angle-down facebook instagram vkontakte warning

Генри Пёрселл и английское барокко

История барокко и первые композиторы

Расцвет эпохи барокко в пришелся на время важных исторических событий — период республики и Реставрации. В этой части узнаем об Англии 17 века.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Почему интересно узнать о Генри Пёрселле и композиторах английского барокко?

🇬🇧 В том, что касается музыки, Британия остается для нас островом, как бы отъединенным от воображаемого континента мировой музыки. Английскую классическую музыку, в отличие, скажем, от рока, мы по-прежнему плохо знаем, редко слышим и не очень ценим. Прохожий с большой вероятностью не сможет назвать ни одного великого английского композитора, а любитель музыки ограничится 2–3 именами.

👑 Британия — мощная империя с ошеломительной по богатству, старинной интеллектуальной культурой была внимательна к музыкальным достижениям Европы, восхищалась ею. Она могла позволить себе и очень любила привозить на свою почву и осыпать милостями великих композиторов с континента. Джеминиани и Гендель, Гайдн и Мендельсон, Дворжак и Григ триумфально работали или выступали на островах; британское Королевское филармоническое общество заказало Бетховену 9 симфонию.

🎼 Вместе с тем, английская музыка в течение 18 и 19 веков как будто немного комплексовала перед континентальной и остро ностальгировала о времени, когда британские композиторы на равных с другими школами участвовали в музыкальной жизни Европы. Этим временем стала елизаветинская эпоха — последние десятилетия 16 века — и век 17-й, хаотический, трудный и мучительный в истории страны.

🎶 Действительно, излет эпохи Ренессанса и раннее барокко знаменовались ярчайшей вспышкой в истории английской музыки: на рубеже столетий работали Уильям Бёрд, Орландо Гиббонс и Джон Дауленд, в первой половине 17 века — Генри Лоз, Мэтью Локк и Джон Блоу, а кульминацией этой истории стала короткая жизнь Генри Пёрселла — бесспорно, самого известного композитора своего века, таинственного гения, оставившего нам так много неотвеченных вопросов и великой музыки, которая обезоруживает нас сегодня так же, как современников Пёрселла — триста с лишним лет назад.

🎻 Говоря «старинная музыка», многие слушатели думают о Корелли, Вивальди, Генделе и прочих деятелях высокого барокко. Из музыки предыдущего, 17 столетия, по-настоящему известны большой публике только итальянец Клаудио Монтеверди и итальянский француз Жан-Батист Люлли. И все-таки сегодня услышать их музыку на концертах или в театре — особое счастье и редкость, а напеть их «хиты» будет сложновато. Именно Пёрселл олицетворяет для нас свое столетие — плохо знакомый нам, очень далекий от нас век, знавший толк в волшебстве, роскоши, жестокости и сумасшествии.

🌫 Вместе с тем, мир Пёрселла — специфически английский. Он осведомлен об абсолютистском шике французского искусства и оперных изобретениях темпераментных итальянцев, но абсолютно не намерен им подражать. Язык и образы Пёрселла гораздо таинственнее и темнее; в них удивительно перемешаны фривольность и куртуазность, набожность и мрачная сказочность, фольклорный задор и черная меланхолия.

👤 Нет британского композитора после Пёрселла, который бы не оглядывался на его фигуру. Понять музыкальный мир, пожалуй, единственного соотечественника, конгениального Пёрселлу — Бенджамина Бриттена, писавшего музыку в 20 веке, нельзя, не окунувшись в атмосферу английского позднего Ренессанса и раннего барокко. В то же время, мы не можем сказать, что Пёрселл повлиял на мировую музыку: скорее, он остался островным чудом, по характеру и по масштабу дарования чем-то напоминающим Моцарта и по-прежнему хранящим множество тайн — и о себе, и о своей эпохе. У нас есть неделя, чтобы погрузиться в них.

Поговорим о 17 столетии, которое обеспечило исторический и политический ландшафт музыке английского барокко.

👑 Век начался с царствования первого короля из династии Стюартов — шотландца Якова I, объединившего под своей властью Англию, Шотландию и Ирландию, приверженца абсолютизма, любителя роскоши и шика. Последнее отразилось на развитии английской музыки: при дворе короля и его супруги, Анны Датской, ставились музыкально-театральные действия — в Британии их называли масками — по богатству способные конкурировать с итальянскими музыкальными драмами; Орландо Гиббонс и другие придворные композиторы писали возвышенную, полную драматического красноречия духовную и светскую музыку.

💰 Укрепление королевской власти, к которому стремился Яков I, нервировало парламент; расходы короны росли, положение налогоплательщиков ухудшалось. Еще сильнее поднял налоги Карл I — сын Якова I. Он испортил отношения с парламентом настолько, что в какой-то момент разогнал его, решив править единолично.

