Сергей Прокофьев
«Классическая симфония»
В середине 1917 года Прокофьев создает невероятно веселое и оптимистичное произведение. В этой части слушаем его Первую симфонию.
Попрощаемся с Прокофьевым, слушая его Первую симфонию — самую веселую во всей русской музыке.
🎼 Прокофьевская симфония №1 носит название «Классическая». Она миниатюрная и легкая, светится чистыми красками, а главное — подмигивает великим мертвым композиторам в их пудреных париках. После хулиганства «Сарказмов» и безумия Второго фортепианного концерта Прокофьев, будто еще больше «дразня гусей», внезапно написал работу, которая напрямую сообщается с миром Гайдна и Моцарта.
✍️ Вот что писал Прокофьев в дневнике: «Когда наши классически настроенные музыканты и профессора (а по-моему, просто лже-классики) услышат эту симфонию, то как они завопят о новой прокофьевской дерзости, о том, что он и Моцарта в гробу не оставил, и к нему полез со своими грязными руками, пересыпая чистые классические перлы грязными прокофьевскими диссонансами».
😉 В названии есть ирония: вы хотели классическую музыку? Пожалуйста, получите! А еще типично прокофьевская честолюбивая нотка — 26-летний молодой человек назвал свою первую симфонию, как бы намекая на то, что ей предстоит стать классикой. Так и случилось.
😓 В дневнике Прокофьев отмечает, что его знакомый — Борис Асафьев, в дальнейшем крупный советский музыковед — как-то развивал мысль, что в русской музыке нет настоящей радости. Похожую идею, но уже говоря об эволюции категории радости в музыке вообще, высказывал Шнитке в беседах со своим интервьюером Александром Ивашкиным:
🗣 «Ликующее существовало и у Баха, и у Моцарта, еще продолжало существовать у Бетховена; пусть в умирающем виде — у Шуберта. К сожалению, позже, в творчестве других гениальных композиторов, не по их личной вине, а по условиям времени, оно приобрело ущербный вид. Какое-то удушающее счастье — в „Лоэнгрине” Вагнера».
❓ Если вам захочется вспомнить веселую музыку, написанную после смерти Шуберта в 1828 году, а особенно — в России, вам придется задуматься. Прокофьев будет едва ли не единственным композитором, близким нам по времени, в чьей музыке светит яркое, теплое, веселое солнце — и «Классическая» вся сделана из этого света.
💥 Симфония была создана летом 1917 года — в момент, едва ли ассоциирующийся с оптимизмом и весельем. Вместе с тем, разряд сумасшедшей энергии, связанный с климатом революционного Петрограда, находит в ней неожиданно гармоничное претворение.
👀 В записи от февраля 1917 года Прокофьев рассказывает, как зашел в ресторанчик Пертца, съел «несколько кусочков угря» и пошел по Невскому среди казаков и пеших солдат, людей с ружьями. Кругом были собрания, слышались крики, выстрелы, ходили шеренги вооруженных. В тексте можно встретить словосочетания «энергичная трескотня ружей» или «бойкая стрельба». Поразителен спокойный, заинтересованный, деловой тон автора «Классической» симфонии, гулявшего в городе среди погромов и перестрелок:
📖 «Из окон третьего этажа вылетали зеленые диваны, скатерти, целые шкапы, набитые бумагами. Особенно сильное впечатление производили эти шкапы. Они медленно перевешивались через подоконник, затем устремлялись вниз и, как-то крякнув, тяжело падали на мостовую, прямо в костер. Шкап разъединялся, стеклянные дверцы разбивались в куски, и целый рой бумаг вздымался огнем и ветром далеко вверх, выше самого дома. Толпа злорадно галдела».
🚞 В следующий раз, уезжая из Петербурга в Москву на поезде, вы сможете заметить вскоре после выезда из города платформу Саблино. Так называлась деревня, куда Прокофьев уехал летом 1917 года.
🏡 Прокофьев был в восторге от своего уединения: называл Саблино «зетом» (имея в виду Z, некое неназванное удаленное место), посвящал все время сочинению музыки, дневнику, чтению Шопенгауэра, которым тогда увлекся, спорту и наблюдениям за природой.
