Сергей Прокофьев
Опера «Огненный ангел»
Одна из самых загадочных работ Прокофьева — мрачная готическая опера «Огненный ангел». В этой части послушаем и проанализируем ее.
Из мира юмора и эксцентрики переместимся в атмосферу средневековой мистики, страхов и одержимости. Познакомимся с «Огненным ангелом» Прокофьева — одной из самых ураганных по силе воздействия опер 20 века.
🌒 На первый взгляд трудно найти больших антиподов, чем «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел». После волшебной сказки и комических масок — мрачная готика и полнейшее погружение в средневековую мистику пополам с психическими патологиями. Но вспомните игру Челия с Фатой Морганой, и вот до «Огненного ангела» уже рукой подать.
📖 Роман Валерия Брюсова попал в руки Прокофьева в 1919 году, еще до премьеры «Апельсинов». Он был опубликован в России в 1907 году сначала как литературная мистификация, перевод немецкой рукописи 16 века — и лишь затем под именем настоящего автора.💔 В основе сюжета лежит реальная история отношений Брюсова с писательницей Ниной Петровской и Андреем Белым — только фантастически преображенная, помещенная в антураж старого Кёльна, на фоне строящегося Кёльнского собора.
🏰 Рыцарь Рупрехт знакомится с молодой женщиной Ренатой, одержимой видениями. Она рассказывает, что с детства ей являлся огненный ангел по имени Мадиэль. Позднее она узнала его в графе Генрихе, с которым сочеталась земной любовью и жила в замке. Но однажды Генрих исчез. Теперь она везде ищет его и зовет Рупрехта присоединиться.
📚 Увлеченный Ренатой, Рупрехт начинает изучать оккультные науки, каббалу, книги ученых и мистиков, посещает алхимика Агриппу Неттесгеймского. Видения не оставляют Ренату. Она заявляет, что встретила Генриха на улице, и заставляет Рупрехта вызвать его на дуэль — но в последний момент просит сохранить ее «Мадиэлю» жизнь.
⚔️ Рупрехт тяжело ранен.Рената сначала ухаживает за ним и признается в любви, но в итоге оставляет. Рупрехт в кабачке встречает Фауста и Мефистофеля.
🔥 Рената уходит в монастырь, где у сестер начинаются припадки, ее обвиняют в сношениях с дьяволом и приговаривают к сожжению на костре.
✍️ Прокофьев, как и прежде, сам составлял либретто, вписывая реплики героев прямо на полях книги. Первая редакция оперы была завершена в 1923 году в Эттале, в баварских Альпах, где он после переезда женился на Лине, своей первой супруге. В Эттале расположен огромный бенедиктинский монастырь, основанный еще в Средневековье. По соседству, в Оберамергау ежегодно проходят мистерии Страстей Христовых. Все это питало фантазию Прокофьева.
🙏 Прокофьев к тому времени серьезно увлекся Christian Science (Христианская наука) — парахристианским учением, возникшим в Америке, которому композитор оставался верным до конца жизни. Чем больше он погружался в учение, один из основных постулатов которого — тезис о нематериальности зла, тем неуместнее ему казался сюжет «Огненного ангела». Он хотел скорее «задушить» его и даже подумывал сжечь рукопись, как Гоголь второй том «Мертвых душ». К счастью, он этого не сделал.
🙅♂️ До 1929 года он работал над партитурой, но от постановки все отказывались. Лишь один раз, летом 1928 года, Прокофьев слышал второй акт в концертном исполнении. На том концерте были «все»: от Стравинского, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова до дирижеров Леопольда Стоковского и Томаса Бичема. Хотя Прокофьев настоял на сокращении самой сильной сцены вызывания духов, опера произвела ошеломляющее впечатление. Но ставить ее по-прежнему боялись.
