angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Прокофьев

Скрипичная музыка Прокофьева

Прокофьев создавал особенную скрипичную музыку, полную лиричности и волшебства. В этой части послушаем его концерты и сонаты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Эту часть мы посвятим скрипичным опусам Прокофьева

🎻 Прокофьев любил скрипку и с удовольствием писал скрипичную музыку с юности. Он никогда не интерпретирует инструмент в бетховенско-брамсовском, атлетическом ключе (притом, что ему был свойственен атлетический пианизм, как мы помним). Две главные образные линии его скрипичного наследия — волшебство (чуть шекспировского толка, с эльфами и чертовщиной), а главное — лирика.

🙇‍♂️ Самая ранняя из ключевых скрипичных работ Прокофьева — Первый концерт, задуманный в 1915 году 24-летним автором как концертино, а два года спустя разросшийся до полноценного трехчастного концерта. 1917 год был очень продуктивным для Прокофьева: свет увидели сразу полдюжины его работ первостепенной важности. В дневнике он тщательно документирует свою спортивную нагрузку, список прочитанного и композиторские штудии. События, сотрясавшие страну, если и попадают туда, то лишь как источник затруднений для работы и повод для любопытства.

🍂 За год до революции в Петербург приезжал великолепный Павел Коханьский: польский скрипач, игравший музыку великого поляка Кароля Шимановского (этот композитор был чуть старше, чем Прокофьев). Атмосфера светлой мистики, томления, медленного мечтания, свойственная музыке Шимановского, совпала с настроением Прокофьева и перешла в его скрипичный концерт. Любопытно, что советская премьера его состоялась в паре со скрипичным концертом №1 Шимановского (посвященным Коханьскому): играли Натан Мильштейн, один из величайших скрипачей прошлого века, а партию оркестра, как ни странно — Владимир Горовиц на фортепиано.

💔 Концерт начинается темой, которую невозможно забыть. Она связана с серьезным юношеским увлечением Прокофьева. Их было немало, но одна девушка выделяется среди десятка имен: это Нина Мещерская, на которой 23-летний Прокофьев собрался даже жениться (с учетом этого он особенно яростно торговался с Дягилевым о гонораре за «Шута»). Роман не сложился, и позже Нина (в замужестве Кривошеина) стала известной фигурой в ландшафте эмигрантской русской культуры, прекрасной мемуаристкой.

🌬 Запомните невесомую первую тему, все время улетающую куда-то ввысь. Затем проводится вторая — типичный Прокофьев с его спортивностью, угловатостью, упрямством и озорством. Предлагаем вам на выбор две версии, «божественную» и «земную». Классический эталон — исполнение Давида Федоровича Ойстраха; сравните его с пылкой, пронзительно-человечной интерпретацией Ицхака Перлмана.

→ Давид Ойстрах, Ловро фон Маттаич.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/9fB0HHaCzJvRVQ
⏱ Время прослушивания: 9 минут.

→ Ицхак Перлман, Геннадий Рождественский.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/9VnjkOk68E0xTw
⏱ Время прослушивания: 9 минут.

🌥 После приключений разработки (ее начало — Ойстрах 04.23 / Перлман 04.08) звучит реприза — лучший фрагмент концерта. На премьере в Париже один из французских композиторов, разочарованный классичностью этой работы, назвал концерт «мендельсоновским». С этим можно поспорить, но в том, что касается начала репризы 1 части, это сказано остроумно: главная тема у флейты на фоне звукового облака, создаваемого солистом — это решение Прокофьева действительно напоминает скрипичный концерт немецкого романтика. Сравните:

→ Прокофьев.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/TE4gxPQRTnn2GQ

→ Мендельсон.

Аудио-пример на Ютубе

🦗 Вторая часть концерта — скерцо, про которое Прокофьев писал в дневнике как про презабавную безделку. Многие скрипачи тут возразили бы. В этой трехминутной части, где скрипка изображает что-то между приступом кукольной ярости и атакой сказочных насекомых, солисту совсем не до смеха.

→ Ойстрах.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/yQBM8jK5_BOB1Q
⏱ Время прослушивания: 4 минут.

→ Перлман.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/hpsfwARO4Tu5sg
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.

🎞 Может быть, вам будет любопытно не только послушать, но и посмотреть. Играет Вадим Репин.

⚡️Видео-пример: https://yadi.sk/i/_CqJRb4-D90JHA
⏱ Время просмотра: 3 минут.