🌦 Лето было настоящим петербургским: «Шестого (мая) я забрал телескоп, чемодан с вещами и уехал в свое имение. Погода была превосходной, все зелено, но не успел я приехать, водвориться, с удовольствием обойти мои шесть комнат, коридор, балкон, чердак, как температура стала быстро падать, а затем повалил снег, сначала пополам с дождем, а потом безраздельно, в чистом виде, и на другой день утром все вокруг было бело, как в январе, настолько, что ни один зеленый листок не проглядывал сквозь белый покров».
📚 Возможно, именно упоение Шопенгауэром дает ответ, как мог Прокофьев так невозмутимо и прагматично воспринимать современную ему историческую турбулентность. У немецкого философа он, по его словам, позаимствовал подходящий себе рецепт счастья:
🗣 «...не требовать экстра-счастья, а считать за счастье отсутствие печального и то, что больше — считать приятной неожиданностью (как их много тогда будет!) — чтобы сразу сделаться вдвое счастливее! Благодаря Шопенгауэру, я философски отнесся и к тревожному известию из газеты: Керенский, ныне военный министр, приказал отправить всех санитаров до сорокалетнего возраста на фронт».
📰 К счастью, на войну Прокофьев не попал, но эти детали создают интересный контекст вокруг «Классической» симфонии, сочинявшейся в «зете» между чтением газет и философской литературы, во время прогулок по полям.
🎶 Послушайте 1-ю часть симфонии. Прокофьев создает тут крошечную, ювелирную, иронично-очевидную сонатную форму (c некоторыми внутренними шуточками, но в целом вполне хрестоматийную): сможете найти экспозицию, разработку и репризу? Конечно, в этом лучащемся неоклассицизме отлично слышны прокофьевские черты: послушайте комически-грациозные прыжки побочной партии или неожиданные «хлопушки» в ней же.
⚖️ Предлагаем вам два исполнения: полную лаконичного аристократизма интерпретацию Евгения Светланова (1970) и вторую версию — неожиданную: поджарую, как бы наведенную на максимальную резкость запись Артуро Тосканини (1951). Выбирайте свою!
→ Исполняет госоркестр СССР, Евгений Светланов.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/D9A3RBSN7C3Xng
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
→ Исполняет оркестр NBC, Артуро Тосканини.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ZpFgfO8LjIYfdA
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Вторая часть «Классической» симфонии — ироничная и трогательная минута лирики.
〰️ Под тихо, изящно вышагивающий аккомпанемент на заоблачной высоте начинают скрипки с флейтой. Этот хрупкий лже-менуэт — одновременно шутка о 18 веке (например, здесь спародированы типичные для эпохи украшения-форшлаги: маленькие ноты, предшествующие взятию основных, звуковые «оборки») и самое романтичное, какое только можно вообразить, признание ему в любви.
🎵 «Классическая» имеет все типичные черты неоклассицизма: сочетание нежности и подтрунивания, балагурства и ностальгии (в разных пропорциях мы видим эти черты в разных неоклассицистических работах).
→ Светланов.
⚡ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/phGjnU0oOI-4JA
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
→ Тосканини.
⚡ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/PRMzxdECHP4l7g
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
💃 Третью часть — гавот — вы прекрасно знаете. Прокофьев обожал жанр гавота — этого степенного французского танца. Гавот легко узнать по очень упругому двудольному ритму: сильное «раз» и слабое «два».
→ Светланов.
⚡ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/4XiF-PTxSPUuGw
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
→ Тосканини.
⚡ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ifKX_ONLdKnTsw
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
✨ Финал «Классической» сначала был другим. Прокофьев решил переписать его, вспомнив о рассуждениях Асафьева о радости в музыке: «...я написал новый финал, живой и до того веселый, что во всем финале не было ни одного минорного трезвучия, одни мажорные. Из первого финала в него вошла только побочная партия. Дался он мне необычайно легко, и я лишь боялся, что его веселость граничит с непристойным легкомыслием. Но, во-первых, она границ не переходит; во-вторых, такой финал вполне соответствует симфонии в моцартовском стиле. Мне становилось ужасно весело, когда я его сочинял!»
→ Светланов.
⚡ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/0NRO4FvIc1yS_w
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
→ Тосканини.