🖼 Карл I перенял увлечение отца роскошью. Он развивал традицию придворных масок, собрал коллекцию из тысяч предметов искусства, среди которых были полотна Рубенса, Тициана, Рафаэля и ван Дейка, а также скульптуры, рисунки и гобелены; учредил должность Master of King’s Musick — «мастера королевской музыки».

⛪️ В стране усиливались позиции пуритан: радикального, восходившего к кальвинизму протестантского течения. Англиканство со своей политикой «среднего пути» между избыточностью католицизма и жесткой аскезой пуритан казалось последним недостаточно «чистым», потенциально католическим.

🗡 Когда Карл I попробовал насаждать англиканство в пуританской Шотландии, там вспыхнул мятеж, переросший в войну между королем и парламентом, а затем — в гражданскую войну. Она закончилась для Карла I страшно: король был объявлен государственным преступником и обезглавлен.

✝️ Англия была провозглашена республикой, однако фактически представляла собой военную диктатуру во главе с Оливером Кромвелем, сторонником пуританства. Из церквей были демонтированы органы; об инструментальной игре во время службы не могло идти и речи. Как ни странно, пуритане неплохо относились к светской музыке, перенаправив энергию композиторов середины века в светское русло: бесчисленные домашние концерты подготовили почву для развития общественной концертной жизни в стране, издавались танцевальные и песенные сборники. Композиторы, лишившиеся работы в церкви, писали светскую музыку. Театры, впрочем, были закрыты.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Яков I (правил с 1603 до 1625). Это с него началась династия Стюартов
2. Орландо Гиббонс (1583-1625), известнейший английский композитор эпохи Якова I
3. Карл I (правил с 1625 до 1649). Сын Якова I. Это его обезглавили в ходе Английской революции
4. Оливер Кромвель. Был лорд-протектором английской республики с 1653 до 1658

Продолжаем говорить про исторический контекст, в котором сочинялась музыка английского барокко.

🤴 11-летний республиканский эксперимент провалился: пуритане отменили епископальное устройство церкви, казавшееся им папистским пережитком, тем самым освободили церковь и мечтали о строительстве всеобщего истинного рая на земле. Как часто бывает, из этого ничего не получилось: одна за другой начали почковаться радикальные христианские секты, и ситуация стремительно выходила из-под контроля. Выход оставался один: позвать обратно сына казненного короля, тоже Карла, ставшего Карлом II: началась эпоха Реставрации монархии.

🥂 «Веселый король», как называли англичане своего гедонистичного, легкомысленного, обожавшего всяческие фривольности нового монарха, открыл театры, учредил при себе оркестр, стремясь к тому, чтобы все было как у Людовика XIV, при дворе которого он находился в изгнании; восстановил англиканство взамен пуританства, а на смертном одре вообще тайно принял католичество. Это при нем, в атмосфере процветавших и всячески поощрявшихся искусств, начал работать Генри Пёрселл.

🎊 На очень короткую жизнь Пёрселла пришлись целых три британских монарха: законных детей у Карла II не было, и на троне его сменил младший брат Яков II — галломан, проводивший массу времени во Франции, а что хуже всего — католик. Его пышная коронация (музыку для которой в том числе писал Пёрселл) прошла с помпой и шиком, совершенно немыслимыми всего за тридцать лет до этого.

Король-католик не устраивал в Англии вообще никого. Он правил три года, а затем состоялась бескровная «Славная революция», в ходе которой Яков II бежал во Францию, а на трон пригласили его зятя, Вильгельма III Оранского, правителя Нидерландов — разумеется, протестанта, получившего довольно жесткое кальвинистское воспитание. Пёрселл сохранил при Вильгельме свой придворный пост, но оркестр был сокращен, эффектные придворные действа стали неуместны, а в церквях вновь зазвучали гимны а капелла.

🇬🇧 Пёрселла не стало за 5 лет до наступления 18 века. «Славная революция» помогла Великобритании стать такой, какой мы ее знаем — мощной, незыблемой, умеренно протестантской конституционной монархией, в которой королевская власть ограничивается положениями, зафиксированными в знаменитом «Билле о правах». Для Англии наступала эпоха стабильности; усиливались просвещенческие тенденции, рационалистическое сознание, вера в здравый смысл и чувственный опыт. Тревожное и капризное, фривольное и жгуче трагическое искусство раннего барокко было немыслимо в новом столетии.

