2. Найджел Хендерсон. Мужская голова, 1956
3. Джон Макхейл. Обложка для журнала The Architectural Review, 1956
4. Эдуардо Паолоцци. Доктор Пеппер, 1948

Поговорим о том, с чего начался поп-арт. Для этого отправимся в Великобританию середины XX века 👇

🖼 В 1956 году в Лондоне прошла выставка «Это — завтра». Ее устроили художники «Независимой группы» (Independent Group) — Ричард Гамильтон, Найджел Хендерсон, Джон Макхейл, Эдуардо Паолоцци. Они исследовали отношения между искусством, наукой, технологией, дизайном и поп-культурой.

* Впервые термин поп-арт (Pop Art) использовал участник «Независимой группы», критик Лоренс Эллоуэй в эссе 1958 года «Искусство и средства массовой информации».

🍿 Художники обратились к американской культуре. Так они выступали против замшелого европейского модернизма. Высокомерная и снобская Европа считала все американское вульгарным и бессмысленным. А США в свою очередь предлагали изобилие и яркое будущее.

🛒 Поп-арт восхищается рекламой, хоть и высмеивает ее. Поп-артисты хотели сделать искусство таким же привлекательным для потребителя. Коллажи из рекламных буклетов и журналов — предтеча клипового мышления, когда внимание не задерживается долго на чем-то одном.

🎓 Следующее поколение британского поп-арта — студенты Королевского художественного колледжа: Рональд Брукс Китай, Патрик Колфилд, Дэвид Хокни и Аллен Джонс. Они включали мотивы поп-культуры в свои ассамбляжи.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Эдуардо Паолоцци
1. Циклоп, 1958
2. Я была игрушкой богатого мужчины, 1947
3. Взбитые сливки, мед, арахис, лимонный чай и другое, 1967
4. Дональд Дак встречает Мондриана, 1967
5. Фасоль, 1972
6. Последний из идолов, 1963
7. Диана как двигатель I, 1963—1966

Начнем разговор о британском поп-арте с Эдуардо Паолоцци (1924-2005) — шотландского скульптора и художника-графика итальянского происхождения.

Познакомимся с ним поближе 👇

Родился в Эдинбурге в семье итальянских эмигрантов. Его отец был в восторге от Муссолини и на лето отправлял сына в Италию в фашистский лагерь. С началом Второй мировой Эдуардо попал за решетку в Великобритании как «враждебный иностранец» — это отбило его интерес к политике.

Паолоцци учился в школе Слейда — главном рассаднике лондонского модернизма. Делил мастерскую с Люсьеном Фрейдом, подружился с Фрэнсисом Бэконом. Начинал со сложных бронзовых скульптур с нервной фактурой — их вместе с работами других послевоенных художников определили как «Геометрия страха».

✂️ Еще в 1947 годы Паолоцци создал коллаж «Я была игрушкой богатого мужчины» (“I was a Rich Man's Plaything“). Он уже использует яркие узнаваемые образы из американских рекламных журналов — прием поп-арта.

☕️ С начала 1950-х стал членом «Независимой группы» — кружки интеллектуалов, которые собирались в лондонском Институте современного искусства и обсуждали, как мода, поп-музыка, кино, технологии и массмедиа влияют на художественный процесс.

🖼 «Независимая группа» сделала две эпохальные выставки: «Параллель жизни и искусства» (1953) и «Это — завтра» (1956). Применительно ко второй выставке критики впервые использовали термин «поп-арт».

🤖 Паолоцци пришел к принципу «все сгодится» (anything goes), который радикально изменил его пластику: так появились скульптуры-роботы из крашенного кислотными цветами металла — новые идолы постиндустриальной цивилизации, которые принесли художнику мировую славу.

🎷 Критики находили в работах Паолоцци джазовые ритмы и ацтекские мотивы — а еще низкопоклонство перед поп-культурой Америки. Сам Паолоцци всегда настаивал, что его искусство — плоть от плоти европейского сюрреализма.

Ричард Гамильтон
1. Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?, 1956
2. Обложка «Белого альбома» группы The Beatles, 1968
3-4. Иллюстрация к роману Джеймса Джойса «Улисс», 1940-е
5. Моя Мэрилин, 1965
6. Модная иллюстрация, 1969
7. Менины Пикассо, 1973

Ричард Гамильтон (1922-2011) — один из основоположников поп-арта. Критики называют его «Хамелеон Британского поп-арта».

Что важно о нем знать 👇

👶 Родился в Лондоне. Обучался в художественной школе Св. Мартина, в школе Королевской академии, в художественной школе Слейда. Вместе с Паолоции стоял у истоков «Независимой группы».

✂️ Создал одну из первых работ направления поп-арт — коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (”Just what is it that makes today's homes so different, so appealing?”) 1956 года. А еще знаменитую обложку «битловского» «Белого альбома».

🗣 Дал исчерпывающее определение направлению: «Поп-арт это: популярное, преходящее, расходное, недорогое, серийное, молодое, остроумное, сексуальное, бесполезное, гламурное, а также Большой Бизнес».

👁 Изучал творчество Марселя Дюшана. Даже курировал в 1966 году первую и пока единственную ретроспективу Марселя Дюшана в Англии, познакомившись с самим автором.

📖 С конца 1940-х годов создавал иллюстрации к роману Джеймса Джойса «Улисс». В 2002 году к 80-летию первой публикации романа в Британском музее прошла выставка работ Гамильтона.

🎓 Как преподаватель повлиял на многих современных художников: Брайан Ферри (Roxy Music), Тим Хэд, Марк Ланкастер, Рита Донаг, Николас Де Вилль учились у него в университете Ньюкасл-апон-Тайн.

🏵 Кавалер Ордена Чести, который вручается за выдающиеся достижения в искусствах, науке, политике, промышленности и религии. Его работы можно увидеть в галерее Тейт Модерн (Лондон), Музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музее Людвига (Кёльн), Музее искусств Винтертура (Швейцария).

О коллажах Ричарда Гамильтона

Ричард Гамильтон
1. Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?, 1956
2. Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?, 1993

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;