⚡ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/akadDfiNmuJPPw
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
🙀 Совсем не весело, однако, в этом финале флейтистам. Особенно если маэстро возьмет быстрый темп — такой, как у Светланова. Эту часть всегда спрашивают при поступлении в оркестр, и в профессии есть целая дискуссия о том, как сыграть ее и не запаниковать. Снимаются отдельные видео об этом:
Видео-пример: https://yadi.sk/i/eroIB8W0RFPHKA
Видео-пример: https://yadi.sk/i/cvOdQ48-DlnMXg
Давайте вспомним то, что мы узнали о музыке Сергея Прокофьева.
👤 Жизненный путь, основные черты стиля
🎼 Композиторский путь Прокофьева распадается на два неравных отрезка: музыка, написанная в консерваторские годы в Петербурге, а также в эмиграции, куда Прокофьев уехал в 1918 году, резко отличается от работ зрелого периода, созданных после 1936 года, когда он с семьей возвратился в Советский союз. Эту неделю мы посвятили именно первому отрезку, начиная с юношеских опусов 1910-х годов до Второго скрипичного концерта 1935 года.
🤯 Сергей Прокофьев родился в интеллигентной семье в деревне Сонцовка (ныне Украина), подростком переехал в Петербург, учился там в консерватории как пианист и композитор, заслужив блестящую репутацию, не лишенную оттенка скандальности. Его сверхчеловечески виртуозный, яркий, броский, в чем-то эпатажный пианистический стиль вызывал у консерваторов возмущение так же, как его юношеские сочинения, радикально порывавшие с традицией и 19 веком.
👦 Прокофьев начинает сочинять еще мальчиком. Первые опусы, ныне считающиеся зрелыми и репертуарными, появляются в начале 1910-х, когда автору было около 19 лет. Основные линии его раннего творчества:
— сказочно-лирическая
— бесшабашная и «страшная» диссонантная
— неоклассическая
🚂 Начиная с 1914 года Прокофьев начал все чаще ездить в Европу, сотрудничая с антрепризой Дягилева. В 1918 году через Дальний Восток он отправляется в США, и следующие полтора десятка лет будет делить свое время между Штатами и Европой (преимущественно Парижем): вплоть до середины 30-х. В эмиграции Прокофьев женился, у него родились два сына. В 1936 году Прокофьевы возвращаются в Советский Союз.
🎶 Музыка, которую мы обсуждали
🎹 Фортепианная музыка. Мрачно-гротескные, пугавшие слушателей, но сверхпопулярные фортепианные пьесы «Сарказмы» (1912–1914). Три фортепианных концерта (1912, 1913 и 1921). Первый — фейерверк здоровья, юности и озорства, Прокофьев эпатажно играл его в качестве дипломной программы в консерватории. Второй — немыслимо виртуозный, дышащий мрачной потусторонней фантастикой. Третий — наиболее хитовый и классический; чрезвычайно русский по тематизму, с сильной лирической доминантой.
🎻 Скрипичная музыка. Два скрипичных концерта — сияющий юношеской лирикой Первый (1917) с безумным скерцо в середине. Второй (1935) — с русским тематизмом и одной из лучших прокофьевских лирических частей. «Пять мелодий» (1920): переделанные в скрипичные пьесы романсы, написанные для Нины Кошиц. Двойная соната (1932): четырехчастная, устроена как барочная, с контрапунктом чудесной чистоты.
🗣 Оперы. Ранние оперы Прокофьева — «спетые пьесы»; он пользуется причудливым речитативным стилем, распевности и сладкозвучной «оперности» мы там не найдем. «Любовь к трем апельсинам» (1919) — подчеркнуто условный, брызжущий смехом спектакль на сюжет старинной итальянской сказки. «Огненный ангел» (1927) — демониада со сценами массового помешательства и спиритическими сеансами на сюжет романа Валерия Брюсова.
💃 Балеты. Для труппы Сергея Дягилева: «Ала и Лоллий» (1915) на сюжет из жизни славянских божеств. Музыка отвергнута Дягилевым, превратилась в «Скифскую сюиту» — один из главных музыкальных текстов русского модернизма. «Шут» (1915–1921) — утонченная буффонада на сюжет народной сказки из сборника Афанасьева. «Стальной скок» (1927) — индустриально-неоклассическая фантазия на большевицкие темы. «Блудный сын» (1929) — возвышенная лирика на сюжет евангельской притчи. Материал вошел в Четвертую симфонию.
🎵 Симфонии. Невесомая, остроумная, миниатюрная Первая, «Классическая», ностальгирующая по Гайдну и пародирующая его (1917).
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день