angle-down facebook instagram vkontakte warning

Генри Пёрселл и английское барокко

Вокальные миниатюры

Пёрселл создавал песни в абсолютно разных жанрах, некоторые из которых существовали только в Англии. В этой части познакомимся с ними.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Скрипачка, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книги «Полчаса музыки»

Поговорим о вокальных миниатюрах Пёрселла.

🌺 Песни Пёрселла — чудесный, разноликий мир, где переплелись любовные излияния, игривость, мистические видения и размышления о смерти. Главное свойство его песенного наследия, которое отмечают все комментаторы на протяжении трехсот лет — врожденный дар омузыкаливания английского языка.

📇 В отличие от итальянского, английский — не самый удобный язык для пения. В то же время, он обладает своей красивейшей, узнаваемой просодией (так называется система акцентности слогов, придающая каждому языку его уникальную музыкальность). Умение органично передать эту просодию в пении, естественно соотнести музыкальный синтаксис с речевым, продумать интонацию, нагнетания, паузы, пиковые точки, членение фраз, — в англоязычной дискуссии именно это всегда обсуждается как ключевая задача автора, кладущего на музыку английский поэтический текст: будь то Пёрселл, Гайдн или Стравинский.

✍️ Пёрселл считается эталоном в интонировании родного языка. Если вы хотя бы чуть-чуть владеете английским и послушаете какую-нибудь из песен Пёрселла несколько раз, держа перед глазами текст, вы поймаете себя на том, что шевелите губами: вокальная линия настолько органична фонетике и пластике языка, что ее хочется воспроизводить.

🥀 Послушаем печальную песню Urge me no more (1682). Текст тут очень старый, из пьесы 1600 года. В прихотливом плетении вокальной линии находит поддержку не только каждый слог, но и каждый крошечный поворот смысла. Неизвестный поэт рассказывает о своей печали — такой горькой (щемящий скачок в 01.20), что никакая музыка не подойдет ему сейчас.

🦉 ...ну разве что карканье воронов (угловатый нырок вниз в 01.39), да волчий вой (напористая фраза в 01.46), да совиный визг (вскрик в 01.50), а лучше всего — похоронный колокол (зачарованная декламация в 01.55). Подробная, мельчайшая эта звуко-поэтическая вышивка доходит до сознания не сразу; послушайте песню несколько раз, и через некоторое время вы услышите тут целый спектакль.

→ Поет великая британская сопрано Эмма Кёркби.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Dfcq5yit3O3j6A
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.

📜 Стихотворение Генри Хевенингема If music be the food of love отталкивается от крылатых строк, с которых герцог Орсино начинает 1 действие «Двенадцатой ночи» Шекспира:

«Коль музыка, ты — пища для любви, Играйте громче, насыщайте душу!»

💋 Но далее развивает недвусмысленно эротическую метафору, откровенно и рискованно сравнивая музыку и любовь как два самых сладких человеческих удовольствия. Оцените длиннейшее, витиеватое, медовое украшение на слове music в строчке you are music everywhere (англ. «вся ты — музыка»).

→ Поет канадская барочная певица Нэнси Арджента.

⚡️Аудио-пример: https://yadi.sk/i/VxADtre0MkLlCw
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.

🌷 У Пёрселла есть и совсем несложные песни. Послушаем прелестную крошку Ah, how pleasant ’tis to love на слова великого Джона Драйдена. Тут все просто: пастораль, строфическое строение. Самые внимательные вспомнят маленькую арию Белинды, завершающую 1 акт «Дидоны и Энея» — они очень похожи.

→ Поет бельгиец Николас Ахтен.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/e_HlnbJTE7o1GA
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

Поговорим о кетчах Пёрселла. Кстати, а что это?

🥴 Кетчи (англ. Catch) — специфически британское явление. Это акапельные полифонические песни для 3-4 мужских голосов, абсолютно кабацкие по содержанию, но довольно эстетские по голосоведению. Сложно представить себе настоящих забулдыг, исполняющих эти восхитительные, замысловатые, острые, непристойные песни. С большой вероятностью они были предназначены для коллег Пёрселла по певческой капелле — они, пусть даже подшофе, вполне могли с ними справиться.

