angle-down facebook instagram vkontakte warning

Генри Пёрселл и английское барокко

Знаменитые предшественники Пёрселла

В Англии и до Перселла были композиторы, заслуживающие внимания. В этой части говорим о его предшественниках — Гиббонсе, Дауленде и Бёрде.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Вернемся в конец 16 — начало 17 века и поговорим о важнейших предшественниках Пёрселла.

☀️ Уильям Бёрд — один из ярчайших музыкантов шекспировской эпохи. Он на целое поколение старше английского драматурга, точная дата его рождения неизвестна (между 1539 и 1543). О его музыкальном образовании известно мало, возможно, он пел в лондонском соборе Петра и Павла, и наверняка учился у Томаса Таллиса. Вероятно, первые сочинения Бёрда зазвучали еще в эпоху правления Марии Тюдор.

👪 Бёрд родился в протестантской семье и в 1563 году занял место органиста и хормейстера в соборе в преимущественно протестантском Линкольне, где провел 9 небезоблачных лет. Пуританской общине его искусная хоровая музыка в лучших полифонических традициях казалась слишком сложной, органное сопровождение службы — слишком вольным (подобные претензии позднее предъявляли молодому Баху). Тем не менее, Бёрд много сочиняет для церкви и инструментальную музыку и постепенно становится одним из крупнейших композиторов елизаветинской Англии.

👑 В 1572 году он получил престижный пост музыканта Королевской капеллы в Лондоне и приблизился ко двору. Протестантизм королевы Елизаветы был умеренным, она сторонилась крайних форм пуританства и сохранила любовь к сложным ритуалам, в том числе в церкви. Она была меломаном и любителем игры на вёрджинеле (virginal). Этот клавишный инструмент — близкий родственник клавесина и клавикорда — был чрезвычайно популярен в Англии: он компактный, помещается на небольшой стол, прост в настройке и обладает довольно мягким звуком. Возможно, отсюда его название: писали, что «девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве». Бёрд считается родоначальником школы английских вёрджинелистов.

🙏 О благосклонности королевского двора к Бёрду говорит то, что он вместе с Таллисом получил монополию на печать нот, которой они пользовались на протяжении 21 года. Среди прочего, издали грандиозный сборник Cantiones quae ab argumento sacrae vocantur — 34 латинских песнопений, посвященных самой королеве.

✝️ Постепенно Бёрд становится ревностным католиком, что принесло ему крупные неприятности. Папская булла Пия V, выпущенная в 1570 году, объявила Елизавету I еретичкой, и в Англии начались гонения на католиков. Бёрд и его жена попали в черные списки так называемых рекузантов — лиц, отказывавшихся посещать протестантские богослужения, а сам композитор, входивший в высшие католические круги страны, даже одно время был объявлен в розыск.

📜 В 50 латинских мотетах, написанных тогда, тон Бёрда меняется, он выбирает библейские тексты о гонениях на избранных, вавилонском и египетском плене и долгожданном избавлении от притеснений. В 1583 году фламандский композитор Филипп де Монте послал Бёрду свой мотет на стихи знаменитого 136 Псалма 136 («На реках вавилонских»), символически закончив его стихом «Как запоем песнь Господню на земле чужой?». Бёрд ответил ему восхитительным полифоническим мотетом на тот же псалом.

Аудио-пример на Ютубе

🏡 Последние 30 лет жизни Бёрд провел в деревне в Эссексе, где под патронажем местного лорда-католика мог относительно безопасно жить и сочинять.

😴 В конце 1580-х Бёрд опубликовал сборник английских песен для ансамбля на духовные и светские тексты — их распевали в домах разных сословий. Песни универсальны, их можно петь, а можно играть на инструментах. Одной из самых популярных песен остается «Колыбельная».

Аудио-пример на Ютубе

🎹 Клавирная музыка Бёрда собрана в двух знаменитых сборниках — «Вирджинальной книге Фицуильяма» и «Книге Миледи Невилл». Большая часть сборников — микроциклы из контрастных танцев — паваны и гальярды, а также вариации. Послушайте один цикл в исполнении выдающегося аутентиста Кристофера Хогвуда:

Аудио-пример на Ютубе

⚔️ Важное место в сборниках занимают характеристические пьесы с программными заголовками, часто с элементами звукоподражания. Самая известная из них — «Битва».

Аудио-пример на Ютубе

1. Уильям Бёрд
2, 3. Английский вёрджинел

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Гуру английской лютневой музыки — композитор и лютнист Джон Дауленд.

