angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Прокофьев

Ранние работы

Молодой Прокофьев писал хулиганские, новаторские произведения и даже изобретал собственные жанры. В этой части слушаем его ранние работы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Поговорим о биографии и композиторском почерке Сергея Прокофьева.

👪 Прокофьев родился в 1891 году. Стравинскому в этот момент было 9 лет, Рахманинову — 18, Равелю — 16. Место его рождения — село Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне Украина). Семья была интеллигентной: отец управлял там имением своего сокурсника Сонцова. Играть на фортепиано Прокофьева научила мама; она же записала нотами первую пьесу, созданную 5-летним Сережей.

👦 В 9 лет его, уже написавшего маленькую оперу, показали в Москве великому композитору Сергею Танееву. Тот посоветовал начать серьезные занятия — композицией, теорией музыки и гармонией. Сначала это были частные уроки, а в неполные 14 лет Прокофьева приняли в Петербургскую консерваторию. Столпами петербургского музыкального мира были Римский-Корсаков (в классе которого Прокофьев недолго занимался) и Глазунов.

🌟 В консерватории у Прокофьева была репутация возмутителя спокойствия и звезды. Он блистательно окончил ее как композитор и пианист, в качестве диплома по специальности играя собственный концерт. Вторая половина 1910-х годов — время первых гениальных композиторских удач: от Первого скрипичного концерта до Первой симфонии.

🤝 В 1914 Прокофьев чудом избежал армии — началась война. Он, однако, не подлежал призыву как единственный сын вдовой матери. В эти годы он начал сотрудничество с антрепризой Сергея Дягилева. Его сотрудничество с Дягилевым протянется на 15 лет, вплоть до смерти антрепренера. С одной стороны, оно принесло истории несколько великих балетных партитур. С другой — так и не удовлетворило Прокофьева по-настоящему; фаворитом Дягилева оставался Стравинский.

🚢 В 1917 происходит революция. Прокофьев был глубоко аполитичным человеком: исторические потрясения интересовали его ровно настолько, насколько они не мешали работать и не угрожали благополучию его матери. В 1918 он едет на поезде во Владивосток. Оттуда на пароходе — в Японию, а через пару месяцев отправляется в США.

🇺🇸 1920-е и первую половину 1930-х Прокофьев провел между США и Парижем. Он женился на русско-каталонской певице Лине Кодина; у них родились два сына. Получая все более настойчивые приглашения в СССР, ощущая родовую и культурную принадлежность России, а также являясь довольно наивным в политическом смысле человеком, Прокофьев с семьей возвращается в Советский союз в 1936 году. Это решение определило всю будущую жизнь — его и его близких.

🤓 Прокофьев был интеллектуалом с чрезвычайно быстрым умом и прекрасным чувством юмора — и в то же время холодноватым и отчасти эгоистичным человеком. Его память, трудоспособность, а главное — самодисциплина не знали себе равных. Он замечательно играл в шахматы, любил спорт и обладал настоящим литературным даром. Его дневник читается как большая художественная литература.

В консерваторские годы Прокофьев в шутку поделил свои опусы на «громоздкие и веселенькие». Действительно, главные линии в музыке молодого Прокофьева — «модерная» с ее массивной диссонантностью и неоклассическая — невесомо грациозная, лучезарная. Солнце и шахматы, пожалуй, два важных прокофьевских топоса. Озаренность, атмосфера здоровья и энергии, проворства и свежести соединяются в его музыке с наслаждением от работы рассудка.

🌤 Наконец, еще одна ключевая прокофьевская линия — специфическая, одному ему свойственная лирика: лишенная чувственности, воздушная, поэтичная и хрупкая, окутанная светлым волшебством.

1. Годовалый Сережа с отцом и матерью в Сонцовке. Подпись сделана рукой Прокофьева

2. 9-летний Прокофьев с клавиром своей первой оперы «Великан»

3. Прокофьев подростком за шахматной доской

4. ...и взрослым, уже после возвращения в СССР

5. Молодой Прокофьев

6, 7. Прокофьев в Америке, около 1918–1919

8. Лина Прокофьева

9. Сергей, Святослав, Олег и Лина Прокофьевы в год возвращения в СССР, 1936

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Обсудим прокофьевский Первый фортепианный концерт.

🧑 Ре-бемоль-мажорный концерт — одночастный, самый компактный из пяти фортепианных концертов Прокофьева. Он был написан в 1911–1912 годы, когда автору едва минуло 20 лет. В 1909 Прокофьев окончил консерваторию как композитор, а пять лет спустя — как пианист; он занимался у крупной русской пианистки Анны Есиповой, в класс которой очень стремился попасть.

🏆 Существовал спецприз лучшему пианисту на курсе — награда имени основателя консерватории Антона Рубинштейна, рояль фабрики Шрёдер. Прокофьев вознамерился во что бы то ни стало получить этот приз. Его дневник за 1914 год в течение нескольких предэкзаменационных месяцев пестрит рассуждениями об этом.

