angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Прокофьев

Комедия «Любовь к трем апельсинам»

«Любовь к трем апельсинам» — безбашенная комедийная опера, проникнутая атмосферой веселого балагана. В этой части узнаем ее историю.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Начнем разговор об операх Прокофьева. В программе дня — феерическая комедия «Любовь к трем апельсинам»

🧛‍♀️ Свою первую оперу «Великан» Прокофьев написал в 9 лет и сам же поставил силами домочадцев. Когда ему было 22 года, во время учебы в консерватории, появилась его вторая опера — «Маддалена». Сюжет в духе популярных кровавых веристских драм изрядно сдобрен мистикой: прекрасная и коварная Маддалена сталкивает своего верного мужа и страстного любовника, в результате оба гибнут. При жизни композитора опера не исполнялась и впервые прозвучала только в 1979 году.

🥇 Прокофьев мог бы получить медаль за самый широкий разброс сюжетов и литературных источников, выбранных им для опер. После «Маддалены» он обратил внимание на «Игрока» Достоевского. Прокофьев сам играл на деньги в карты, но игроком он был очень расчетливым — и так же рассудочно, с долей иронии, переложил на музыку драму Достоевского, где продолжил развивать свой характерный очень выразительный речитативный стиль. «Игрока» впервые поставили в 1929 году в Брюсселе на французском языке.

🍊 Закончив первую редакцию «Игрока» в 1916 году, Прокофьев начал искать новый сюжет для оперы, и Мейерхольд подбросил ему идею сказки Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Прокофьев обдумывал ее в длительном путешествии: в начале лета 1918 года он покинул Россию, отправившись через всю страну на восток, в Японию, через океан в Южную Америку и затем в Нью-Йорк. Отплывая в Японию, он записал в дневнике: «Итак, прощайте, большевики! Прощайте, „товарищи“! Отныне не стыдно ходить в галстуке и никто не наступит на ногу».

😆 Сюжет уморительно смешных «Трех апельсинов» Прокофьев начал обдумывать на фоне революционного Петрограда, потом — картин гражданской войны. К концу 1918 года твердо решив писать веселую оперу, он рассуждал, как отнесутся к его затее — писать комедию в то время, когда мир стонет? («Но мое творчество ведь вне времени и пространства», — писал он в дневнике). Эти сомнения он высмеял в прологе оперы, где спорят Трагики и Комики:

— Трагедий, трагедий! Высоких трагедий! Философских решений мировых проблем!
— Комедий, комедий! Бодрящего смеха, оздоровляющего смеха!

🤧 Тема оздоровляющего смеха была особенно актуальна. В мире бушевала эпидемия испанки, а главный герой оперы — больной принц, излечить которого может только смех. Сам Прокофьев во время работы над оперой заболел — боялся, что испанка, но обошлось.

✍️ Прокофьев быстро понял, что комедия Гоцци — очень вдохновляющий для него материал, быстро набросал либретто, добавив пролог и изменив финал. В общей сложности вся работа над оперой заняла чуть больше полугода — с января по октябрь 1919 года. Премьера состоялась на французском языке в Чикагской городской опере 30 декабря 1921. Дирижировал автор, оформление сделал Борис Анисфельд, бывший художник объединения «Мир искусства», переехавший в Америку чуть раньше Прокофьева. Пресса была сдержанной, но Сергей Сергеевич с удовольствием отмечал в дневнике, что во время спектакля публика много смеялась. А это главное.

1, 2. Театр «Аудиториум», где проходили спектакли Чикагской городской оперы
3. Премьерная афиша
4–7. Борис Анисфельд, эскизы костюмов к премьере оперы «Любовь к трем апельсинам»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🤣 Яркий взрыв веселья и смеха посреди войн, эпидемий и мировых катаклизмов, каким стала «Любовь к трем апельсинам», возник не на пустом месте. В России начала 20 века смеховая культура переживала своеобразный ренессанс. В 1909 году Велимир Хлебников написал «Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

🧙‍♂️ «Любовь к трем апельсинам» — тоже заклятие смехом. Стихи Хлебникова могли бы стать органичной частью либретто.

