Коллекции музея Прадо
Итальянская коллекция
Очень большой раздел музея Прадо посвящен работам итальянских мастеров. В коллекциях представлены работы Фра Анджелико, Мантеньи, Боттичелли, Рафаэля, Караваджо, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Джорджоне и других художников. Давайте посмотрим на некоторых
Рафаэль, 1483–1520
1. Мадонна с розой
2. Мадонна с рыбой
3. Несение креста
4. Святое семейство под дубом
5. Портрет кардинала
Тициан, 1490–1576
1. Федерико II Гонзага
2. Сизиф
3. Вакханалия
4. Даная
5. Венера и Адонис
6. Карл V с собакой
7. Поклонение Венере
8. Скорбящая Богоматерь
9. Портрет Филиппа II в доспехах
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Караваджо. Победа Давида над Голиафом, 1609–1610
2. Сандро Боттичелли. Сцена из Декамерона, 1483
🔙 Коллекция итальянской школы берет свое начало в испанской королевской коллекции. Этим объясняется ряд пробелов собрания — например, отсутствие картин, выполненных до 1500 года. Это связано с тем, что до 16 века итальянское искусство не привлекало большого внимания со стороны монархов. Зато они сильно интересовались венецианской живописью. Поэтому в Прадо в достатке представлены венецианцы.
🤴 Особый характер коллекции 17-го века определялся королем Филиппом IV, который значительно расширил королевскую коллекцию за счет покупок, дипломатических подарков и формирования серии картин, предназначенных для украшения дворцов. Для королевской резиденции Буэн Ретиро Филипп заказал много шедевров из Рима и Неаполя, которые теперь можно увидеть в галереях музея.
🤔 В 19 веке коллекция пополнялась уже с учетом пробелов. В дополнение к имеющимся картинам музей приобрел несколько работ с целью объединить представленные группы и добавить важные примеры в имеющиеся пробелы.
🔝 Важная часть итальянской коллекции — это работы Рафаэля «Мадонна с розой», «Мадонна с рыбой», «Несение креста», «Святое семейство под дубом» и «Портрет кардинала»; богатейшая коллекция Тициана, в которой можно выделить картины «Федерико II Гонзага», «Сизиф», «Вакханалия», «Даная», «Венера и Адонис», «Карля V с собакой», «Поклонение Венере», «Скорбящая Богоматерь», «Портрет Филиппа II в доспехах»; картина Караваджо «Победа Давида над Голиафом», а также работы Сандро Боттичелли: «История Настаджо дельи Онести I» — серия картин к новеллам «Декамерон».
Тинторетто, 1518–1594
1. Битва христиан с турками или Похищение Елены
2. Вельможа с золотой цепью
3. Крещение Христа
4. Поклонение пастухов
Тинторетто был учеником Тициана, и по легенде Тициан отказался учить Тинторетто, потому что увидел в нем соперника. Давайте посмотрим на работы знаменитого ученика, который оказал большое влияние на живопись барокко.
👨🏻🎨 Настоящее имя Тинторетто — Якопо Робусти, а прозвище «Тинторетто» означает «маленький красильщик» или «сын красильщика». Художник получил его по профессии отца, красильщика тканей.
💪 Тинторетто много писал и оставил после себя около 350 работ. Но не все его работы можно считать выдающимися, так как он брал много заказов и часто торопился.
🔎 Давайте посмотрим на характерные черты его работ. Он любил прибегать к сложным ракурсам и расставлял световые акценты, часто отходил от традиционной иконографии. В изображении массовых сцен Тинторетто старался передать реакции людей на событие, а свои наброски иногда считал законченным работами, оставляя их едва начатыми. На таких работах хорошо видны движения кисти.
👊 В работе «Битва христиан с турками» или «Похищение Елены» Тинторетто переносит миф о похищении Елены в современную ему Европу 16 века. При этом на картине нашло отражение и реальное событие — сражение 1571 года у мыса Скрофа с Османской империей. Драматизм подчеркивается сильным контрастом между передним планом, написанным в контурном освещении, и залитым светом задним фоном, который напоминает орнамент из силуэтов людей и коней.
🤑 Картина «Вельможа с золотой цепью» — один из самых знаменитых портретов Тинторетто. Здесь он специально использует скромную цветовую гамму.
🚿 Работа «Крещение Христа» очень реалистична. Тинторетто отошел от традиционного изображения этого сюжета — его Христос не погружается в воду, вместо этого Иоан поливает воду ему на голову из чаши.
😬 Работа «Поклонение пастухов» предназначалось для алтаря, но из-за ее оригинальности от этой идеи пришлось отказаться. У Тинторетто вышла слишком народная обстановка, типичная для крестьянского хозяйства. На нижнем ярусе пастухи с цыганкой эмоционально реагируют на рождения Христа.
Творчество Веронезе подводит итог эпохи Позднего Возрождения. Давайте посмотрим, что необычного было в его работах.
👨🏻🎨 Настоящее имя Веронезе — Паоло Кальяри. Он родился в Вероне, отчего и получил свое прозвище — «веронец».