🕰 Он практически ровесник Шекспира, родился в 1563 году, где — точно неизвестно. Дауленд — один из первых «дипломированных» композиторов, в 1588 он окончил Оксфорд. Его судьба мало похожа на путь Бёрда: Дауленд много путешествовал, вобрал в себя всю европейскую культуру и писал преимущественно светскую музыку.

🇫🇷 В 16 лет Джон отправился во Францию, где 4 года служил лютнистом в миссии английского посланника. За это время он внимательно познакомился с французской музыкой, вырос профессионально и принял католичество. Вероятно, последнее стало причиной отказа в месте королевского лютниста при дворе Елизаветы, на которое Дауленд претендовал в 1594 году.

🇮🇹 Год композитор провел в путешествии по Италии: он хотел учиться у итальянца Луки Маренцио, но до него не добрался, зато посетил Венецию и Флоренцию и вернулся на родину с собственной «Первой книгой арий и песен». А в 1598 году мы находим Дауленда в Копенгагене, где он восемь лет прослужил при дворе датского короля Кристиана IV. Там появились еще две «Книги песен и арий».

🇬🇧 Лишь на склоне лет Дауленд нашел признание на родине. Он вернулся в лоно англиканской церкви, начал время от времени сочинять духовную музыку; в 1712 году стал придворным лютнистом Якова I, а в последние годы его уважительно именовали «доктором».

🍂 Дауленд — один из самых печальных и мечтательных композиторов в истории. Его визитной карточкой может служить пьеса с характерным названием Semper Dowland, semper dolens («Всегда Дауленд, всегда скорбящий» — обыграна близость звучания Dowland и лат. Dolens). Слезы — одно из слов для Дауленда.

Аудио-пример на Ютубе

💔 Настроение его музыки преимущественно печальное, меланхоличное. Большинство песен — любовного, лирического, созерцательно-философского содержания, это элегии о безответной любви и несбывшихся мечтах. Мелодии песен напевны и выразительны, одни близки к народным, другие к изысканным ариям и яркой декламации. Дауленд — не полифонист. Его песни и арии в основном выдержаны в гомофонном стиле.

😭 Самая известная песня Дауленда — Flow my teares («Лейтесь, мои слезы»). Она существует в трех версиях: для лютни, голоса с лютней и для консорта (ансамбля). Давайте послушаем ее в исполнении Андреаса Шолля.

Аудио-пример на Ютубе

🎙 В 2006 году альбом с песнями Дауленда выпустил Стинг совместно с лютнистом Эдином Карамазовым. Послушайте, как Стинг поет эту песню.

Аудио-пример на Ютубе

📀 Вот последняя песня с диска — In Darkness Let Me Dwell.

Видео-пример на Ютубе

🎞 Наряду с песнями и ариями Дауленд, естественно, написал множество сочинений для лютни соло. В основном это пьесы в танцевальных жанрах (гальярды, жиги, паваны). Если вам понравилась музыка Дауленда, послушайте первую часть концерта изумительного молодого лютниста Томаса Данфорда, она вся посвящена Дауленду.

Видео-пример на Ютубе

1. Джон Дауленд
2. Лютня

Познакомимся с возвышенными сочинениями Орландо Гиббонса.

👪 Орландо Гиббонс — связующее звено между Ренессансом и барокко, самый непосредственный предшественник Пёрселла. Он был композитором, вёрджинелистом и органистом, работал практически во всех музыкальных жанрах, хотя предпочтение отдавал церковной музыке.

Гиббонс — продолжатель большой музыкальной династии, он родился в 1583 году в Оксфорде. В 20 лет он стал членом Королевской капеллы, в 1606 году первым английским музыкантом, получившим ученую степень в Кембриджском университете, а в 1622 получил степень доктора музыки в Оксфордском университете.

👑 Гиббонс был близок ко двору, король Яков I и принц Карл (будущий Карл I) были его покровителями. Говорят, Гиббонса приглашали в личные покои короля, а Карл музицировал с придворным ансамблем, где играл Гиббонс. Многие представители знати были друзьями композитора.

🌱 Гиббонс стал самым молодым композитором, чьи пьесы были напечатаны вместе с пьесами Бёрда и Джона Булла в первом печатном собрании английской музыки для вёрджинела. В 1623 году Гиббонс был назначен органистом Вестминстерского аббатства, где прослужил всего два года, до ранней кончины в 1625-м.

