Постмодернизм в архитектуре
Рикардо Бофилл: постмодернистский классицизм
Рикардо Бофилл оформлял офис Christian Dior и занимался социальным жильем. Познакомимся с архитектором, который применял классический язык в постмодернизме.
1-7. Дворец Абраксас (Les Espaces d'Abraxas), Нуази-ле-Гран, Франция, 1983
8, 9. Пьяцца д'Италия (Piazza d'Italia), Новый Орлеан, США, 1978
Рикардо Бофилл — очень продуктивный и разнообразный архитектор-постмодернист. В том числе он применял классический язык в постмодернистской усложненной трактовке. Пример такого подхода — «Дворец Абраксас» (Les Espaces d'Abraxas).
Что о нем важно знать 👇
🏠 Это сборные панельные дома, социальное жилье под Парижем. Идея в том, что даже обычный спальный район можно сделать интересным.
🏛 Боффил организовал жилые корпуса классическим образом: ступеньки, как в античном театре, каре по периметру, все нанизано на ось симметрии, а по центру стоит что-то вроде римской триумфальной арки. Получилась кавалькада парадных пространств: серые панельки трактуются как что-то величественное, исключительное.
💡 Классические элементы трактуются необычно. Например, один из корпусов структурирован чередой вертикальных колонн с базами и капителями. В конце многослойный горизонтальный карниз — но все колонны стеклянные, а карниз разрезан балконами и будто парит над колоннами. В некоторых корпусах последняя колонна выбивается из колоннады, где-то фронтоны вывернуты наизнанку: утоплены вглубь вместо того, чтобы выступать вперед. Получается сложная, насыщенная картинка.
🚨 Сам архитектор считал, что проект не достиг конечной цели. Он хотел оживить пространство, но из-за социальных причин получилось криминальное гетто.
🧩 Бофилл не единственный, кто обыгрывает классику в постмодернизме. Посмотрите на проект Чарльза Мура «Пьяцца д'Италия» (Piazza d'Italia) в Новом Орлеане — маленькое общественное пространство в форме античной руины. Наслоение разных периодов истории создает постмодернистскую игру.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Ксанаду (Xanadú), Кальп, Испания, 1971
Еще один проект Рикардо Бофилла — жилой дом «Ксанаду» (Xanadú).
⛰ Дом стоит на утесе. Вокруг живописный пейзаж. Обычно так строили средневековые замки — а здесь обычный многоквартирный дом.
🏰 Cредневековые детали не копируются, нет эклектики — это опосредованная отсылка через контекст.
🔷 Силуэт разнообразный и противоречивый. Он будто состоит из слоев и объемов, которые добавляли стихийно.
Фабрика (La Fabrica), Барселона, Испания, 1975
«Фабрика» (La Fabrica) — личный дом архитектора.
Что Бофилл совмещает в этом здании 👇
🏭 Индустриальный облик. За основу архитектор взял заброшенный цементный завод с грубыми индустриальными конструкциями.
🏰 Романтический замок. С помощью труб, похожих на башни, готических окон, аркад, плюща вдоль стены Бофилл придал зданию романтический вид.
👤 Рикардо Бофилл — один из великих мастеров. Он очень разносторонний, и его опыты не исчерпываются проектами, рассмотренными нами.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день