1. Карл II (правил с 1660 до 1685). Был первым нанимателем Пёрселла
2. Генри Пёрселл (1659 (?) — 1695), главный британский композитор эпохи Реставрации Стюартов
3. Яков II (правил с 1685 до 1688). Это он был королем-католиком
4. Вильгельм III (правил c 1689 до 1702). Это он приехал править с женой из Голландии
5. Королева Мария II (правила с мужем, Вильгельмом, с 1689 и до своей смерти в 1694). Старшая дочь Якова II. Это ей посвящены известнейшие поздравительные оды и «Погребальная музыка» Пёрселла

Мы не знаем доподлинно, когда родился Генри Пёрселл. Судя по надписи на его надгробии в Вестминстерском аббатстве, когда он «покинул этот мир и ушел в то блаженное место — единственное, где его гармония может быть превзойдена», ему шел 37-й год. Пёрселл умер в 1695 году, так что его годом рождения обычно считается 1659 — последний год междуцарствия (как называют республиканский период английские историки).

👶 Если версия верна, то Пёрселлу было полтора года, когда на трон взошел Карл II и началась эпоха Реставрации. Отец мальчика, Генри Пёрселл-старший, пел на коронации нового монарха, музыкой занимался и его дядя, Томас. Пёрселлу было шесть лет, когда эпидемия чумы 1665 года унесла 100 000 жизней в Лондоне, и семь — когда прославленный лондонский пожар 1666 года уничтожил тысячи зданий, оставив десятки тысяч людей без крова.

⛪️ Дом Пёрселлов находился в шаговой доступности от Вестминстерского аббатства. Дядя мальчика, Томас, занимавшийся его воспитанием после смерти отца, состоял в королевской капелле. Он учил Генри и его младшего брата (также ставшего композитором) игре на лютне и органе, возможно, был первым наставником Пёрселла в композиции. Важное влияние также оказал Мэтью Локк — английский композитор поколением старше, друг семьи, которого Пёрселл сменил на посту придворного композитора через 15 лет.

→ Послушаем элегию, которую Пёрселл написал на смерть Локка.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

🗣 Пёрселл пел в хоре придворной капеллы, пока голос его не сломался; к тому моменту он уже сочинял музыку. Недолго проработав в качестве копииста и хранителя органа, в 20 лет он принял пост органиста Вестминстерского аббатства из рук другого своего наставника — Джона Блоу, который сейчас считается автором первой в истории Англии оперы.

→ Послушаем фрагмент из нее — хор «Come, mourn for thy servant» из 3 акта.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

📖 К этому моменту влиятельное лондонское издательство, основанное еще в пуританские времена Джоном Плейфордом, начало печатать вокальную музыку Пёрселла. Он писал музыку к театральным пьесам и стремительно обзаводился композиторской репутацией.

✍️ В начале 1680-х Пёрселл получает работу при дворе, становясь одним из королевских композиторов и сочетая новую должность с обязанностями органиста в аббатстве. Придворный пост подразумевал сочинение колоссального количества музыки для праздников и повседневных нужд Карла II — любителя увеселений и искусств. Пёрселл женился на Фрэнсис Питерс, католичке из уважаемой семьи с фламандскими корнями; примерно в это время, вероятно, была написана опера «Дидона и Эней».

→ Послушаем один из главных номеров оттуда — арию «Ah, Belinda!» из 1 акта.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

🎵 Пёрселл сохранил свой пост при Якове II, пришедшем к власти в 1685, когда композитору было около 26 лет. И при Вильгельме III Оранском, правившем совместно с женой, королевой Марией; протестанткой, дочкой изгнанного короля-католика Якова II Стюарта. Именно в ее честь написаны известнейшие работы Пёрселла: чудесные поздравительные оды «Arise, my muse» и «Come, ye sons of art», а позже — погребальная музыка на скоропостижную смерть королевы.

→ Послушаем дуэт «Sound the trumpet», хитовую 3-ю часть оды «Come, ye sons of art».

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

🎭 Начало 1690-х — время театральных вершин Пёрселла: одна за другой появляются его восхитительные «семи-оперы» (спектакли, украшенные музыкальными номерами) «Король Артур», «Королева фей» и «Королева индейцев».

⌛️ Мы не знаем, что оборвало жизнь Пёрселлаю Ему было 35 или 36 — возраст, невольно вызывающий ассоциацию с печальной, преждевременной кончиной Моцарта. Одной из причин его смерти называли туберкулез; в завещании, составленном перед смертью, он указывает что «опасно болен». Никогда прежде ни один британский композитор не мог состязаться с Пёрселлом в бесспорной, единогласно признанной гениальности. После его смерти все оставалось так же — по крайней мере в течение двухсот лет.

1. Генри Пёрселл
2. Даниэль Пёрселл (?), младший брат Генри, также ставший композитором
3. Мэтью Локк (1621-1677), крупный английский композитор из поколения учителей Пёрселла
4. Джон Блоу, автор первой оперы в истории британской музыки

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;