angle-down facebook instagram vkontakte warning

Генри Пёрселл и английское барокко

Инструментальные произведения

Перселл создал много инструментальных произведений, которые можно услышать даже в фильмах Кубрика. В этой части познакомимся с ними.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Эту часть мы посвятим инструментальному наследию Пёрселла и группе близких ему работ: это музыка в честь королевы Марии — поздравительная и погребальная.

🎹 Мы начнем с клавесинных работ Пёрселла. Довольно объемный, этот пласт литературы еще не расслышан большой публикой; пока из всемирно известных музыкантов с ним работал только великий Густав Леонхардт — крупнейший деятель исторически информированного исполнительства и один из главных музыкальных просветителей в истории — и замечательная польская клавесинистка Зузана Ружичкова.

🔮 Как известно, клавесинную музыку часто играют на фортепиано (напомним, вся «фортепианная» музыка Баха была написана до появления этого инструмента; Бах младше Пёрселла на 25 лет). В момент счастливой встречи клавирных опусов Пёрселла и по-настоящему большого пианиста мы понимаем, какое количество сокровищ пока спрятаны от слуха широкой публики. Среди российских пианистов Пёрселла изумительно играют Антон Батагов и Вадим Холоденко. Отдельно надо назвать Алексея Борисовича Любимова — это уникальное имя в истории нашего барочного исполнительства, пианист и клавесинист, который первым в СССР стал играть клавирную музыку за пределами советского канона, начинавшего историю с Баха.

🌑 Как все композиторы барокко, Пёрселл писал сюиты — циклы разнохарактерных танцев. В сюитах Пёрселла слышно французское влияние: и изящный светский тон, и сам тип строения сюиты пришли на острова через Ла-Манш. Вместе с тем, это самый настоящий Пёрселл, в первую очередь отличающийся от французских коллег густотой своей британской мрачности. Послушаем Сюиту №4 ля минор, Z663. На ее примере вспомним классическое строение барочной сюиты: свободная рапсодическая прелюдия, вельможная аллеманда (00.43), более подвижная куранта (03.23), печальная сарабанда (04.58; юиты обычно завершались моторными жигами, но у Пёрселла они часто отсутствуют).

→ Играет Густав Леонхардт.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

⛪️ Существовал особый жанр английской клавирной музыки — voluntary (англ. «вольный»), соответствующий немецкой органной фантазии: это свободная, причудливая музыка, которую органист играет, пока люди собираются на службу, а также после ее окончания. Послушаем известнейший пёрселловский voluntary, опубликованный в год смерти.

→ Играет Дэвид Морони.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

💫 Главные хиты пёрселловской клавирной музыки — его роскошные граунды. Напомним, магия граунда — в басе, повторяющемся как заклинание (такой бас мы называем остинатным). Сравним несколько версий до-минорного граунда Z221 — работы, сверхпопулярность которой показывает нам, как может заблистать совершенно забытая музыка, найдя своего исполнителя.

→ Играет Густав Леонхардт на клавесине.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

→ Играет Джон Батт на органе.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

→ Играет Антон Батагов на фортепиано.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

→ Играет Вадим Холоденко на фортепиано. С этой записи мы начинали свой роман с Пёрселлом.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

1. Густав Леонхардт (1928–2012), голландский клавесинист и органист, один из столпов мирового исторически информированного исполнительства

2. Алексей Любимов (р. 1944), одно из главных имен истории барочного исполнительства в нашей стране

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Продолжаем обсуждать инструментальную музыку Пёрселла.

🌹 Инструментальная музыка барокко служила утонченному досугу (лютневая), могла носить учебный характер (клавирная), украшала театральные пьесы или предназначалась для танцев. В двух последних случаях ее играл консорт (consort; в этом слове легко угадать искаженное итальянское concerto) — специфически британское явление, маленький ансамбль из нескольких разных лютен, нескольких виол (предки знакомых нам струнных) и флейты. Частенько сейчас барочные коллективы называют себя этим словом — по нему вы легко определите, что ансамбль британский и играет старинную музыку.

🌟 Послушаем еще один пёрселловский суперхит — знаменитую соль-минорную чакону, написанную, когда композитору было около 20. Чакона — французский танец, по устройству напоминающий граунд: бас неумолимо ходит по кругу, а верхние голоса «вышивают» по этой канве. Тут бас повторяется 21 раз:

→ Играет ансамбль Musica Antiqua Köln под руководством Рейнхарда Гёбеля

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.

🤝 Ощущаете странную смесь атмосферы оплакивания и великосветскости? Она завораживала не только вас. Мы называли уже Бенджамина Бриттена — единственного композитора в британской истории, чей гений позволял ему вести диалог с Пёрселлом на равных. Он сделал бережную, но вместе с тем безусловно принадлежащую своему, 20 столетию аранжировку этой чаконы.

→ Играет Эмерсон-квартет.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

🌘 У Пёрселла есть стандартные камерные циклы — вроде трио-сонат, которые сочиняли его современники по обе стороны пролива. А есть — совершенно сюрреалистический пласт наследия: прославленные фантазии для консорта из 5 виол. Они отсылают слушателя к сумраку времен за полвека до рождения Пёрселла, царствованию Якова I. Совершенно непонятно, зачем Пёрселлу понадобилось писать их, если в его распоряжении ансамбля виол не было и быть не могло — к 1680 году, когда были созданы фантазии, такой консорт был ископаемым явлением.