🥳 В Европе и России резко вырос интерес к эксцентрике балагана, в отечественной литературе ею очень интересовался Маяковский («Мистерия-буфф»), в театре —Мейерхольд. Русское искусство было страстно увлечено итальянской commedia dell’arte, на ее основе строили свой театр Мейерхольд и Евреинов, мир масок вдохновлял поэтов, писателей и драматургов. Мейерхольд с 1914 года даже издавал журнал под названием «Любовь к трем апельсинам».

📝 Жанр этой пьесы Карло Гоцци — фьяба, трагикомическая сказка. В ней практически нет реплик героев, есть только изложение сюжета, а собственно текст актеры импровизировали и разыгрывали в традициях комедии дель арте.

🤴 Пересказать сюжет оперы, как и сказки, непросто, но схема такова. Сын Короля Треф болен ипохондрией, излечить его может только смех. Король устраивает празднества, первый министр Леандр и принцесса Клариче, племянница короля, пытаются помешать «лечению» и хотят убить принца, чтобы занять трон. Принца защищает Маг Челий, а Леандра — ведьма Фата Моргана.

🧛‍♀️ После того, как Фата Моргана падает и случайно заставляет Принца смеяться, она накладывает на него проклятье «любви к трем апельсинам»: принц помешался на трех апельсинах и не успокоится, пока их не найдет. Пережив много приключений, принц возвращается с Нинеттой, одной из принцесс, заключенных в апельсинах. Фата Моргана помогает скрыться предателям и исчезает сама.

📑 В опере три группы персонажей:
Основные герои сказки — Король Треф, Принц, Леандр, Клариче, шут Труффальдино, Панталон, три принцессы из апельсинов.
Волшебные герои — маг Челий, ведьма Фата Моргана, дьявол Фарфарелло.
Внешние комментаторы и наблюдатели — трагики, комики, лирики, пустоголовые и чудаки.

📢 В начале оперы одни требуют трагедий, другие — комедий, третьи — лирических романтических драм, четвертые — фарсов. В итоге чудаки выгоняют всех вон со сцены и обещают показать «настоящее» и «бесподобное» — «Любовь к трем апельсинам», перемешивая в сказке все — трагедию, комедию, лирическую драму и фарс.

🎞 С русскими видеозаписями оперы, к сожалению, беда (о постановках мы еще скажем). Поэтому послушайте короткий пролог в постановке Лионской оперы с английскими субтитрами. Или посмотрите начало знаменитого спектакля английской Opera North — он без субтитров, но в прологе все понятно.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/jJK4UVVhg27KJg

Видео-пример: https://yadi.sk/i/kUpfamBwoD0w_A

🤪 Чтобы лучше понять эту оперу, нужно представлять, как «Любовь к трем апельсинам» выбивалась на общем оперном ландшафте того времени. Публика обожала психологические драмы Пуччини и веристов, экспрессионистские драмы Рихарда Штрауса, все еще поклонялась гению Вагнера. И вдруг на сцене появляется бесшабашное театральное действо, написанное Прокофьевым без всякой оглядки на оперную моду. Вместо психологии он предлагает маски, игру, балаган.

👨‍⚕️ Посмотрите фрагмент первой картины первого акта. Консилиум медиков перечисляет все болезни принца, какие знает, и заключает: черная меланхолия, ипохондрия, безнадежно. Чудаки, комики, трагики и лирики комментируют.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/MW_DsL3BERzw5Q

🧙‍♂️ Во второй картине в игру вступают волшебники: маг Челий и Фата Моргана. Они играют в карты, Челий трижды проигрывает. Музыка становится стихийной, неистовой, магические вихри не утихают в ней ни на минуту. Обратите внимание, что Прокофьев всю сцену обходится практически без слов. А чудаки продолжают комментировать.

Видео-пример на Ютубе

🤫 В третьей сцене Леандр и Клариче сговариваются убить принца, а арапка Смеральдина открывает им тайну: ведьма Фата Моргана на стороне Лендра. Эту сцену мы сейчас пропустим и сразу перейдем ко второму акту.

🎉 В центре второго действия — праздник, который устраивают для принца. Причем принца туда притаскивают насильно, «принц кричит благим матом», — указывает в ремарке Прокофьев. Начинается представление со знаменитого Марша:

Видео-пример на Ютубе

🧟‍♂️ Перед принцем выступают уроды с большими головами, бьются на дубинках, проходят пьяницы и обжоры — все смеются, только принц едва не плачет. Но тут появляется Фата Моргана, она следит, чтобы принц не засмеялся. Ее пытаются прогнать, она падает и… о чудо! Принц начинает смеяться! Послушайте, как Прокофьев передает его смех — сначала робкий, а затем безудержный. Он много времени потратил, чтобы придумать это место.

