angle-down facebook instagram vkontakte warning

Коллекции музея Прадо

Немецкая, французская и английская живопись

Среди коллекций Прадо есть и важные работы немецкой, английской и французской живописи. Давайте посмотрим на картины Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Рейнолдса, Гейнсборо, Пуссена, Лоррена и Ватто.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Альбрехт Дюрер, 1471–1528

1. Автопортрет
2. Диптих Адам и Ева
3. Портрет неизвестного в берете со свитком

Лукас Кранах Старший, 1472-1553

4. Охота в честь Карла V в замке Торгау
5. Охота в честь императора Священной Римской империи Фердинанда I близ замка Торгау
6. Мадонна с младенцем и маленьким Иоаном Крестителем

Давайте начнем с Германии.

🤏 Немецкой живописи в Прадо представлено не так много по сравнению с другими странами. Несмотря на то, что в 16 и 17 веке Испания была тесным образом связана со Священной Римской империей, так как обеими государствами управляла династия Габсбургов, коллекции художников из Германии в музее небольшие. Немецкие работы приобретались выборочно.

🔘 Ядро коллекции — четыре работы Альбрехта Дюрера. В Прадо представлены «Автопортрет», диптих «Адам и Ева» и «Портрет неизвестного в берете со свитком».

💪 Еще один важный представитель немецкой коллекции — Лукас Кранах Старший, мастер эпохи Возрождения с утонченной манерой письма. Он сумел объединить в своем творчестве принципы Ренессанса и готические традиции. Он прекрасно рисовал животных, принимал активное участие в реформационном движении и обличал в своих картинах злоупотребления папства. Кранах был другом Мартина Лютера, но при этом выполнял заказы католиков.

🌪 Он очень много и быстро рисовал. На надгробной плите Кранаха написано «Самый быстрый художник мира». Кранах использовал трафареты и образцы отдельных фигур, а также одним из первых в мире стал практиковать принцип «поточного производства», при котором каждый его сотрудник специализировался на своем этапе работы.

1️⃣ Одна из его картин в коллекции Прадо — «Охота в честь Карла V в замке Торгау». Он изобразил Иона Фридриха Саксонского и императора Карла V в левой части картины с убитой дичью. Кранах поднимает линию горизонта и тем самым получает возможность изобразить сразу несколько эпизодов охоты.

2️⃣ У этой картины есть пара, которая так же хранится в Прадо: «Охота в честь императора Священной Римской империи Фердинанда I близ замка Торгау».

3️⃣ Работа Кранаха «Мадонна с младенцем и маленьким Иоаном Крестителем» написана под влиянием итальянских мадонн, но адаптирована под немецкий вкус. На заднем плане тонко выписанный пейзаж. Иоан протягивает Христу гроздь винограда — это намек на его смерть (из винограда делают вино — символ крови Христовой и атрибут Причастия).

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Джошуа Рейнолдс. Портрет священника, 1756–1760
2. Джошуа Рейнолдс. Портрет Джеймса Бурдье, 1765–1766
3. Томас Гейнсборо. Портрет врача Исаака Энрике Секейры, 1775
4. Томас Лоуренс. Портрет мисс Марты Карр, 1791

Английская живопись представлена в Прадо скромнее всего. Давайте посмотрим на несколько картин и немного поговорим о самих художниках.

🤏 Малочисленность английских шедевров связана с политическими обстоятельствами. Восхождение на трон в 16 веке Елизаветы I и полное отделение от Римской церкви осложнило отношения между двумя странами. Но в 18 веке испанская аристократия начнет путешествовать в Англию, и английские влияния проникнут в испанскую живопись (например, Уильям Хогарт повлиял на гравюры Франсиско Гойи).

В английской коллекции Прадо есть очень ценные экспонаты, в основном приобретенные музеем в 20 веке. Это работы Джошуа Рейнолдса, Томаса Гейнсборо и Томаса Лоуренса.

1️⃣ Джошуа Рейнолдс — крупнейший английский портретист, который при этом выпускал много посредственных картин, чтобы удовлетворить всех заказчиков.

🗯 В его ключевых работах большое значение имела передача психологического состояния портретируемого. Для этого он прибегал к технике тенебризма — это метод работы со светотенью, когда прямой свет моделирует объем и создает контрастные световые эффекты с неосвещенными участками, которые выступают в качестве фона. На таких картинах объем, выделенный светом, как бы вырастает из темноты. Примеры такой работы из коллекции Прадо — «Портрет священника» и «Портрет Джеймса Бурдье».

2️⃣ Томас Гейнсборо — соперник Рейнолдса и один из самых разносторонних английских художников, который все время экспериментировал как с идеями, так и с техникой. Гейнсборо прославился как портретист, но больше любил пейзаж. Его пейзажи вдохновляли Уильяма Тернера и Джона Констебла.

🏞 Техника Гейнсборо отличается от Рейнолдса. Творческой манере Гейнсборо близки голландские пейзажи 17 века. Портреты он часто писал в жанре «разговорной картины», когда на картине присутствует сразу несколько персонажей, объединенных не только разговором, но и пейзажем.

↪️ На протяжении жизни Гейнсборо не раз будет менять стиль письма, приобретая все большую свободу. Его мазок со временем становится фактурным, а картины поражают современников. Вблизи они производили впечатление хаоса мазков, но на расстоянии эта видимая случайность исчезала.

