Генри Пёрселл и английское барокко
Вокальные миниатюры
Пёрселл создавал песни в абсолютно разных жанрах, некоторые из которых существовали только в Англии. В этой части познакомимся с ними.
Поговорим о вокальных миниатюрах Пёрселла.
🌺 Песни Пёрселла — чудесный, разноликий мир, где переплелись любовные излияния, игривость, мистические видения и размышления о смерти. Главное свойство его песенного наследия, которое отмечают все комментаторы на протяжении трехсот лет — врожденный дар омузыкаливания английского языка.
📇 В отличие от итальянского, английский — не самый удобный язык для пения. В то же время, он обладает своей красивейшей, узнаваемой просодией (так называется система акцентности слогов, придающая каждому языку его уникальную музыкальность). Умение органично передать эту просодию в пении, естественно соотнести музыкальный синтаксис с речевым, продумать интонацию, нагнетания, паузы, пиковые точки, членение фраз, — в англоязычной дискуссии именно это всегда обсуждается как ключевая задача автора, кладущего на музыку английский поэтический текст: будь то Пёрселл, Гайдн или Стравинский.
✍️ Пёрселл считается эталоном в интонировании родного языка. Если вы хотя бы чуть-чуть владеете английским и послушаете какую-нибудь из песен Пёрселла несколько раз, держа перед глазами текст, вы поймаете себя на том, что шевелите губами: вокальная линия настолько органична фонетике и пластике языка, что ее хочется воспроизводить.
🥀 Послушаем печальную песню Urge me no more (1682). Текст тут очень старый, из пьесы 1600 года. В прихотливом плетении вокальной линии находит поддержку не только каждый слог, но и каждый крошечный поворот смысла. Неизвестный поэт рассказывает о своей печали — такой горькой (щемящий скачок в 01.20), что никакая музыка не подойдет ему сейчас.
🦉 ...ну разве что карканье воронов (угловатый нырок вниз в 01.39), да волчий вой (напористая фраза в 01.46), да совиный визг (вскрик в 01.50), а лучше всего — похоронный колокол (зачарованная декламация в 01.55). Подробная, мельчайшая эта звуко-поэтическая вышивка доходит до сознания не сразу; послушайте песню несколько раз, и через некоторое время вы услышите тут целый спектакль.
→ Поет великая британская сопрано Эмма Кёркби.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
📜 Стихотворение Генри Хевенингема If music be the food of love отталкивается от крылатых строк, с которых герцог Орсино начинает 1 действие «Двенадцатой ночи» Шекспира:
«Коль музыка, ты — пища для любви, Играйте громче, насыщайте душу!»
💋 Но далее развивает недвусмысленно эротическую метафору, откровенно и рискованно сравнивая музыку и любовь как два самых сладких человеческих удовольствия. Оцените длиннейшее, витиеватое, медовое украшение на слове music в строчке you are music everywhere (англ. «вся ты — музыка»).
→ Поет канадская барочная певица Нэнси Арджента.
⚡️Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
🌷 У Пёрселла есть и совсем несложные песни. Послушаем прелестную крошку Ah, how pleasant ’tis to love на слова великого Джона Драйдена. Тут все просто: пастораль, строфическое строение. Самые внимательные вспомнят маленькую арию Белинды, завершающую 1 акт «Дидоны и Энея» — они очень похожи.
→ Поет бельгиец Николас Ахтен.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.
Поговорим о кетчах Пёрселла. Кстати, а что это?
🥴 Кетчи (англ. Catch) — специфически британское явление. Это акапельные полифонические песни для 3-4 мужских голосов, абсолютно кабацкие по содержанию, но довольно эстетские по голосоведению. Сложно представить себе настоящих забулдыг, исполняющих эти восхитительные, замысловатые, острые, непристойные песни. С большой вероятностью они были предназначены для коллег Пёрселла по певческой капелле — они, пусть даже подшофе, вполне могли с ними справиться.
🔞 На дисках с записями пёрселловских кетчей и в 21 веке ставят (например, в США) предупредительную наклейку для родителей: эти тексты, мягко говоря, не предназначены для детей. В них воспеваются возлияния и женские ягодицы; вообще кетчи Пёрселла являются чудеснейшим образцом male gaze (мировосприятия, в котором мужчина — по умолчанию субъект, а женщина — объект, придуманный для удовлетворения его нужд). Они ничуть не утратили остроты за триста лет. В одном из кетчей даже выписана отрыжка!
😜 Полифония, которую вы услышите сейчас, непременно вызовет у вас ассоциации с народной песней. Сочетание прямолинейности и замысловатости, площадного задора и пьянящей (кхм) свободы, — секрет редкостного обаяния кетчей.