🌟 Гиббонс был самым известным органистом своего времени и центральной фигурой в истории английского мадригала и антема. Именно он проложил дорогу последующему поколению композиторов — пионерам английского барокко Джону Блоу, Пэлему Хамфри и Генри Пёрселлу. Для начала послушаем короткую органную пьесу Гиббонса, созданную в жанре Voluntary, английском аналоге фантазии — пьесы, свободной по стилю и форме.

Аудио-пример на Ютубе

🦢 Самый известный мадригал Гиббонса — «Серебряный лебедь», давайте его послушаем.

Аудио-пример на Ютубе

👏 Многие антемы Гиббонса были очень популярны. Помните, когда мы говорили об антемах Пёрселла, слушали антем Гиббонса This Is the Record of John. Это строфический антем, с чередованием пения солистов и ансамбля (хора). А сейчас давайте послушаем известный полный антем на Вознесение O clap your hands together («О, хлопайте в ладоши») на текст Псалма 47 для восьми голосов.

Аудио-пример на Ютубе

⛓ Один из самых разносторонних английских композиторов своего времени, Гиббонс написал большое количество сочинений для вёрджинела, до наших дней сохранилось около 45 пьес. В основном это полифонические фантазии — сложные контрапунктические конструкции из нескольких разделов, которые композитор создает на простые мелодии, — и танцевальные пьесы. Давайте сначала послушаем одну из фантазий.

Аудио-пример на Ютубе

🤝 А теперь самую знаменитую Павану и Гальярду, названную именем лорда Солсбери, друга и покровителя Гиббонса.

→ Играет Гленн Гульд

Аудио-пример на Ютубе

⏳ Музыка Гиббонса, как и Дауленда, Бёрда, Пёрселла и большинства старых мастеров, несколько столетий оставалась фактически неизвестной, ее второе рождение началось в 20 веке. Гленн Гульд был страстным исполнителем и пропагандистом музыки Гиббонса, он влюбился в его музыку еще в юности и позднее ставил английского мастера в один ряд с Бетховеном.

🕯 Давайте попрощаемся со старой английской музыкой до-мажорной Фантазией Гиббонса в исполнении Гленна Гульда.

Аудио-пример на Ютубе

В течение урока мы говорили о Генри Пёрселле и английской музыке 17 века. Давайте повторим, что мы узнали.

🇬🇧 Британия — мощная империя с ошеломительной по богатству культурой, но ее классическая музыка по-прежнему остается островом, отъединенным от континента мировой музыкальной истории.

🎖 Генри Пёрселл — специфически английская фигура. Он знал музыку Франции и Италии, но его язык и образы, в которых удивительно перемешаны фривольность и куртуазность, набожность и мрачная сказочность, фольклорный задор и черная меланхолия, — неповторимы. В то же время нет ни одного британского композитора, на которого не повлиял бы Пёрселл.

Где работал

🏰 Вся жизнь Пёрселла связана с Лондоном. В детстве он пел в королевской капелле, затем недолго служил в качестве копииста и хранителя органа, в 20 лет занял пост органиста Вестминстерского аббатства. В начале 1680-х Пёрселл стал одним из королевских композиторов, продолжая выполнять обязанности органиста. Свой придворный пост после смерти Карла II он сохранил и при Якове I, и при Вильгельме III Оранском.

🖤 Мы не знаем, что оборвало жизнь Пёрселла в возрасте 35 или 36 лет, эта ранняя смерть невольно вызывает ассоциацию с преждевременной кончиной Моцарта.

Что сочинил

🙏 Духовная музыка:

65 антемов. Их Пёрселл сочинял большую часть жизни. В юности он подражал старым мастерам и писал в жанре полного антема, а затем сосредоточился на стиховых (или строфических) антемах — английском аналоге духовной кантаты.

— Утренняя и вечерняя службы.

— Сочинения в традиционных европейских жанрах: Magnificat, Nunc Dimittis, Te Deum и Jubilate. Все — на английском языке.

🗣 Опера:

«Дидона и Эней». Одна, но гениальная.

— Семи-оперы, в том числе «Королева фей», «Король Артур», «Королева индейцев».

— Музыка более чем к 40 пьесам.

🏛 Светская музыка:

— Музыка для придворных церемоний и праздников.

— Сочинения для клавесина: танцевальные сюиты, voluntary, граунды.

— Пьесы для консорта — маленького ансамбля.

— Трио-сонаты.

— Фантазии.

— Светские песни и кетчи.

— Духовные песни.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;