angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Прокофьев

Прокофьев-пианист

Прокофьевская манера игры на пианино восхищала и шокировала публику. В этой части слушаем его выступления и фортепианные концерты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Продолжаем говорить про фортепианные концерты композитора. Прокофьев-пианист — феномен столь же яркий, как Прокофьев-композитор.

💥 Когда Прокофьев только выходил на арену, русское фортепианное искусство уже находилось под воздействием двух новых стилей — Скрябина и Рахманинова. Прокофьев играл Скрябина и Рахманинова, прекрасно знал фортепианную литературу от Баха до Брамса, но мощь его собственного темперамента была такова, что он создал свой, совершенно новый фортепианный стиль. Из предшественников его можно сравнить только с Листом — его манера была такой же ошеломляющей.

🤚 В ранние годы Прокофьев занимался фортепиано довольно небрежно. Аккуратно играл только собственные сочинения, но в консерватории получил превосходную школу. Сначала Александр Винклер посадил его на диету из упражнений: «Наконец-то на меня наложили узду: до сих пор я играл все что угодно…; Винклер потребовал, чтобы я играл аккуратней, пальцы держал округло и ставил с точностью».

🌪 Затем в классе Анны Есиповой, не прощавшей небрежности, Прокофьев вырабатывал внутреннюю потребность к художественной законченности интерпретации. Пианизм Прокофьева не был исключительно «ударным», современники вспоминают его превосходные исполнения Шопена и Скарлатти. Но в игре Прокофьева всегда ощущались стихийная сила и мощный размах фантазии и темперамента.

→ Прокофьев играет Прелюдию Рахманинова.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/lIoPpF77srzEDA

☄️ В молодости Прокофьев-пианист прокладывал дорогу Прокофьеву-композитору. Его исполнительский стиль — напористый, жесткий, энергичный, бунтарский, сверхвиртуозный, — неразрывно связан с композиторским стилем тех лет. Иногда Прокофьев становился жертвой собственного максимализма. Сочиняя Второй и Третий фортепианные концерты, он очень заботился о сверхнасыщенности партии солиста и наворотил такого, что потом признавался — он был рад, если дирижер брал темп помедленнее, сам нередко путался в пассажах и модуляциях, и даже иногда накануне концерта придумывал, как бы упростить отдельные места.

🌗 Отношение к выступлениям Прокофьева с собственными сочинениями было полярным. Одни восхищались его совершенно новой манерой, чеканными ритмами, эпатажными эскападами, другие обвиняли его в какофонии и нарушении норм «красоты» фортепианного звука. Еще бы: 1910-е годы идеалом была экспрессивная романтическая манера, а Прокофьев своими выступлениями сбрасывал все эти идеалы с парохода современности.

😳 Шокировала не только манера игры, но и сами сочинения, ведь подавляющую часть репертуара составляла романтическая музыка. За год до выпуска Прокофьева на экзамене по фортепиано в консерватории играли концерты Шопена, Листа, Чайковского, Глазунова, Сен-Санса. Можно понять шок профессоров, когда на следующий год Прокофьев на экзамен вышел со своим Первым концертом! Такой же шок испытывала и публика, но многим эта шоковая терапия очень нравилась.

→ Прокофьев играет свое «Наваждение».

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/TIJN1b1XOLisXA

🇺🇸 Прокофьев продолжил активно выступать как солист в Америке. Добиться успеха было непросто: в США выступали такие виртуозы, как Рахманинов, Альфред Корто, Иосиф Гофман, Игнаций Падеревский, скрипач Фриц Крейслер и многие другие.

🤩 Первый сольный концерт Прокофьева в США собрал аншлаг, было много известных людей, в том числе Рахманинов. Как и в России, публика раскололась на два лагеря. Газеты писали, что около полусотни людей покинуло зал после второго блока программы, «несколько почтенных пианистов» не просто ушли, а «выбежали из зала». Однако «многие выдающиеся музыканты слушали внимательно и почти все неистово аплодировали».

🤯 О Прокофьеве писали: «Характер звучания металлический и очень резкий в форте, мягкий, но не чарующий в пиано. Физическая сила преобладает, пианист добивается впечатления внезапных взрывов грохота». Но, во-первых, прокофьевская лирика набирала все большую силу. Во-вторых, и сам он набирался мастерства. Прокофьева в США очень быстро полюбили, его выступления собирали аншлаги, а публика слушала очень внимательно. Захватывало то, что Прокофьев «играл на ваших оголенных нервах».

Поговорим о Втором фортепианном концерте Прокофьева.