➿ Голоса виол, звучащие холоднее, назальнее, более архаично и диковато в сравнении со знакомыми слуху струнными, сплетаются тут в невероятные контрапунктические узлы, кажущиеся абсурдными, иногда колюще диссонантными. Никакая другая музыка Пёрселла не делает таким очевидным разрыв наших слуховых привычек и реальной практики старинной музыки; в холодном, сосредоточенном мире этих фантазий нет и тени куртуазной «придворности», которую мы слышали сейчас в Чаконе.

→ Послушаем знаменитую, максимально странную «Фантазию на одну ноту». На визуализации видно, что средний голос тут тянет «до» первой октавы в течение всей пьесы, будто глухой к плетению других голосов вокруг него.

Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

🧿 Еще один загадочный экспонат — си-бемоль-мажорная фантазия из той же серии, в гипнотическом голосоведении которой медленно утрачивается не только тональность, но и ритмическая пульсация.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

1. Виола да гамба — бабушка виолончели. Здесь и далее — итальянские инструменты 17 века

2. Виоль д'амур — дедушка альта

3. Басовая виола — предок контрабаса

Помните начало фильма Стэнли Кубрика 1971 года «Заводной апельсин»? Режиссер был убежден, что классика работает в кино эффективнее и точнее, чем киномузыка, и использовал ее почти во всех своих картинах.

Гениальный, жестокий и страшный фильм по роману-антиутопии Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» основан на двух классических работах: это 9 симфония Бетховена, фигурирующая в фильме как мучительный и двусмысленный символ, а также марш из «Погребальной музыки для королевы Марии» 1695 года, с которого начинается картина. Обратите внимание на его пугающее электронное звучание; обработку Марша сделала Венди Карлос — большое имя в истории электронной музыки, прославленная своим альбомом 1968 года Switched-on Bach, где звучали версии баховской музыки, выполненные на культовом синтезаторе Moog.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 2 минуты.

Завершаем эту часть музыкой, написанной для королевы Марии.

⚰️ «Погребальная музыка» была создана Пёрселлом незадолго до смерти. 32-летняя королева, дочь Якова II и жена Вильгельма III, скончалась от оспы 11 месяцами раньше, чем сам композитор. Марш звучал во время несения гроба из резиденции Уайтхолл в Вестминстерское аббатство.

💀 Вот он в оригинале. Обратите внимание на матовые, зловещие голоса медных. Это экзотические кулисные трубы, звучащие торжественно и фанфарно, но вместе с тем изысканно тускло, как тромбоны: на прошлой неделе мы говорили, что голоса тромбонов в старинной музыке были связаны со стихией церковного и/или доносились из потустороннего мира: тут подходят обе ассоциации.

→ Дирижирует Джон Элиот Гардинер.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

📀 Вы увидите, что в плейлисте, к которому ведет ссылка, семь треков. Это — компилятивный цикл, не существовавший при жизни Пёрселла; сюда входят инструментальные номера (уже прослушанный нами марш, открывающий и завершающий цикл, а также №3, горестно-танцевальная «Канцона», где тоже играют кулисные трубы), а еще вокальные — из них №6 действительно звучал на похоронах королевы, а остальные были написаны Пёрселлом по неизвестным поводам и гораздо раньше.

🥀 И все-таки эта воображаемая погребальная церемония, когда слушаешь ее целиком, поражает. Найдите время и душевные силы послушать ее целиком. Особенно чудесна тихая, интроверсивная печаль №4, In the midst of life we are in the death («И среди жизни рядом с нами — смерть»).

🌝 Мы, однако, завершим изучение светлой поздравительной одой Come, ye sons of art, написанной ко дню рождения Марии годом ранее. Это 9-частная кантата для маленького ансамбля и певцов; инструментальные части чередуются с дуэтами, ариями и хоровыми репликами. Автором слов иногда называют Наума Тейта — того самого, что создал либретто для «Дидоны и Энея». Мы начнем с прелестной взволнованной увертюры:

→ Играет ансамбль The Deller consort.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

🗣 Самые заметные сольные партии тут написаны для высокого мужского голоса; давайте послушаем 2-й номер оды Come, ye sons of art, away.

→ Поет Джеймс Боуман.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

🍃 Следующий номер — хитовый Sound the trumpet («Пусть звучат трубы»). Вместо собственно труб Пёрселл пишет тут дуэт двух высоких мужских голосов; послушайте его восторженное, гарцующее движение.

→ Поют Андреас Шолль и Кристоф Дюмо.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

Посмотрим и чудную видео-версию Sound the trumpet. Вместо одной из вокальных партий тут все же звучит труба — на ней играет Элисон Болсом, одна из редчайших женщин в этой профессии, настоящая дива. Поет Йестин Дэвис, играет ансамбль The English Concert (можно рассмотреть старинные инструменты!), дирижирует Тревор Пиннок: просто праздник английской музыкальной культуры.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;