Генри Пёрселл и английское барокко
Театральная музыка
Пёрселл создавал грандиозные семи-оперы и писал музыку для пьес. В этой части знакомимся с его театральными работами.
В этой части говорим о театральной музыке Пёрселла.
⏳ Практически все, что создано Пёрселлом для театра, написано в последние пять лет жизни — с 1690 по 1695. Он успел колоссально много: написал музыку почти к сорока пьесам и шесть семи-опер: «Диоклетиан», «Король Артур», «Королева Фей», «Королева индейцев», «Буря» и «Тимон Афинский».
🤩 Самым популярным театральным жанром в Англии второй половины 17 века была пьеса с музыкой, где соединялись драма, танец и пение. Причем процент музыкальных номеров сильно варьировался. Кто-то приезжал в театр специально к началу, чтобы не пропустить инструментальную сюиту, которую играли еще до начала увертюры, кто-то ворчал, что музыка отвлекает их от драмы. Но размежевание на драму и оперу в английском театре проходило очень медленно; причиной тому и популярность смешанных представлений, к которым публика привыкла за время Кромвеля, и географическая удаленность от итальянской и французской музыкальной традиции, где опера уже вовсю набирала популярность.
🏴 Во времена Карла II и Якова II в Англию стало приезжать все больше иностранных исполнителей. В том числе оперных певцов, английские музыканты ездили за границу. Но опера приживалась в Англии медленно: оперный бум здесь начнется лишь во второй половине 18 века и будет связан с именами приезжих композиторов (в первую очередь Генделя) и итальянских оперных звезд.
🕰 Родись Пёрселл на полвека позже, ну, хотя бы лет на 30, возможно, он стал бы величайшим оперным композитором барокко. Но, увы, его перу принадлежит лишь одна полноценная опера. Однако его театральная музыка и семи-оперы — это огромный пласт великолепной музыки, который в России пока совсем мало известен.
🌹 В английской традиции 17 века музыка и драма соединены, но не синтезированы. В этом главное отличие семи-оперы от оперы. Музыкальные номера — это дополнение, украшение, роскошное, но отвлеченное и часто не связанное с сюжетом пьесы. Вставные номера. Поэтому большая часть театральной музыки Пёрселла — это инструментальные сюиты, танцы и песни, реже — хоры.
📑 Известный нам объем музыки, который Пёрселл писал к театральным пьесам, очень разный. Возможно, многое не сохранилось. Так или иначе, к каким-то пьесам мы имеем сегодня лишь по одной песне, к другим — по 8–15 номеров, стройные и разнообразные сюиты.
🌟 Инструментальная музыка для театра при жизни Пёрселла звучала только во время спектаклей. Но она была так прекрасна, что уже через два года после его смерти был выпущен огромный том из четырех сборников — и театральная музыка Пёрселла зазвучала на концертах и в частных домах. Давайте познакомимся с одной из самых знаменитых сегодня театральных сюит Пёрселла — к пьесе «Абделазар». Самая известная часть оттуда — Рондо.
👏 Многие песни Пёрселла для театра быстро становились хитами, некоторые из них до сих пор остаются невероятно популярными. Самая известная — изумительная Music for a while. Она написана, подобно плачу Дидоны, в жанре вариаций на остинатный бас и успешно соревнуется в бессмертным оперным шедевром в мастерстве и популярности. Пёрселл сочинил ее для постановки «Эдипа» по Софоклу.
🎞 Песня Britons Strike Home, написанная в 1695 году для постановки пьесы Флетчера «Бондука» (о борьбе британцев против римлян), стала национальной патриотической песней. Посмотрите фрагмент из фильма: тут отлично показаны и нравы посетителей театра времен Пёрселла, и устройство театральной машинерии.
😁 Театр тех времен любил шутки (в том числе неприличные), обожал тему отношений мужчины и женщины, и у Пёрселла немало веселых песен, которые поют до сих пор. Например, Man is for the woman made.
«Мужчина создан для женщины,
И женщина создана для мужчины;
Как шпора для клячи,
Как ножны для клинка,
Как для копания — лопата,
Для спиртного — банка,
Так мужчина создан для женщины,
И женщина создана для мужчины».
Что такое семи-опера. Знакомимся с «Королевой фей».