🍰 Послушаем кетч I gave her cakes and I gave her ale. Речь тут о том, как славно все сложилось у рассказчика и какой-то девушки после того, как он угостил ее пирогом и напоил элем.
→ Исполняют The Baltimore Consort и The Merry Companions.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
🇬🇧 Этот кетч — абсолютно приличный, патриотический: оратор призывает соплеменников поднять кубки за благоденствие, процветание и разумное государственное устройство Великобритании.
→ Поет ансамбль The Sixteen.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута.
🤨 Этот будет сложнее пересказать. Предположим, одна леди поинтересовалась как-то у возницы, женатого на красотке (ее камеристке) — мол, как же ему удалось заполучить ее в жены? На что тот ответил — да так же, как его светлость заполучил вас.
→ Исполняют The Baltimore Consort и The Merry Companions.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Попрощаемся с Генри Пёрселлом, коснувшись редко обсуждаемого, чудесного пласта его музыки — духовных песен.
⛪️ Это обозначение может показаться странным: мы привыкли к полярности «возвышенное — земное», где песни — жанр, предназначенный для исполнения за пределами церкви, — кажется, слабо связанного с духовными сюжетами. Для человека 17 века все было не так. Сама материя жизни регулировалась расписанием молитв; истории, образы и истины из Писания наполняли каждый прожитый день, люди видели и считывали их на каждом шагу.
🙏 Домашнее, частное, семейное богослужение или благочестивый досуг были невероятно важны в Британии — особенно в свете того, какой противоречивой и бурной была религиозная политика 17 столетия. Если облик и стилистика официальной литургии преображались до неузнаваемости каждые 20–30 лет, то индивидуальные отношения с Богом стали заповедной зоной. Как любое богослужение, они нуждались в церемониальном оформлении и пении: так родился разнообразный, захватывающий ландшафт английской духовной песни.
🌹 Еще одна причина его появления — специфическое англиканское отношение к церковному пению: с одной стороны, англиканство по-католически ценило музыкальную красоту и богатство литургии, а с другой — по-лютерански признавало за верующим право самостоятельно «работать» с духовными текстами и темами, понимать и интерпретировать их вне жесткой догмы. Это создало условия для появления эстетически совершенного, сложного искусства, насыщенного глубоко и свободно трактованными библейскими сюжетами. В 18 веке, в эпоху политической стабильности, оно полностью угасло.
💑 Мы начнем с настоящей жемчужины: ранней духовной песни «Усни, Адам» (Sleep, Adam, sleep). Неизвестный автор 17 века обращается к Адаму, едва очнувшемуся от сна, в который погрузил его Бог во 2-й главе книги Бытия, чтобы из его ребра сотворить женщину — еще безымянную, которую Адам с изумлением обнаруживает рядом. Послушайте, как после глубочайшего сна мы переживаем вспышку радости, а затем — двусмысленное тревожное чувство (тут автор напоминает Адаму о том, кто станет причиной его грехопадения). Все это — в 90 секундах звучания.
→ Поет британка Элин Манахан Томас.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
🇦🇹 Современная версия с фортепиано — австрийская сопрано Анна Прохазка. Послушайте, как удивительно Пёрселл звучит вне барочной традиции!
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
🌚 Если после этой недели вы думаете, что знаете о глубине британской меланхолии все, послушайте песню «Больным, голодным взглядом» (With sick and famish’d eyes). Исполняемая с лютней и органным басом (как большинство духовных песен Пёрселла), она должна была звучать дома. Но чувство интенсивного, покаянного горя в ней — никак не камерное.
→ Поет валлийская сопрано Розмари Джошуа.
⚡️Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
🤱 Вершина среди духовных песен Пёрселла — «Плач блаженной девы Марии» (The Blessed Virgin's Expostulation) на слова Наума Тейта. У Луки есть рассказ о том, как, приехав на Пасху в Иерусалим, Мария в какой-то момент потеряла 12-летнего Иисуса на обратном пути. Смертельно испуганная, она искала мальчика трое суток, пока, наконец, не нашла его среди мудрецов в храме.
🐅 Этот пронзительный монолог написан от лица Богородицы — она взывает к архангелу Гавриилу, фантазирует об ужасах вроде хищных лап Ирода или тигров, разорвавших ее мальчика, и с испугом ловит себя на том, что доверяет Богу, но очень боится за ребенка (этими словами кончается песня). Ее тоже стоит послушать несколько раз: ювелирно сделанная, живая речевая мелодия здесь поддерживает смысл каждого — буквально каждого — поэтического слова.
→ Поет Элин Манахан Томас.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день