⚜️ Второй фортепианный концерт сильно отличается от компактного Первого. Он огромный, четырехчастный, по структуре напоминает симфонию. В то же время Прокофьев подчеркивал: «сочиняя 2-й Концерт, я очень забочусь об интересности сольной партии, но все же иногда во мне композитор-музыкант пересиливает композитора-пианиста, и я не могу избежать мест, скучных для солиста». Но скучать солисту точно негде, концерт получился сверхвиртуозным.

😬 Над концертом Прокофьев работал в 1912–1913 годы, еще учась на фортепианном отделении консерватории. Премьера состоялась в летнем концерте на Павловском вокзале в 1913 году (в более престижные зимние симфонические концерты сочинения Прокофьев не пропускали) и закончилась очередным скандалом. Во время концерта шикали, демонстративно покидали зал, в прессе писали «Что он делает, высмеивает нас?», «Кошки на крыше лучше поют». Но эта премьера добавила Прокофьеву и почитателей.

💨 Что на этот раз возмутило слушателей? Начало концерта должно было удивить абсолютно всех — все ждали чего-то в духе бронебойной музыки Первого концерта, а вместо этого Прокофьев начинает с огромного медленного раздела, вкрадчивого вступления и почти лирической темы у солиста. Что тут не так? Автора выдают широченные «шаги» в мелодии, она вроде течет плавно, но это великанская лирика. Обратите внимание на наплывы оркестра — это не аккомпанемент, а какое-то странное наваждение, которое то приближается, то отступает.

→ Играет Юйцзя Ван, оркестр Берлинской филармонии, дирижер Пааво Ярви.

Видео-пример на Ютубе

🔔 Постепенно тема разрастается — и рождается совершенно новый тип лирики. В ней нет ни грамма банальности, она разливается, как гигантская река, но в ней чувствуется типичная прокофьевская жесткость. Обратите внимание на проступающую иногда колокольность — Прокофьев хорошо знал концерты Рахманинова.

😏 В побочной партии мы, наконец, видим знакомую физиономию Прокофьева. Она саркастичная, угловатая, с характерным для композитора ощущением физической пластики.

Видео-пример на Ютубе

🤪 Прокофьеву нравится эпатировать, и вот очередная штука: вместо разработки он пишет гигантскую каденцию солиста, основанную на главной теме. Сверхсложная партия почти везде записана на трех строчках, к концу каденция достигает почти невозможной виртуозности и эмоционального напряжения. Поразительно и то, как композитор буквально за доли секунды отклоняется от лирики в атмосферу полного хаоса: слушателям того времени могло показаться, что пианист просто лупит по клавишам, как придется. Прокофьев иногда этим пользовался.

Видео-пример на Ютубе

🤯 После колоссальной по сложности первой части Прокофьев пишет небольшое стремительное скерцо в жанре perpetuum mobile (бедный солист!). Он сам немного пасовал перед собственным вызовом, известно, что на премьере он просил дирижера подольше тянуть паузу между первой и второй частями, чтобы хоть чуть-чуть отдохнуть — еще бы! На протяжении всей части солист почти безостановочно «чешет» (как говорят на сленге) в быстром темпе, и не просто гаммы или арпеджио, а весьма заковыристые пассажи.

📖 В дневнике Прокофьев писал про премьеру: «Скерцо начали медленно и играть его было легко. По совету Мясковского я играл его сплошь пианиссимо. В трио разволновался и сбился, однако, поиграв вместо пассажей хроматические гаммки, я скоро вернулся в колею. Ошибка прошла незамеченной».

Видео-пример на Ютубе

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Продолжаем разговор о Втором фортепианном концерте.

🧟‍♂️ Помните про «веселенькое» и «громоздкое»? Средние части концерта есть буквальное воплощение этого контраста: вторая — веселенькое, третья — громоздкое. В ней мерещатся фантастические образы, но не сказочные, как у Римского-Корсакова, не модерн, не Серебряный век, а скорее монстры новой индустриальной эры.

📖 Намудрил Прокофьев здесь тоже знатно: «В интермеццо я ужасно боялся перемодулировать не туда, куда следует, и действительно, такой грех случился. Чрезвычайно неприятно, когда я услышал, что оркестр играет не в том тоне, в который я попал. Однако и тут я сейчас же выпутался».

Видео-пример на Ютубе

🗿 Огромный финал концерта, как и первая часть, — мощная колонна, на которой держится колоссальное здание концерта. Один из современников называл финал «циклопической постройкой». Здесь Прокофьев более традиционно следует схеме сонатной формы: стихийная, напористая главная тема — пример «скифского» Прокофьева, неторопливая побочная партия в чем-то напоминает образы Мусоргского (оркестровое вступление к ней буквально напоминает «Быдло» из «Картинок с выставки», которые играл Прокофьев-пианист).