💰 Английская семи-опера 17 века — специфический продукт национальной культуры. Это грандиозные и очень дорогие театральные представления, поставленные с большим размахом, роскошью, фантастическими костюмами и театральной машинерией. Сохранилось описание заключительной маски семи-оперы Пёрселла «Диоклетиан» (1690):
«Во время исполнения симфонии опускается машина столь большая, что заполняет все пространство от фронтисписа сцены до дальнего угла ее. В ней помещаются четыре отдельные сцены, представляющие собой дворцы двух богов и двух богинь. <…> Из-под сцены поднимается прекрасный сад, где бьют фонтаны и в больших вазах стоят апельсиновые деревья. Посреди сада проходит дорожка, ведущая к дворцу. Танцоры занимают свои места в машине, а певцы становятся в ряд у сцены».
📜 Литературной основой семи-опер служили пьесы крупных авторов разных столетий, переделанные и адаптированные для нужд жанра. Семи-опера буквально переводится как полуопера, и действительно, драма и музыка делили сценическое время примерно поровну. Но роль музыки была совсем иной, чем в опере: текст пьесы большей частью проговаривался актерами, а музыка иногда комментировала и иллюстрировала, передавала чувства героев, но чаще вторгалась в действие, перебивала его.
🧚♀️ Ближе всего к опере стоит «Королева фей» Пёрселла — свободная переработка «Сна в летнюю ночь» Шекспира, пятиактная пьеса с многочисленными музыкальными номерами. Они рассредоточены в различных частях пьесы, образуя большие сцены — вставные маски внутри спектакля. В сущности «Королева фей» лишь внешне опирается на Шекспира, а вставные маски должны были усилить впечатление от грандиозного зрелища — эффектного представления, феерического и комедийного, фантастического и аллегорического.
🙇♂️ В пяти актах Пёрселл нашел место всем главным образам и темам английского театра той поры: скорбные, трагические, жанровые, народные, гротескные, буфонные, живописные, изобразительные. Наряду с ариями, ансамблями, хорами есть множество инструментальных номеров, в том числе балетных.
→ Музыка начинает звучать до начала спектакля, до увертюры исполнялась сюита: Прелюд, Хорнпайп, Ария и Рондо.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: первые 5 минут.
🥴 Первое действие идет без музыки, только к концу звучит идиллический дуэт, воспевающий жизнь на лоне природы, и разыгрывается музыкальная сценка пьяного поэта-заики, заблудившегося в лесу и попавшего в царство фей, которые забавляются, смеясь над ним. Нарочито простоватая буффонада в образе поэта противопоставлена изящной скерцозности в хоре фей. В заключение первого акта исполняется мелодичная жига, которая приобрела в Англии широкую и долгую популярность.
→ Послушайте сцену с поэтом и заключительную жигу.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🌲 Музыка второго акта связана с двумя контрастными масками. Первая изображает лесную идиллию, музыка овеяна поэзией природы. Здесь и изумительный «Птичий концерт» для флейточек, хор и балет с характерными перекличками эха, где очень много изобретательных и колористических находок.
🌚 С нею контрастирует вторая маска — появление Ночи и ее спутников Загадки, Тайны и Сна. Каждый из аллегорических персонажей исполняет арию, причем колорит все темнеет к арии Сна, хору и заключительному танцу усыпления. Над всем возвышается ария Ночи, строгая, величавая, в сопровождении таинственного звучания струнных с сурдинами.
🎭 Третье действие — спектакль в спектакле, маска, которая разыгрывается по требованию Титании и соединяет фантастику с комедийностью. Здесь есть своя увертюра, выступления дриад, ария Нимфы, танцы фей и зеленых человечков, буффонный дуэт Коридона и Мопсы, танец жнецов. Послушайте эту сцену прямо с увертюры или перематывайте по таймкодам в описании.
🌞 Герои маски четвертого акта — Феб на колеснице и времена года. Музыкальную сцену открывает торжественная пятичастная «симфония», звучат арии и хор, прославляющие восходящее солнце. Затем перед богом солнца проходят Времена года: Весна — поэтичная ария сопрано, Лето — танец в сельском стиле, Осень — меланхолическая ария, а ария Зимы воплощает скорбное, смертельное оцепенение.
→ Послушайте сцену выхода Феба и дефиле времен года.