Обычно три части концерта строятся в логике «быстро — медленно — быстро». У Прокофьева получилась зеркальная схема: сдержанные медленные части обрамляют взрывчатое скерцо. Финал открывается фаготной темой, которая могла бы принадлежать молодому Шостаковичу, если бы не сопровождающее ее тихое тиканье. Эта фактура, похожая на работу таинственного механизма, незримо и властно присутствует во всей музыке финала. Она очень типична для Прокофьева (и празднует триумф, конечно, в сцене с боем часов в «Золушке»), как бы непрестанно отсчитывая секунды до какого-то важного события. Какого? Мы узнаем в 05.40 (Ойстрах) и 06.26 (Перлман).

👇 Обратите внимание на разницу в темпах между двумя версиями.

→ Ойстрах.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/0G5_2m4aw34sWw
⏱ Время прослушивания: 7минут.

→ Перлман.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/y_IzmiwwzZ7QaA
⏱ Время прослушивания: 7минут.

🎹 Через три года после 1-го концерта, в 1920, Прокофьев, уже уехавший в эмиграцию и находившийся в калифорнийском турне, написал для крупнейшей русской меццо-сопрано Нины Кошиц работу под названием «Пять песен без слов для голоса и фортепиано».

💋 Кошиц была женщиной роковой, флиртовавшей как с Прокофьевым, которого она знала еще в России, так и с другим суперзвездным эмигрантом — Рахманиновым. Осенью 1920 она приехала в Америку, вот что пишет встречавший ее Прокофьев: «...и вдруг — Кошиц, в мехах, в камнях, с одной стороны влюбленный капитан, с другой стороны помощник капитана, сзади муж, дочь, кузина, секретарь, огромная кукла, чемоданы, мечущиеся стюарды, — словом, и я, и пресс-агент совершенно обалдели, целый крестный ход».

🎻 Позже, после того как Прокофьев услышал Йожефа Сигети — великого венгерского скрипача — возникла идея переложить «Песни» для скрипки. В этом месте в истории снова появляется Коханьский: Прокофьев мечтал посотрудничать с ним, еще заканчивая 1-й концерт, но тогда он был недоступен. Теперь, наконец, это сбылось: за два визита в парижскую квартиру Коханьского «песни» превратились в «Пять мелодий» для скрипки.

📖 Из дневника: «Обедали вшестером: Пташка (Лина Прокофьева — прим.) и я, Коханьский с женой, Сувчинский и Шимановский. Было очень весело. Коханьский рассказывал уйму глупостей и непристойностей. За обед никому не позволял платить».

🌸 Не пренебрегайте этими миниатюрами. По хрупкой, капризной красоте, нежности, чувству меры и вкуса они абсолютно конгениальны концертам Прокофьева.

→ Играет Клара-Джуми Кан.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/QKIxraO_hJlbuw
⏱ Время прослушивания: 14 минут.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Павел Коханьский, 1921
2. Нина Кошиц, 1915
3. Кароль Шимановский (1882–1937). Отзвуки его скрипичной музыки слышны в 1-м скрипичном концерта Прокофьева

🕰 Второй скрипичный концерт Прокофьева отделяют от первого почти двадцать лет: он был написан в 1935 году, перед самым возвращением на Родину. Так же, как сравнивая Третий фортепианный концерт с более ранними, мы говорили о классичности, плавности, гибкости, которые пришли на смену юношескому «дразнению гусей» (как любил говорить Прокофьев), так и Второй скрипичный концерт кажется более конвенциональным, чем Первый. Однако любителям неяркой, изысканной красоты «не для всех» он понравится больше, чем его предшественник.

🧂 Концерт начинается с очень-очень русской темы, которую играет скрипка в тишине. Обратите внимание на то, как она членится на звенья по 2–3 ноты — признак русского фольклорного мелоса. Прокофьев чуть приправляет ее перцем, чтобы тема не звучала как цитата — но по своему устройству она может напомнить вам некоторые рахманиновские темы.

🧝‍♀️ Огромную роль в оркестре тут играет тембр кларнета. Иногда кажется, что группа кларнетов солирует наравне со скрипачом. Голос кларнета отсылает слух немного к Чайковскому, немного — к Стравинскому, он воспринимается как дудка или рожок — что-то народное, крестьянское, говорящее как будто на диалекте. Этот тембр связан и с Римским-Корсаковым и его миром русских сказок: нечисти, чародеев и царевен.

🌺 После бегучей связующей (00.50) мы слышим побочную (01.38). Это фирменная прокофьевская лирическая тема: послушайте, как она, зыбкая вначале, медленно расцветает по направлению к кульминации (и не пропустите вторящий ей кларнет).