Видео-пример на Ютубе

👏 Эпатажный Прокофьев заранее позаботился о бисе на премьере: подготовил собственный белоклавишный «арфный Прелюд», «чтобы ошарашить до-мажором после всех путаниц Концерта». Послушайте его в исполнении автора.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/D9NUvCnOU53vlQ

🙅‍♂️ Сейчас концерт исполняется во второй редакции 1923 года. Партитура 1913 года осталась в России и считается утраченной, поэтому Прокофьев в начале 1920-х заново оркестровал концерт по своему клавиру и отчасти переработал фортепианную партию. В этой версии концерт был любимым сочинением Прокофьева, он часто исполнял его в собственных концертах. Другие пианисты долго его не исполняли из-за чудовищной сложности.

Обсудим Третий фортепианный концерт Прокофьева — самый «правильный», академичный и популярный.

🕰 Концерт был задуман еще в России, но закончен в 1921 году. От студенческих концертов его отделяют несколько насыщенных лет в эмиграции и море новой музыки, в частности Первый скрипичный концерт, «Классическая» симфония, опера «Любовь к трем апельсинам».

👂 Здесь слышно, что стиль Прокофьева преображается. На новый уровень вышла его лирика — она стала более мягкой, широкой, ностальгической, но по-прежнему без капли банальности. Прокофьев постепенно уходит от дикости «скифского» периода, фактура становится более прозрачной, по-аптекарски выверенной. Его темы приобретают еще большую пластичность и выразительность. При этом ураганная энергетика, моторика, эпатажность, саркастичность, головоломная виртуозность и фантастическая изобретательность в оркестре — все это сохраняется.

🌾 Послушаем первую часть. Если во Втором концерте лирика главной темы была еще довольно жесткой, то Третий концерт открывается изумительной мелодией в духе русской протяжной песни (два кларнета начинают ее по законам народного двухголосия).

🚀 Но медленное вступление быстро сменяется моторной, токкатной главной темой, которая начинается с оркестрового разгона и несется вперед на всех парах. Ее простота и ясность сродни «Классической» симфонии быстро оказывается обманчивой, тема обрастает жесткими аккордами и вырастает до исполинских размеров.

→ Солист — Владимир Крайнев. Симфонический оркестр Франкфуртского радио, дирижер — Дмитрий Китаенко.

Аудио-премьер: https://yadi.sk/i/fb0ufKxm-6gghQ

🥳 Краткая связка приводит к побочной — она того же характерного типа, что и во Втором концерте. В ней сочетаются саркастичность, юмор, танцевальность, фантастические блики ей придает изобретательная инструментовка с использованием кастаньет.

Аудио-пример на Ютубе

🚆 В центре разработки — лирический остров, основанный на теме вступления: она искусно преображается в партии солиста и уносится куда-то в звездные выси. К реальности нас возвращает начальный «разбег», и главная партия снова несется вперед, как новенький локомотив.

💃 В противовес лирическому сердцу первой части в репризе Прокофьев максимально утрирует сарказм уже в переходе к побочной, а побочная превращается в дикий пляс с ужасными диссонансами. Но как захватывающе, с какой мастерской отделкой деталей это сделано!

Аудио-пример на Ютубе

🤹‍♂️ Вторая часть концерта — Тема с вариациями. Тема — стилизованный гавот в неторопливом темпе, с характерными для старинного танца поклонами и типичными для Прокофьева «фокусами». Она очень изящно инструментована и предвещает ювелирный блеск партитуры будущей прокофьевской «Золушки».

💪 В вариациях Прокофьев будто ставит целью все время держать слушателя в тонусе, не давать ему расслабиться. Каждая вариация — контрастнее, неожиданней, виртуознее прежней.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Vv3atFhZKRlE2Q

⚔️ Финал — самая драматичная часть концерта, Прокофьев называл его спором между солистом и оркестром. Хотя тональность концерта до мажор, главная тема написана в ля миноре, это большая конфликтная зона. До мажор возвращается с упоительной широкой темой у струнных — в лучших традициях старого века. Правда, ее перебивает саркастичная реплика фортепиано, но ненадолго. Солист с рахманиновской чувственностью подчиняется лирической мощи оркестра. Конечно, завершить концерт такой музыкой — не в стиле Прокофьева, и после короткого возвращения главное темы он заканчивается сияющим, слепящим до-мажором.

Аудио-пример на Ютубе

👏 Премьера Третьего фортепианного концерта состоялась в Чикаго 16 декабря 1921 года. В той же программе прозвучала Первая симфония. Прокофьев писал: «Критики были хуже, чем успех. Все хвалили Симфонию и ни один осел не оценил Концерта».

→ Существует запись Третьей концерта в исполнении самого Прокофьева.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/vuUqCBY-Ce0rHg

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;