💞 Праздничный пятый акт — бракосочетание трех влюбленных пар. Чего тут только нет! Блестящая поздравительная ария Юноны, фантастический китайский сад блаженства, воспеваемого Китайцем и Китаянкой, танец шести обезьян, выход Гименея, виртуозные арии и заключительная большая балетная чакона. Но ничто не сравнится с еще одним lamento на остинатный бас, арией O Let Me Weep («О дайте мне плакать»), которая странным диссонансом вторгается в общую атмосферу апофеоза. Это одна из самых высоких трагических страниц музыки Пёрселла.
→ Начните с этой арии и по настроению слушайте до конца.
Кратко познакомимся с семи-оперой «Король Артур».
🏴 Патриотичный «Король Артур» при жизни Пёрселла был хитом. Семи-опера на текст Джона Драйдена о противостоянии христианина Артура и язычника сакса Освальда была впервые исполнена в Королевском театре Дорсет-гарден в Лондоне в 1691 году. Она интересна национальным сюжетом и сочетанием исторических, легендарных и фантастических мотивов. Среди действующих лиц кого только нет: исторические личности, воины, жрецы, волшебник Мерлин, духи Воздуха и Земли, русалки, валькирии, Венера, пан, пастухи и пастушки.
🌗 Драйден, вероятно, написал либретто «Короля Артура» к двадцатипятилетию Реставрации (1684). Судя по всему, в сюжете оперы отразился политический кризис и спор о том, кто будет наследовать Карлу II, разделивший страну и общество на тори и виги. В образе короля Артура был представлен Карл II, бритты — это тори, саксы — виги.
⚔️ Первый акт начинается с того, что бритты готовятся к решающей битве. Две большие музыкальные картины расположены во второй и третьей картинах. Вторая — обряд языческого жертвоприношения в военном лагере саксов и сцена пиршества.
🎺 Битва происходит за кулисами, и в третьей картине бритты празднуют победу. Звучит триумфальная музыка с трубами и литаврами.
💨 Во втором действии музыка связана с фантастической и пасторальной сценами. Главные герои здесь — Филидель, дух Воздуха, и Мерлин. Он привлекает Филиделя на свою сторону, чтобы вместе спасти от вражеской ловушки Артура и его войско.
💐 Третий акт содержит одну музыкальную, но огромную фантастическую, аллегорическую сцену — в зачарованном лесу, в стране вечного Холода. Купидон, спустившийся на землю в колеснице, и Гений Холода, поднявшийся из-под земли, спорят между собой. Купидон побеждает, и благодаря его волшебству теплеет воздух, сходят снега, воскресает природа, оживают люди. Мирный дуэт Купидона и Гения Холода и радостный хор «Нас согрела любовь» завершают эту сюжетную линию.
🥶 Послушайте эту сцену, начиная с одного из самых популярных творений Пёрселла — так называемой Cold song. Это монолог Гения Холода, для которого композитор нашел оригинальные и сильнодействующие средства: тремоло в оркестре и партия солиста-баса, сначала в речитативном стиле поднимающаяся по полутонам, необычность гармоний — бесконечные диссонансы (уменьшенные септаккорды, увеличенные трезвучия), — все это создает таинственный, странный эффект леденящей дрожи, неодолимого трепета.
🌳 В четвертом акте тоже царит фантастика: Артур со спутниками в очарованном лесу. Волшебник, сакс и язычник Осмонд решает остановить Артура не страхом, а обманом, обольщением. Король слышит песню двух Сирен.
🧝♀️ Артур устоял перед этим соблазном, тогда его окружают нимфы и лесные духи, они поют и танцуют. Эта сцена написана в форме пассакальи с большим количеством вариаций — сначала инструментальных, а затем вокальных.
🌊 Пятый акт по традиции завершается грандиозным музыкальным апофеозом. Маской, в прямой и аллегорической форме восхваляющей величие, героизм и мощь страны. Мерлин вызывает видение Британии, окруженной океаном. Четыре Ветра поднимают бурю, которую усмиряет Эол. Послушайте, как это звучит.
💃🏼 Следом идет симфония, которая открывает вереницу радостных, торжественных, песенных и танцевальных номеров.
🎭 Несколько лет назад отличную постановку «Короля Артура» сделали в Берлине: режиссер Свен-Эрик Бехтольф, в оркестровой яме Берлинский ансамбль старинной музыки под управлением Рене Якобса. В настоящее время он целиком доступен в интернете. Все разговорные диалоги там на немецком, но не упустите возможность полистать его, если вам интересен сюжет и понравилась музыка.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день