angle-down facebook instagram vkontakte warning

Поп-арт

Рост популярности в Америке

Популярность поп-арта взлетела в Америке. Поговорим о главных представителях и посмотрим их главные работы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Энди Уорхол. Мэрилин Монро, 1962
2. Рой Лихтенштейн. Забудь об этом! Забудь меня!, 1962
3. Клас Ольденбург. Два чизбургера, 1962
4. Том Вессельман. Коллаж из портретов. №18, 1960
5. Рэй Джонсон. Мэрилин Монро, 1972
6. Ларри Риверси. Лаки страйк II, 1960—1963
7. Джаспер Джонс. Карта, 1961
8. Роберт Раушенберг. Монограмма, 1955

Если британские художники изобрели поп-арт, то в Америке он расцвел и стал по-настоящему популярным.

Вот как это происходило 👇

🎬 Молодые американские художники начали включать в свои работы элементы массовой культуры. Среди них — Рэй Джонсон (1927-1995), Джаспер Джонс, Ларри Риверс и Роберт Раушенберг.

👁 В 1962 году в галерее Сидни Джэнис прошла большая выставка «Новые реалисты». Там были «Мэрилин Монро» Уорхола, комиксы маслом Лихтенштейна, гамбургеры и пирожные Ольденбурга и работы Вессельмана. Возмущенные критики обзывали это не-искусством и анти-искусством (non-art и anti-art).

✍️ Сначала поп-артистов в США определили как «реалистов» с разными приставками и вариациями, но определения «новый реализм», «искусство факта», «живопись обычного предмета» не подходили.

💵 Самым точным оказался термин Лоуренса Эллоуэя. Он к тому времени был куратором музея Гуггенхайма и помог популяризировать поп-арт в США — особенно в Лос-Анджелесе, где было много молодых богатых людей, совершенно не интересовавшихся классическим искусством.

🍿 Выставки шли одна за другой, галереи тоже выставляли работы и поп-сюжеты (комиксы, продукты потребления, звезды, сексуальные/почти порно сюжеты). Они говорили в том числе и о быте Америки, ее мифах, американской мечте, нелюбви и «непривычке» к высокому, элитарному искусству.

👍 Поп-арт пришелся по вкусу американцам и очень быстро стал популярным. К 1965 году этот термин включал в себя уже все аспекты городской массовой культуры.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Джаспер Джонс
1. Джаспер Джонс
2. Флаг, 1955
3. Мишень с гипсовыми слепками, 1955
4. Банки эля Баллантайн, 1960
5. Кубки 4 Пикассо, 1972
6. Зима из серии «Четыре сезона», 1987

Джаспер Джонс — один из главных предшественников поп-арта в США, которого также причисляют к нео-дадаистам и концептуалистам.

Вот главное о Джонсе 👇

👦 Родился и вырос в Южной Каролине. Большую часть жизни прожил в Нью-Йорке и его окрестностях.

🎨 Джонс использовал разные техники, у него можно найти и работы, выполненные маслом, и карандашные рисунки, и офорты.

Самые знаменитые работы — картины с флагами, созданные в технике энкаустики (краска на основе пчелиного воска). Джонс также использовал в работах кусочки газет, бумаги и ткани. В некоторых работах он объединяет живопись и скульптуру, дополняя живописные полотна гипсовыми слепками и конструкциями из дерева и металла.

🔛 Проложил мост между абстрактным экспрессионизмом и поп-артом. При этом его нельзя в полной мере отнести ни к одному из этих направлений.

😶 Крайне редко дает интервью, в которых ничего не рассказывает о личной жизни, предпочитает не распространяться о методах своей работы и категорически отказывается хоть как-то расшифровать смысл и значение своих картин.

👶 Был другом и партнером Роберта Раушенберга. Их многое объединяло: оба были родом из южных штатов, обитали на Манхэттене, обоих порядком утомил невыносимо серьезный абстрактный экспрессионизм, что заставило их искать новые пути в искусстве и средства самовыражения. За плечами обоих было военное прошлое: у Джонса — война в Корее, а у Раушенберга — Вторая мировая и работа медбратом в госпитале.

🤝 Благодаря Раушенбергу в жизни Джонса появились еще несколько людей, которые повлияли на его творчество и жизнь в целом. Это близкие друзья Роберта — композитор Джон Кейдж и хореограф Мерс Каннингем. Все четверо придерживались особой творческой философии — позже искусствоведы объединят их взгляды названием «нео-дадаизм». Следующим стал арт-дилер Лео Кастелли, который в 1958 году организовал первую персональную выставку Джонса, положившую начало небывалой популярности его картин с флагами. И последним, но, пожалуй, самым важным оказалось знакомство с Марселем Дюшаном. Благодаря Раушенбергу Джонс впервые увидел реди-мейды отца дадаизма в 1958 году. А уже год спустя Дюшан сам появился в студии Джонса, окончательно утвердив прямую связь между европейским авангардом и новым поколением американских модернистов.

⁉️ Когда в 1955 году Джонс закончил свой первый «Флаг», детальному анализу критиков подвергся не только сюжет полотна. Люди восприняли его как кощунство, покушение на неприкосновенный государственный символ. Другие назвали это смелым вызовом традициям. В выборе неоднозначного и довольно нестабильного материала критики усмотрели метафору изменчивой природы подлинности и идентичности. Спустя несколько десятилетий флаги Джаспера Джонса воспринимаются как однозначный патриотический жест.

Роберт Раушенберг
1. Роберт Раушенберг в студии, 1955
2. Кровать, 1955
3. Рифма, 1956
4. Отпечаток автомобильной шины, 1953
5. Имущество, 1963
6. Ретроактивный I, 1964
7. Без названия 1983

Завершим эту часть знакомством с Робертом Раушенбергом — американским художником, коллажистом и графиком, одним из ведущих представителей неодадаизма.

Самое главное о Раушенберге 👇

👦 Родился в маленьком городке в Техасе в семье строгих нравов. С детства рисовал, копируя изображения из комиксов, хотя родители не одобряли его увлечения. После школы начал изучать фармакологию, но был отчислен из университета, отказавшись препарировать лягушку. После Второй Мировой войны, во время которой он работал в госпитале, Раушенберг учился живописи в разных художественных школах, в том числе и в Академии Жюлиана в Париже.

🖼 Расцвет популярности наступил после ретроспективной выставки 1963 года в Еврейском музее Нью-Йорка. Год спустя он получил главный приз Венецианской биеннале. В 80-х много путешествовал, изучая художественные и ремесленные традиции разных стран.

✈️ Первые ассамбляжи начал создавать во время путешествий по Европе. С 1953 года экспериментирует с комбинациями разных текстур на одном полотне, создает картины с элементами коллажей, используя газетные вырезки. На протяжении всей карьеры Раушенберг использовал в своих работах отсылки к значимым событиям современности и элементам массовой культуры. Он часто комбинирует шелкотрафаретную печать, вырезки из журналов и предметы обихода.

🗣 Раушенберг говорил: «Картина больше похожа на реальный мир, если она сделана из объектов реального мира».

🧃 Еще одна цитата: «Мне жаль людей, которые находят уродливыми мыльницы или бутылки из-под „колы“, потому что они живут в окружении всех этих предметов и несчастны из-за этого». Раушенберг важен для понимания того, как развивалась далее художественная мысль во многих направлениях.

О «Монограмме» Роберта Раушенберга

Роберт Раушенберг. Монограмма, 1955—1959

Продолжаем тренировать свою насмотренность в современном искусстве с помощью нашего тренажера. На этот раз попробуем отличить работы Роберта Раушенберга.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;