✍️ «Мясковский, с которым я говорил по телефону, сказал, что ему говорил Габель, что у меня после демонстрации профессорам Концерта нет никаких шансов на рояль, ибо полкомиссии совсем отреклась и от Концерта, и от меня, а другая половина разбита пополам — и если одна часть приемлет Концерт, то другая относится равнодушно, а стало быть, я имею только четверть голосов и что, конечно, должен был играть не свой Концерт, а чужой. Но ведь сам Мясковский, когда я спрашивал, согласился, что надо играть мой?!», — писал он.

👏 В результате, комиссия предложила Прокофьеву сыграть классическую пьесу наряду с собственной.Сложилась уникальная ситуация двукратного выхода конкурсанта на сцену: сперва с головоломным «Тангейзером» Вагнера-Листа, потом — с собственным, произведшим фурор сочинением. «Только талантливый пианист-композитор Прокофьев нарушил однообразие программы. Он выступил с труднейшей увертюрой (...) и собственным фортепианным концертом. (...) Сыгран этот концерт блестяще», — вспоминал очевидец. Стоит ли говорить, что Прокофьев получил вожделенный приз.

🤔 Что так возмущало в Концерте достопочтенную комиссию? Сейчас он совсем не покажется вам «скандальным», однако в 1914 году вызывал шок. Его атлетический напор, насмешливый антиакадемический тон, пленительные, но невероятно далекие от конвенции мелодии, — все это казалось провокационным. Задаваясь вопросом о том, почему профессура консерватории «отреклась от концерта», послушайте недолго его, а затем фрагмент Третьего рахманиновского. Разница меж ними — 4 года, но слух тотчас скажет вам, что они принадлежат разным столетиям.

3️⃣ Концерт одночастный, но в нем просматриваются три раздела, соответствующие частям классического концерта. Экспозиция равна тут 1 части, дальше следует вставной лирический эпизод — условная медленная 2-я часть — а потом разработка и реприза: это как бы финал.

👂 Мы предлагаем вам две трактовки: классически-легкую — Владимира Ашкенази, и более стихийную, гениальную версию Владимира Крайнева. Начните слушать, выберите свою и обязательно послушайте концерт целиком. Его романтичный и деловитый, спортивный и задиристый, мечтательный и азартный тон — просто квинтэссенция юности.

→ Владимир Ашкенази, Андре Превин.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ieoSKEcBvy4vkQ
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/XyhC_P7LZAGj8g
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/jjccxXQG7w1pEQ
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

→ Владимир Крайнев, Дмитрий Китаенко.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/KlL2KgHDu3Qi0A
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ya3G-gvv441XVQ
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/pHv6-hVHW2p8HQ
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

Еще одно сочинение Прокофьева-смутьяна — невероятная «Скифская сюита».

✍️ Запись в дневнике от 18 января 1914, за пару месяцев до той, что мы цитировали выше: «Новость: Дягилев хочет со мной познакомиться. Быть может, он закажет мне балет для постановки в Париже?! Ого!». Дягилев и Прокофьев познакомились в Лондоне в июле 1914 года. Тогда Прокофьев уехал разочарованным — без контракта. Но позже появился заказ на балет, либретто которого должен был писать Сергей Городецкий — известный поэт Серебряного века.

🤪 Балет «Ала и Лоллий» должен был быть из жизни древних славян. Городецкий занимался им спустя рукава (Прокофьев месяцами не заставал его дома), и сюжет получился слабым: о дочери солнечного бога Велеса, Але, которую спасает от злобного Чужбога храбрый юноша, певец Лоллий. В конце через сожжение Велес превращал Лоллия в божество, а Ала, познав любовь, бросалась в костер, и, наоборот, превращалась в смертную девушку. Прокофьев писал: «Я смеюсь, что этот конец напоминает анекдот про двух друзей, лифт и лестницу».

🌪 Тема «скифства» отвечала стилистическим исканиям акмеизма. Середина и конец 1910-х годов знаменовались в русском искусстве тягой к варварству, дикарству, одновременно ужасом перед приходом «грядущего гунна» (Валерий Брюсов) и верой в то, что очистительная буря, идущая с Востока (из России), сметет и исцелит прогнивший Запад (Европу). Позже недолго выходил альманах «Скифы», сгруппировавший вокруг себя поэтов-символистов.

🌄 Прокофьев написал музыку, от которой сам был в восторге — и от нее действительно захватывает дух: терпкая ориентальная красота, ослепительность красок, сметающая сила и хищный варварский натиск. Дягилев, правда, все это не оценил: ему показалось, что в музыке Прокофьева мало национального, а Париж ждал именно русское искусство. Тогда Прокофьев переделал «Алу и Лоллия» в сюиту — так появилась «Скифская».