→ Играет великий Яша Хейфец, дирижирует Шарль Мюнш. Обратите внимание, как Хейфец иногда играет чуть взапуски с оркестром, как бы элегантно проносясь мимо на спортивной машине.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/RKSBUHxMu-QNSA
⏱ Время прослушивания: 9 минут.

Если времени будет только на что-то одно, послушайте 2-ю часть этого концерта. Сказочная ее главная тема — в числе самых дивных находок Прокофьева-мелодиста. Слышите чуть гнусавый голос кларнета среди пиццикатных «капель», на фоне которых вступает солист? Не пропустите момент вступления оркестра, где из-за резкой смены тональности вдруг понимаешь буквально, что значит «земля ушла из-под ног», а также зачарованную работу тех самых прокофьевских часов (например, в 03.25). Часть завершается, будто вдруг уходя под землю: любовная ее тема проходит глубоко в басах (07.29), а последним договаривает фразу кларнет в низком, затаенном регистре.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/MqN1AKYfvRZEXw
⏱ Время прослушивания: 8 минут.

🇪🇸 Финал концерта внезапно напоминает нам о том, что премьера этой работы состоялась в Мадриде. Щегольский, с цоканьем кастаньет, с густыми, знойными басами, он невероятно хорош.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/RFvgtTTX1dfOpw
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

Яша Хейфец (1901–1987) — возможно, главный скрипач 20 века. В его исполнении мы слушаем Второй концерт Прокофьева. Сергей Сергеевич был знаком с Хейфецем с США и даже флиртовал с его сестрой Полиной

😍 2-й концерт был написан для интересного скрипача — француза Робера Соэтана, прожившего сто лет и игравшего лет до девяноста. Соэтан провел премьеру концерта, обожал эту работу и исполнял ее почти полвека. За три года до Концерта он же сыграл прокофьевскую Двойную сонату с другим знаменитым скрипачом — Самуилом Душкиным (у которого тоже был «свой» скрипичный концерт — написанный в те же годы Стравинским).

👑 Советская премьера Сонаты состоялась за пару недель до французской. Если в Европе солировали крупные скрипачи, то в СССР премьеру провели две легенды: Дмитрий Цыганов и Василий Ширинский, первая и вторая скрипки квартета им. Бетховена, московского коллектива, основанного в 20-е годы и игравшего большинство премьер струнных квартетов Шостаковича.

🤩 Соната для двух скрипок писалась во Франции. Согласно прокофьевским записям, она представляла собой эксперимент по удержанию внимания слушателя безыскусным, идеальным, чистым двухголосием. Эксперимент надо признать триумфальным: каллиграфия двух скрипичных голосов в абсолютной тишине захватывает дух, а быстрая часть сонаты — одно из эффектнейших прокофьевских скерцо.

🎻 Послушайте 1-ю часть, стараясь следить за медленным голосоведением — за тем, как идут, сходясь, расходясь, обивая и зеркаля друг друга, две линии. В 02.01 попробуйте расслышать необычное место — одна из скрипок проводит главную тему части (с которой все начиналось), однако Прокофьев предписывает ей играть гораздо тише, чем второй, так что возникает эффект неосознанного воспоминания.

→ Играет один из лучших скрипичных дуэтов в истории: Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/QYBwl1sS3l_FYQ
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

😡 Маленькая 2-я часть — настоящая звуковая ссора. Две скрипки с наслаждением, отводя душу, ругаются: передразнивая, подсекая друг друга и цепляясь к словам.

⚡ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/afEb3beHV-UxJg
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

→ Стоит посмотреть, как это выглядит. Если есть скрипичный дуэт, могущий поспорить с Перлманом / Цукерманом — то этот: играют Давид Ойстрах и его сын Игорь. Не пропустите выразительный переворот нот в 01.10!

⚡ Видео-пример: https://yadi.sk/i/qafYJKy0MbsB6A
⏱ Время просмотра: 3 минуты.

🐍 Третья часть переносит нас в абсолютно волшебное пространство. Расслышьте тихое сердцебиение этой медленной части, следите за змеящимся голосоведением. Ее самый волшебный момент — увеличенная во времени цитата из 1-й части (в 01.23; если не узнаете, можете сравнить с 02.40 из 1-й части).

⚡ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/M56_PzbTfmZonA
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

💫 Финал сонаты — восхитительный, бесшабашный, жанровый, с русскими наигрышами, оханьем, похахатыванием, завершает прослушивание.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/kyz9WE_szFFOAg
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;