👏 Премьера состоялась после смерти композитора. В 1954 году ее сыграли в Париже в концертном исполнении силами оркестра Радио Франции, а первую постановку сделал в 1955 году Джорджо Стрелер — в Венеции на итальянском языке. В России оперу впервые поставили лишь в 1984 году в Пермском театре оперы и балета с серьезными цензурными корректурами. Сенсацией стал спектакль Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в 1991 году, где главные партии исполнили Сергей Лейферкус и Галина Горчакова. В Большом театре «Огненный ангел» изредка идет с 2004 года.
1. Кельнский собор в процессе строительства
2. Аббатство Этталь
3. Сергей Прокофьев и его первая жена Лина Кодина
4–7. Сцены из спектакля Джорджо Стрелера, 1955
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В «Огненном ангеле» больше вопросов, чем ответов, и этим опера — помимо стихийной силы музыки, — безумно привлекательна.
⁉️ Существует ли Мадиэль? Реален ли Генрих? В какой момент грубый мужской инстинкт Генриха или жажда приключений превращаются в страстную любовь к Ренате? Реальна эта любовь или она — наваждение? Голоса, стуки, демоны существуют, или это плод воображения Ренаты? Где грань между реальностью и потусторонним миром, реальностью и вымыслом, реальностью и психозом? Слушатель «Огненного ангела» должен ответить на эти вопросы сам. Довериться или не довериться режиссеру, если он смотрит спектакль в театре.
🦇 Так или иначе, нерв, пружина «Огненного ангела» — это столкновение двух миров, двух реальностей. Каждую картину и акт Прокофьев строит именно на этом контрасте. Мистические сцены с участием потусторонних, необъяснимых с точки зрения здравого смысла сил становятся опорными точками оперы, они выстраиваются в огромное крещендо:
— первая встреча Рупрехта с Ренатой и сцена с Гадалкой (1 акт);
— разговор с демонами и встреча с Агриппой (2 акт);
— дуэль Рупрехта с Генрихом (3 акт);
— встреча с Мефистофелем и Фаустом (4 акт);
— массовое помешательство монахинь и сожжение Ренаты на костре.
🧙♂️ Вернемся к вопросу о мире магов и потусторонних сил. Прокофьев был чутким к театральной материи, он понимал, что в опере «надо ввести весь драматизм и ужас, но не показать ни одного черта и ни одного видения, иначе все сразу рухнет и останется одна бутафория». Золотые слова. Костюмированные маги с накладными бородами, театральные привидения, особенно сейчас, в век киношных спецэффектов, конечно, не способны убить эту музыку, но вступают с ней в диссонанс.
🙀 «Огненный ангел» — тот случай, когда даже при самой лучшей постановке ты гораздо сильнее воспримешь весь колоссальный ужас и драматизм, всю силу этой музыки, закрыв глаза. Она так сильна сама по себе, что не раз великие музыканты сравнивали музыку «Огненного ангела» со светопреставлением.
🎶 Давайте послушаем, чем эта опера достигает такого эффекта. Посмотрите фрагмент первого акта: самое начало оперы, появление таинственных стуков и Ренаты, а также рассказ Ренаты о Мадиэле. Если вы посмотрите фрагмент целиком, то увидите, как легко Прокофьев сшивает реальное с потусторонним.
→ Фрагмент постановки Баварской оперы. Режиссер — Барри Коски, дирижер — Владимр Юровский. Рената — Светлана Создателева, Рупрехт — Евгений Никитин
Видео-пример (видео 1)
⏱ Время просмотра: 17 минут.
📖 Во втором акте две сильнейшие, пробирающие до мурашек сцены. Рупрехт добыл ценные книги по магии, и они с Ренатой расспрашивают о Генрихе демонов — «маленьких», как их называет Рената. Послушайте фрагмент предыдущей сцены, где за короткое время невероятно органично смешиваются несколько музыкальных языков и психологических состояний. Сначала вы услышите темы Агриппы Неттесгеймского, о книге которого говорит Рупрехт. Затем происходит короткое объяснение, где перемешаны рыцарские интонации Рупрехта и экстатические реплики Ренаты, но сильнее всего звучит непревзойденная прокофьевская лирика.