🍒 Сюитой в музыке 19–20 веков стали называть «выжимку» из музыкально-театрального произведения — балета или музыки к пьесе. Композитор собирал лучший материал, располагал его в виде цепочки пьес вне зависимости от первоначального сюжета (правда, у Прокофьева музыка идет именно в том порядке, как должна была идти в балете) и превращает в концертное, а не театральное сочинение.

🐎 Первая часть, «Поклонение Велесу и Але», наполнена яростными заклинаниями, нарочито примитивными остинато (механически повторяющимися фигурами), напоминающими конский топот; можно даже расслышать имитацию ржания диких табунов.

→ Играет Чикагский симфонический оркестр, под управлением Клаудио Аббадо.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/NM3OyGkFKd4dew
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

👿 Вторая часть, «Чужбог и пляска нечисти», представляет силы зла. Тут очень много общего с миром «Половецких плясок» Бородина — тот же разгул лютого степного кочевья. А еще можно расслышать прямую дорогу к тевтонским фанфарам из «Александра Невского» — музыке к фильму Эйзенштейна, которую Прокофьев напишет уже в СССР.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/2nw8aJY3sF2kqw
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

🦟 Третья часть, «Ночь», — ноктюрн умопомрачительной красоты: с жужжанием насекомых, тихим дыханием, шорохами.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/x8iOzWJOeO6rkw
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

🌞 Обязательно послушайте финал, где в конце победоносно восходит солнце. Оцените безумие и ярость, экстаз и свечение прокофьевского гигантского оркестра (8 валторн, 6 труб!).

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/i--eQJcNRT1u2Q
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

Завершим эту часть прослушиванием хитов прокофьевской юности — знаменитых «Сарказмов» для фортепиано.

😈 Пьесы в изобретенном Прокофьевым жанре — «сарказма» — писались в 1912–1914, т.е. когда ему было около двадцати. Сначала они назывались «саркастическими пьесами». Они принадлежат той же бунтарской, левацкой линии, что и Концерт, но гротеск в них концентрированнее и злее. Послушаем 1-й- tempestoso (бурно), открывающийся как бы зловещим хохотом.

→ Играет автор.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/dcVqNNeY5w0guw
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.

😡 Третий сарказм — еще один сгусток ярости. Оцените грандиозный наплыв энергии, заставляющий нас ожидать взрыва, вместо которого следует лирическая серединка. Из дневника: «Всюду разыгрывали мой новый опус: „Сарказмы", производивший всегда ошеломляющее впечатление, для большинства внешней стороной. Очень немногие оценили внутреннее содержание. Нурок с Нувелем заявили: „Следующий после пяти «Сарказмов» опус вы назовите: «Пять оскорблений действием»", — и долго смеялись своей остроте».

→ Играет Владимир Софроницкий.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/dz19m8bPUl4t-Q
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

😳 Завершим день прославленным Пятым сарказмом с ремаркой precipitosissimo — от ит. «стремительнейше». С одной стороны, ремарка комическая, с другой — сарказм производит страшноватое впечатление.

🥾 Дневник, 1916 год: «Перед „Сарказмами" я уединяюсь, чтобы немного сосредоточиться. Играю их, по-моему, лучше, чем когда-либо. Пятым „Сарказмом" кончается концерт. Толпа сбивается у эстрады и громко аплодирует. Я несколько раз выхожу кланяться и, в конце концов, играю на бис пятый „Сарказм". Ничего другого я не хочу играть, дабы сохранить серьезность концерта, а не разыгрывать из себя любимца публики. Когда я играю пятый „Сарказм", некоторые из сбившихся у эстрады бесцеремонно разворачивают у самых моих ног ноты и следят по ним, очень мне мешая, ибо я боюсь ошибиться. Хочется ткнуть ботинком».

✍️ Эти пьесы обожал Константин Бальмонт. В дневнике Прокофьева приводится их беседа, в которой поэт рассказал 25-летнему Прокофьеву о программе, рисующейся ему в «Сарказмах». Прокофьев ответил, что программы никакой в пьесах нет, но далее написал так:

«...О программе пятого „Сарказма" я ничего ему не сказал. Она приблизительно такая: иногда мы зло, грубо и беспечно смеемся над чем-нибудь, но всмотревшись пристальней, видим, что осмеянное нами настолько жалко, настолько несчастно и даже трогательно в своем ничтожестве, что нам становится страшно своего смеха, он восстает в наших ушах, и тогда мы слышим свой собственный смех, на этот раз смеющийся над нами».

🌚 Позже он преподнес Бальмонту «Сарказмы» с дарственной надписью: «Нашему Солнцу несколько отрывков темноты».

→ Играет Элисо Вирсаладзе.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/jBUYKV045HrHBA
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;