Генри Пёрселл и английское барокко
Духовная музыка
Пёрселл был одним их тех, кто восстанавливал церковную музыку после периода пуританских запретов и ограничений. В этой части узнаем о его духовных произведениях.
Поговорим о церковной музыке Пёрселла
👦 Пёрселл начал свое музыкальное воспитание как мальчик-хорист в Королевский капелле — путь, обычный для музыкантов многих поколений. Родись он на 10 лет раньше, его могли лишить такой возможности. Почти двадцать лет (1640–1660), в период революции и правления Кромвеля, музыкальная жизнь Англии разрушалась. Пуритане в своем стремлении очистить церковь от всего мирского с одной стороны и католического — с другой запрещали использование традиционной полифонической и инструментальной музыки в рамках богослужения, уничтожали органы и нотные издания. Разрешалось исполнение лишь самой скромной и «постной» музыки — традиционных англиканских напевов и распевания псалмов.
🕰 Но вскоре после рождения Пёрселла эпоха правления Кромвеля подошла к концу, монархия и англиканская церковь были восстановлены, что вызвало колоссальный всплеск в музыке, в том числе церковной.
😱 Однако режим Кромвеля нанес музыке чудовищный ущерб. Была разорвана связь поколений, прер>ваны традиции, до Реставрации уцелела лишь малая часть композиторов старой школы и горстка меценатов, поддерживающих музыкантов. Таким образом, при Карле II английской музыке фактически пришлось начинать с нуля.
👨🏼🏫 Карл бросил большие силы на то, чтобы музыка в Королевской капелле не просто вновь зазвучала, но была роскошной, торжественной, богатой, как та, к которой он привык при французском дворе. Впрочем, он настаивал лишь на том, чтобы музыка в его вкусе звучала на воскресных и праздничных службах — то есть в присутствии короля. Руководителем хора мальчиков капеллы он назначил Генри Кука, прекрасного музыканта и педагога, воспитавшего целое поколение английских композиторов — в их числе Джон Блоу, Пелэм Хамфри и Генри Пёрселл.
🎓 Пёрселл поступил певчим в капеллу в 1667 году, когда в моде была новейшая французская и итальянская музыка. И юный Генри явно попал под ее влияние. К 14 годам, когда его голос стал ломаться, Пёрселл уже зарекомендовал себя как одаренный музыкант и поступил в ученики к королевскому мастеру по ремонту и настройке музыкальных инструментов. Такой пост позволил ему ежедневно общаться с королевскими музыкантами и коллективами. Он настраивал орган в Вестминстерском аббатстве, связь с которым поддерживал до конца жизни.
👑 В 18 лет Пёрселл был назначен штатным композитором придворного струнного оркестра, который по настоянию Карла II должен был участвовать в службах в Королевской капелле. Несмотря на хронический дефицит бюджета, Карл проявлял большой интерес к музыке своей капеллы и, объединив хор и струнный оркестр, способствовал развитию главного церковного жанра последующих лет— строфического антема.
🙇♂️ В 1679 году, получив место органиста в Вестминстерском аббатстве, но сохранив свою должность в Королевской капелле, Пёрселл необычайно продуктивно сочинял для церкви. За следующие пять лет он написал около 150 антемов, несколько богослужений и других духовных сочинений.
📜 Место главного жанра церковной музыки занял антем — вокальное сочинение на текст из книг Ветхого и Нового завета на английском языке. По размеру антемы 17 века довольно скромны, они исполнялись хором или хором с сопровождением органа. После 1660 года антемы испытали сильнейшее влияние французской инструментальной и итальянской вокальной музыки, важное место в них стали занимать сольные фрагменты, размер антема увеличивался и он приближался к ранней итальянской кантате.
👂 Давайте послушаем несколько антемов, написанных предшественниками Пёрселла.
→ Орландо Гиббонс, This is the record of John. Пример раннего антема с солистом и скромным аккомпанементом органа.
→ Уильям Чайлд, O Lord, Grant the King a Long Life. Антем на коронацию Карла II.