🕯 У Гейнсборо был интересный и необычный процесс создания картин. Он начинал писать в затемненном помещении, а по мере работы над картиной усиливал свет и начинал тщательную моделировку лица. Гейнсборо писал жидкой краской, пользовался длинными кистями, растушевывал мазок кусочком губки или пальцем.

3️⃣ Томас Лоуренс — последователь Рейнолдса, который внес в свои портреты нотки романтизма. Он начинал писать портреты с чертежа мелом, а потом раскрашивал голову и основные детали.

1. Николя Пуссен. Парнас, 1631
2. Николя Пуссен. Триумф Давида, 1630
3. Клод Лоррен. Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной, 1636
1638
4. Клод Лоррен. Нахождение Моисея, 1639
5. Антуан Ватто. Подписание брачного договора, 1711
6. Антуан Ватто. Общество в парке, 1716
1719

Во французской коллекции Прадо представлено несколько очень разных пейзажей. Давайте посмотрим на них поближе и поговорим о самих художниках.

1️⃣ Один из представителей Франции в коллекции Прадо — Николя Пуссен, великий французский художник и основоположник классицизма. Его творчество повлияло на дальнейшее развитие всего искусства.

🔎 Посмотрим на особенности его работ и техники. Пуссен обычно выбирал мифологические, исторические и библейские сюжеты. Он старался избегать всего лишнего, поэтому с точки зрения композиции его работы безупречны. Пуссен писал светотень в итальянской манере — мягким теплым светом. Его колорит строго продуман и отличается глубокими, сильными тонами.

↪️ В конце жизни манера Пуссена изменилась. Он страдал болезнью Паркинсона, но вместо того, чтобы оставить живопись, стал пользоваться другой техникой: гладкие мазки и тонкие детали сменились размашистыми мазками.

🖼 Одна из его картин в коллекции Прадо — «Парнас». По сюжету ко двору Аполлона прибывают девять поэтов, которые спешат показать Богу свои творения. Один из пригашенных получает лавровый венок. Путти (младенцы) протягивают чаши с водой, которая дарует талантливым людям вдохновение. Источником вдохновения была нимфа Касталия, превратившаяся в ручей, чтобы избежать приставаний Аполлона.

▪️ Считается, что при написании картины Пуссен использовал античную скульптуру и фреску Рафаэля «Парнас» для Сикстинской капеллы. Он почти точно скопировал расстановку фигур, деревья и цветовые соотношения. Яркий колорит работы — влияние Тициана. А в образе античного поэта Гомера Пуссен изобразил своего покровителя Джамбаттиста Марино.

🖼 Еще одна картина Пуссена в Прадо — «Триумф Давида». Он изобразил эпизод из Ветхого Завета, но вместо поединка придумал другую сцену. Давид смотрит на доспехи, брошенные рядом с поверженным гигантом. С Давидом стоит Виктория, богиня победы с лавровым венком. Один из путти тянется к короне, которая сулит Давиду царство Израиль.

2️⃣ Второй представитель французской коллекции Прадо — Клод Лоррен, живописец-пейзажист и гравер. Настоящее имя художника — Клод Желле, а «Лоррен» — прозвище по месту рождения, Лотарингии. Лоррен оказал огромное влияние на творчество Уильяма Тернера.

↔️ Пейзажи Лоррена отличаются от Пуссена. В его работах главным элементом выступает пейзаж, а не мифологические или религиозные герои. Фигуры не доминируют, не отвлекают зрителя от созерцания природы. Они полностью соединены с природой.

Еще один важный элемент работ Лоррена — свет. Именно Лоррен первым стал исследовать проблему освещения в разное время суток, в разную погоду и разное время года.

🖼 Одна из работ Лоррена в Прадо — «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной». Здесь типично классицистическая композиция: Лоррен использует кулисы (деревья, расположенный с двух сторон картины), в центральной части — вид на равнины, который замыкается горами. На переднем плане сама Мария. Фигура Марии смещена от центра и освещена, что придает всей работе театральный эффект. Это идеализированный пейзаж, природа в нем совершенна.

🖼 Вторая работа — «Нахождение Моисея». На картине изображено отплытие святой Паулы из Остии. Остия — главная гавань Древнего Рима, а святая Паула — христианка из патрицианской семьи. После смерти мужа она стала последовательницей святого Иеронима, поселилась в Вифлееме и основала там монастырь. На картине порт подчеркивает переход Паолы от мира цивилизации к миру одиночества в пустыне.

3️⃣ Третий представитель французской коллекции — Антуан Ватто, первый художник галантного века и родоначальник жанра «галантных праздников», ставшего основой для появления нового стиля рококо. Герои Ватто — ветреные дамы и их кавалеры, музыканты и уличные актеры. Все его персонажи учтивы, галантны и лишены грубоватости жанровой живописи.

🔎 Посмотрим на манеру Ватто. Для него главное не сюжет, а атмосфера, ощущение мимолетности, непродолжительности счастья. Ватто предпочитает легкий рисунок и избегает локальных цветов в колорите, используя сложные оттенки и многослойные лессировки.

1. Николя Пуссен. Парнас, 1631
2. Рафаэль. Парнас, 1509
1511

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;