🔀 Веронезе смело и необычно соединял библейское и современное. На его картинах с библейскими сюжетами часто присутствуют современники. На полотне «Брак в Кане Галилейской» (Лувр) он изобразил Иисуса, королей Франции, кардиналов и себя. За это художника преследовала инквизиция. Он сумел оправдаться, но ряд фигур из картины пришлось убрать.
🖼 Веронезе был прекрасным декоратором. Он впервые озаботился тем, чтобы его произведения гармонично вписывались в архитектуру здания. Для этого он часто писал в технике фрески.
〰️ Для его работ характерны тонкость рисунка, пластичность форм, сложность цветов и светоносный фон. При росписи потолков он учитывал визуальное пространственное искажение фигур. В результате удавалось создать иллюзию парения.
💭 Веронезе вольно трактовал сюжеты. Даже религиозные картины у него носили светский характер. Он отражал на них пиры, венецианские праздники, роскошь нарядов, изображал персонажей на фоне современных интерьеров и в современной одежде. В картину «Тайная вечеря» он включил карлика, воинов, детей и животных.
🔝 Работа Веронезе «Иисус среди книжников» — самая значимая из коллекции Прадо. Ему удалось преодолеть тенденцию к усложнению и удачно, почти естественно, вписать фигуры в пространство. Все фигуры композиционно сосредотачивают наше внимание на изображении Христа.
💔 На картине «Венера и Адонис» Веронезе изображает момент перед трагической охотой возлюбленного Венеры Адониса, где тот погибнет. Зевс пожалеет Венеру и велит Аиду на время отпустить Адониса из царства мертвых.
💃 В работе «Нахождение Моисея» сюжет решен в мирском духе, будто это эпизод из жизни богатой венецианки.
1. Фра Анджелико. Благовещение, 1426
2. Андреа Мантенья. Успение Девы Марии, 1462
3. Джорджоне. Мадонна с Младенцем, святым Антонием Падуанским и святым Рохом, 1500–1510
Теперь рассмотрим еще трех величайших мастеров итальянской живописи и поговорим об их работах в коллекции Прадо.
1️⃣ Фра Анджелико — живописец Раннего Возрождения, доминиканский монах, настоящее имя которого Гвиди ди Пьетро. Для него характерна простота и ясность композиций и цветовых решений. Фра Анджелико не писал греховных сюжетов, отдавая предпочтение возвышенным темам. За это он получил прозвище «брат Блаженный Ангельский».
🙏 В его работах нет субъективности. В их основе дисциплина и смирение, присущая монашескому духу. Он писал стоя на коленях и никогда ничего не исправлял, считая, что то, как получается работа — воля Божья.
🖼 Фра Анджелико написал «Благовещение» для женского монастыря Сан-Доменико во Фьезоле. Фигуры по традиции разделены колонной. Художник соединяет сюжеты Ветхого и Нового заветов, но наполняет картину глубоким смыслом. В левой части Эдем и падение Адама и Евы, на заднем плане — последствия грехопадения, на первом плане — зачатие Иисуса, чья смерть будет искуплением греха Адама и Евы. В такой трактовке Мария — это «новая Ева».
2️⃣ Андреа Мантенья — мастер раннего Возрождения. За его работу «Сошествие в ад» на аукционе в 2003 году заплатили 25,5 миллиона долларов. Он писал в жесткой и резкой манере, нетипичной для итальянского Ренессанса, а также использовал оптические обманки —настолько реальные, что нарисованные окна или драпировки невозможно было отличить от настоящих.
🖼 Работа Мантеньи «Успение Девы Марии» изображает Марию на фоне мирного пейзажа в окне. Формально тут соблюдена иконография. В большей степени художника интересует перспектива и геометрия, однако можно увидеть, что нимбы выглядят как тарелки.
3️⃣ Джорджоне — еще один величайший мастер Возрождения. Это прозвище обозначает «Большой Георгий», а его настоящее имя было Джорджо Барбарелли де Кастельфранко. Джорджоне внес огромный вклад в дальнейшее развитие живописи. Он отказался от использования контурных линий в пользу цветовых переходов, дал начало масляной живописи и одним из первых стал уделять внимание натуралистическому пейзажу в мифологических и религиозных картинах. В своих работах Джорджоне соединяет фигуры с пейзажем с помощью света.
❓ Он художник-загадка, о котором почти ничего не известно. Джорджоне никогда не подписывал свои работы. Не сохранилось ни трактатов, ни писем. Из-за этого его долго атрибутировали — до сих пор нет полной уверенности в том, что все приписываемые ему работы действительно его кисти. Когда-то их насчитывалось 250, а сейчас специалисты рассматривают от 4 до 40 картин. Достоверно его кисти принадлежат «Мадонна Кастельфранко», «Спящая Венера», «Юдифь» и «Буря».
🖼 В Прадо всего одна его картина — «Мадонна с Младенцем, святым Антонием Падуанским и святым Рохом». Атрибуция этой работы тоже спорная, как и дата. Некоторые считают, что она создавалась в соавторстве с Тицианом.
Первая в истории эвакуация музея
1. Башни, где хранились эвакуированные картины в Валенсии
2. Шесть уровней защиты
3. Размеры сейфовой двери в соотношении с размерами картин
4. Транспортировка картин
5. Пустой музей в 1939 году
Эвакуация музея Прадо. Часть 2: возвращение
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день