→ Пелэм Хамфри, O give thanks unto the Lord. Хамфри был лет на 13 старше Пёрселла и учился уже в период Реставрации. Он писал в новом стиле, с участием струнного оркестра. Обратите внимание на большую торжественную вступительную симфонию с органом, сочиненную в стиле французской увертюры.
Разбираемся, когда и в каких жанрах писал Пёрселл для церкви, и что такое антем.
✝️ Большая часть церковной музыки Пёрселла написана до 1685 года, в годы правления Карла II. Занявший затем престол Яков II пытался навязать подданным свои католические вкусы, создавал католическую часовню в Уайтхолле, чем приводил в ярость музыкальный истеблишмент. Он нанимал иностранных музыкантов, а число певцов в Королевской капелле сокращал.
⛪️ Хотя Пёрселл добросовестно выполнял свои обязанности, для Якова он написал относительно мало музыки, предпочитая направлять свою энергию в другое русло. И если раньше Пёрселл в музыке для воскресных служб явно стремился произвести впечатление, то теперь его музыка становится все более созерцательной, личной, покаянной. Некоторые менее масштабные произведения были написаны не для Королевской часовни, а просто для себя.
📚 За короткое время Пёрселл создал поразительно много музыки для церкви: сохранилось 65 антемов, утренняя и вечерняя службы, сочинения в традиционных европейских жанрах — Magnificat, Nunc Dimittis, Te Deum и Jubilate, а также 35 сочинений на тексты не из Библии (все они написаны для солиста или хора в сопровождении бассо континуо).
📖 Главным жанром церковной музыки был антем (дословно — гимн), родившийся в середине 16 века. Он прямо связан с английской реформацией и своим происхождением, и сферой бытования. В это время языком богослужения стал английский, перевод Библии и богослужения на английский язык сыграл огромную роль, такую же, как немецкий перевод Библии Лютера. Трудно переоценить значение того факта, что теперь каждый прихожанин мог слышать Священное Писание и обращаться к Создателю на родном, понятном языке.
📙 На английском сочинялись и антемы. Чаще всего их текст брали из Псалтири, необычайно популярной книги в тот период: «Полная книга псалмов» Томаса Стернхолда и Джона Хопкинса выдержала за 90 лет более двухсот переизданий.
Существует два типа антема.
🎼 Полный (full) антем — сочинение для полного хора a cappellaили с инструментальным сопровождением, в котором нет разделов, написанных для солирующего голоса. Как правило, это небольшие хоровые сочинения в имитационной или же хоральной (аккордовой) фактуре, в которых преобладал силлабический принцип соотношения текста и музыки: один слог — одна нота. Текст в таких антемах максимально понятен.
🎻 Стиховой (или строфический) антем основан на чередовании пения солиста/солистов с инструментальным аккомпанементом и хора. Стиховые антемы часто сопровождались не только органом, но и струнными. Во времена Карла II они постепенно вытесняли более старомодные полные антемы.
⚖️ В антемах Пёрселла исследователи отмечают органичное соединение различных влияний: ведь он хорошо изучил старый и новый репертуар уже в детстве, когда пел в хоре. Судя по богатым составам исполнителей, для которых написано большинство антемов Пёрселла, они предназначались для Королевской капеллы, так как даже Вестминстерское аббатство не располагало такими возможностями.
📑 В наследии Пёрселла преобладают стиховые антемы, а относительно немногочисленные полные сосредоточены в начале творческого пути.
🙏 Продолжение традиций полифонического стиля XVI века можно видеть в его полных антемах. К примеру, в Hear my prayer, O God. Это пример превосходного полного антема, в котором можно услышать влияние итальянской музыки в выразительных хроматических интонациях. При этом Пёрселл всегда идет от текста и старается заострить интонации на самых важных словах: например, на фразе «И да достигнет Его вопль мой» (And let my crying come unto thee).
🎵 В антеме Remember not, Lord, our offences преобладает строгая хоральная, аккордовая фактура.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎻 В стиховых антемах Пёрселл отдает предпочтение новому стилю, который он воспринял от своих наставников Хамфри и Блоу. Композитор максимально отходит от старой традиции, к обязательному органному сопровождению часто присоединяются струнные.