😈 Дослушайте до короткой таинственной интерлюдии, за которой идет сцена с демонами. Послушайте, как виртуозно Прокофьев строит это гигантское психологическое крещендо. Обратите внимание на потусторонние глиссандо струнных, которые придают музыке фантастический, пугающий колорит.
→ Посмотрим для сравнения постановку Мариинского театра, за пультом Валерий Гергиев, в главных ролях Сергей Лейферкус и Галина Горчакова
Видео-пример: https://yadi.sk/i/f6mSEP7NSQSw6A
🎺 Не успевает публика оправиться от этого шока, как Прокофьев оглушает музыкой Агриппы Неттесгеймского. Это 3-х минутная сцена колоссальной силы. Музыкантам она стоит бешеного напряжения, а партия Агриппы написана в такой высокой тесситуре, что мало кто из теноров способен «перекрикивать» массивный прокофьевский оркестр. В Большом театре эта сцена идет с подзвучкой.
→ Послушайте ее под управлением Владимира Юровского в Баварской опере, Агриппу поет бесподобный Владимир Галузин
Видео-пример (видео 2)
⏱ Время просмотра: 8 минут.
Экспрессия, перерастающая в одержимость, гениально срежиссирована Прокофьевым в сцене Ренаты и Рупрехта перед домом (как она думает) Генриха. Обратите внимание на то, как островки тончайшей лирики смешиваются с драмой и нарастающим безумием.
⚔️ Следующая стадия гигантского крещендо оперы — симфоническая картина дуэли Рупрехта с Генрихом. Это одна их самых сложных проблем для режиссера: Генрих — он существует? С кем драться Рупрехту? В Баварской опере у Барри Коски Генрих живет в голове Ренаты, поэтому она предлагает Рупрехту убить себя, но он не согласен, и сцена вместо дуэли превращается в одну безумную оргию. А мы давайте посмотрим вариант Римской оперы. После окончания дуэли перемотайте в конец этой сцены, где Рената признается в любви к Рупрехту: ее слова превращаются в неземной стон и отражаются эхом неведомых голосов.
Видео-пример (видео 3)
⏱ Время просмотра: 12 минут.
🍻 Следующий в цепи «мистических» эпизодов оперы — сцена с Фаустом и Мефистофелем в кабачке. Прокофьев мощный, умный драматург, он понимает, что «страшилок» уже достаточно, и действует с помощью старого драматургического приема «перемены в последний раз». Вместо хрестоматийных героев мы видим карикатуру на них, а фокусы Мефистофеля выскочили из арлекинады «Любви к трем апельсинам». Ирония и прежде присутствовала в этой опере: например, врач, осматривающий раненого Рупрехта после дуэли, говорит, что нет ничего невозможного для медицины в 16-м столетии. Но сцена в кабачке — настоящий сгусток иронии и сарказма. Прокофьев делает это декларативно, нарочито меняя местами привычные по «Фаусту» Гуно тембры: проказник Мефистофель поет тенором, а Фауст — басом.
🎢 Удивительно, с какой легкостью Прокофьев съезжает то в очень серьезную философию, то в показушные страшилки. Сначала Мефистофель говорит: «Дорогой доктор, все мы изображаем что-нибудь: я — чародея, вы — ученого, которому ничто не мило. Всякий человек, если верить Моисею, только изображенье Божье» — а потом «съедает» мальчика-слугу, которого потом обнаруживают в ящике для мусора.
→ Посмотрите эту сцену из спектакля Римской оперы, Мефистофеля поет Максим Пастер, выдающийся исполнитель этой крошечной, но запоминающейся и важной роли
Видео-пример (видео 4)
⏱ Время просмотра: 7 минут.
✝️ Финал оперы и ее кульминация — сцена в монастыре. Посмотрите ее, начиная с появления Инквизитора. Обратите внимание, как уже знакомые нам «стуки» и мотивы «маленьких демонов» вырастают до гигантских размеров и приводят к финальной катастрофе. А может быть, к финальному катарсису?
Видео-пример: ...
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день