Видео-пример на Ютубе

🍊 Фата Моргана проклинает принца «любовью к трем апельсинам». Принц и Труффальдино, напутствуемые Челием, отправляются на поиск апельсинов. Их путь лежит ко дворцу ведьмы Креонты. Послушайте изумительный антракт перед второй картиной третьего акта — он брызжет волшебными искрами и уже предвосхищает лучшие страницы «Золушки».

Видео-пример на Ютубе

🎀 Самая знаменитая сцена оперы — сцена с Кухаркой: она огромная, страшная, поет басом и одной рукой может прихлопнуть кого угодно. Удивительный эффект на великаншу производит бантик, который дал маг Челий. «Какой чудесный бантичек», — поет она в восторге, отвлекается, и принц с Труффальдино похищает апельсины.

Видео-пример на Ютубе

👸 Сбежав из дворца, наши герои оказываются в пустыне. Принц спит, а Труффальдино, мучимый жаждой, открывает апельсин — в нем принцесса. Она тоже просит пить, но воды нет, и она умирает. Со вторым апельсином происходит то же самое. Труффальдино убегает. Просыпается принц и видит двух мертвых принцесс. Он открывает третий апельсин, находит там принцессу Нинетту и сразу влюбляется. Принцесса просит пить, она почти умерла, тогда чудаки, сжалившись, приносят им воды.

Видео-пример на Ютубе

🐀 Но это еще не конец. Пока принц идет предупредить отца и принесли Нинетте наряд, в игру вступает Фата Моргана и превращает принцессу в крысу, а принцу подсовывает Смеральдину. Посмотрите финал оперы: маг Челий превращает Нинетту обратно в принцессу, заговорщиков приговаривают к казни, но Фата Моргана помогает им исчезнуть. Наконец, все счастливы и смеются.

Видео-пример на Ютубе

🧐 «Любовь к трем апельсинам» была такой необычной, что все принялись искать в ней скрытые смыслы. пытались разгадать, над кем смеется Прокофьев: над публикой, Гоцци, оперным жанром или над теми, кто не умеет смеяться? Композитор на эти вопросы отвечал: «Я просто сочинял веселый спектакль».

🎭 Здесь важно слово «спектакль». Прокофьев действительно с самого начала мыслил театральным действом, выверял каждую сцену, чтобы она была динамичной, а с помощью ремарок в клавире фактически прописана вся режиссура: как ведут себя персонажи, из какой кулисы выходят — все очень подробно.

🦹🏻‍♂️ Однако ставить «Любовь к трем апельсинам» очень трудно. Для нее нужен новый Мейерхольд, такой же безбашенный и радикальный.

🙅‍♂️ Родовая связь «Любви к трем апельсинам» с русским театром не прошла даром. Она первой из опер Прокофьева была поставлена в России, точнее, в СССР: в 1926 году премьера прошла в ленинградском Академическом театре оперы и балета (Мариинском), на следующий год — в Большом театре в Москве. Но это были последние вольные годы, с 1932-го советское правительство начало закручивать гайки в сфере культуры — и все то, что не укладывалось в зарождающийся соцреалистический канон, отправлялось в лучшем случае в архив.

🤷‍♂️ В современной России «Любовь к трем апельсинам» ставили не раз. Но опера очень коварная, не так-то просто ее поставить действительно смешно. Хороший спектакль для детей поставил Георгий Исаакян в театре Сац, но, увы, там очень хромает музыкальная сторона, солисты и оркестр не справляются со сложнейшим материалом Прокофьева. Довольно удачная запись этого спектакля есть в интернете, можно посмотреть на русском.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/uHI7n3PNxP88MQ

👍 Балаганная эстетика оперы отлично подходит стилю Дмитрия Бертмана. Его спектакль в «Геликон-опере» можно смело смотреть — получите удовольствие.

👎 А вот Александру Тителю в театре Станиславского и Немировича-Данченко не удалось сделать спектакль смешным, несмотря на современные гэги и заигрывание с публикой. Туда можно сходить ради отличного музыкального качества и ужасно смешной Натальи Мурадымовой в роли Фаты Морганы.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;