🎹 Давайте послушаем ранний стиховой антем Пёрселла My beloved spake на текст из 2 главы Песни песней царя Соломона. Он напоминает кантату: инструментальное вступление в форме французской увертюры, разделы для голосов соло и для ансамбля солистов, а также хоровое заключение. Эта схема стала типичной для Пёрселла.
🤴 Говорят, Карл II приказывал исполнять такую музыку, в которой он мог бы отбивать такт. Поэтому влияние светских танцевальных жанров часто сильно в антемах Пёрселла, особенно в инструментальных разделах. Послушайте хотя бы начало антема O Sing Unto The Lord — нога так сама и просится отбивать такт.
🌲 Праздничный рождественский антем Пёрселла Behold, I bring you glad tidings написан уже в новой манере, имеет большое инструментальное вступление для струнных и органа.
🤩 Наверное, вы обратили внимание, что в двух последних антемах очень выразительные партии баса. Они написаны для выдающегося баса, певца и священника Джона Гостлинга. Послушать его в Королевской капелле по воскресеньям стекалось множество желающих. В то время в Англии певцы имели не так много возможностей для реализации, и в антемах Пёрселла часто пели настоящие звезды.
🌟 В нескольких антемах есть экстраординарные партии для певца-сопраниста. Вряд ли кто-то из мальчиков, учеников капеллы, мог справиться с такой партией. Вероятно, исполнителем был приезжий музыкант — может быть, даже знаменитый кастрат Сифаче, который приезжал в Англию по приглашению Якова II и пел в Уайтхолле. Учитывая, что Пёрселл посвятил Сифаче пьесу для клавесина, звездный гость мог выступать и в Королевской капелле.
Знакомимся с одним из самых восхитительных, роскошных и популярных духовных сочинений Пёрселла — Te Deum and Jubilate ре мажор.
🎺 Пусть вас не смущает название на латыни — этот старинный христианский гимн «Тебя, Бога, хвалим» поется на английском. Пёрселл сочинил Te Deum and Jubilate за год до смерти, к празднованию Дня святой Цецилии в 1694 году вместо традиционной оды. Особую торжественность повода он подчеркнул, добавив к струнным две трубы. В Te Deum достигает кульминации все лучшее, что есть в церковной музыке Пёрселла: полифоническое мастерство, эффектные сопоставления соло, ансамбля и тутти, выразительная иллюстрация текста музыкальными средствами.
🙌 Te Deum открывается радостными перекличками труб со струнными. Трио солистов-мужчин вступает с первой строкой, мастерски повторяя первые интонации труб, а хор вступает на словах «[Отца вечного], вся земля величает», где эффектно подчеркнуто слово «вся».
👼 Пёрселл гениально использует здесь звукоизобразительность. Например, трио солистов с богато и выразительно орнаментированными партиями изображает громко плачущих ангелов (1.40), два мальчика-соло подражают херувиму и> серафиму (1.58), а затем весь хор трижды восклицает «Святой».
🌎 Небо и земля (2.31) представлены буквально: слово heaven распевают альт и высокий тенор, earth — бас. Слова «…величия славы Твоей» произносит весь хор. Затем каждому из трех солистов-мужчин Пёрселл поручает отдельную роль: альт рассказывает о «славном хоре апостолов», тенор лирично описывает «хвалебный сонм пророческий», а бас изображает «пресветлое мученическое воинство». За вселенскую Святую Церковь отвечает, естественно, хор.
✝️ Далее Пёрселл вновь распределяет роли, чтобы показать Святую Троицу: богато украшенный дуэт со скрипками представляют безграничное величие Отца, пара мальчиков — Сына, а два альтовых голоса (ни женский, ни мужской) — Святой Дух.
✨ На 5.05 не пропустите эффектный 7-голосый полифонический раздел, украшенный фанфарами труб.
📝 Дослушайте Te Deum, попробуйте продолжить следить за тем, как Пёрселл воплощает слова в музыке, следя за английским текстом и русским переводом.
Текст Te Deum в английском и русском переводах
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день