🔞 На дисках с записями пёрселловских кетчей и в 21 веке ставят (например, в США) предупредительную наклейку для родителей: эти тексты, мягко говоря, не предназначены для детей. В них воспеваются возлияния и женские ягодицы; вообще кетчи Пёрселла являются чудеснейшим образцом male gaze (мировосприятия, в котором мужчина — по умолчанию субъект, а женщина — объект, придуманный для удовлетворения его нужд). Они ничуть не утратили остроты за триста лет. В одном из кетчей даже выписана отрыжка!

😜 Полифония, которую вы услышите сейчас, непременно вызовет у вас ассоциации с народной песней. Сочетание прямолинейности и замысловатости, площадного задора и пьянящей (кхм) свободы, — секрет редкостного обаяния кетчей.

🍰 Послушаем кетч I gave her cakes and I gave her ale. Речь тут о том, как славно все сложилось у рассказчика и какой-то девушки после того, как он угостил ее пирогом и напоил элем.

→ Исполняют The Baltimore Consort и The Merry Companions.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/X0x_sP7UP8wEaA
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.

🇬🇧 Этот кетч — абсолютно приличный, патриотический: оратор призывает соплеменников поднять кубки за благоденствие, процветание и разумное государственное устройство Великобритании.

→ Поет ансамбль The Sixteen.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/UNJRPhbIY1GctQ
⏱ Время прослушивания: 1 минута.

🤨 Этот будет сложнее пересказать. Предположим, одна леди поинтересовалась как-то у возницы, женатого на красотке (ее камеристке) — мол, как же ему удалось заполучить ее в жены? На что тот ответил — да так же, как его светлость заполучил вас.

→ Исполняют The Baltimore Consort и The Merry Companions.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/F2uoo9x_BbjBEQ
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Попрощаемся с Генри Пёрселлом, коснувшись редко обсуждаемого, чудесного пласта его музыки — духовных песен.

⛪️ Это обозначение может показаться странным: мы привыкли к полярности «возвышенное — земное», где песни — жанр, предназначенный для исполнения за пределами церкви, — кажется, слабо связанного с духовными сюжетами. Для человека 17 века все было не так. Сама материя жизни регулировалась расписанием молитв; истории, образы и истины из Писания наполняли каждый прожитый день, люди видели и считывали их на каждом шагу.

🙏 Домашнее, частное, семейное богослужение или благочестивый досуг были невероятно важны в Британии — особенно в свете того, какой противоречивой и бурной была религиозная политика 17 столетия. Если облик и стилистика официальной литургии преображались до неузнаваемости каждые 20–30 лет, то индивидуальные отношения с Богом стали заповедной зоной. Как любое богослужение, они нуждались в церемониальном оформлении и пении: так родился разнообразный, захватывающий ландшафт английской духовной песни.

🌹 Еще одна причина его появления — специфическое англиканское отношение к церковному пению: с одной стороны, англиканство по-католически ценило музыкальную красоту и богатство литургии, а с другой — по-лютерански признавало за верующим право самостоятельно «работать» с духовными текстами и темами, понимать и интерпретировать их вне жесткой догмы. Это создало условия для появления эстетически совершенного, сложного искусства, насыщенного глубоко и свободно трактованными библейскими сюжетами. В 18 веке, в эпоху политической стабильности, оно полностью угасло.

💑 Мы начнем с настоящей жемчужины: ранней духовной песни «Усни, Адам» (Sleep, Adam, sleep). Неизвестный автор 17 века обращается к Адаму, едва очнувшемуся от сна, в который погрузил его Бог во 2-й главе книги Бытия, чтобы из его ребра сотворить женщину — еще безымянную, которую Адам с изумлением обнаруживает рядом. Послушайте, как после глубочайшего сна мы переживаем вспышку радости, а затем — двусмысленное тревожное чувство (тут автор напоминает Адаму о том, кто станет причиной его грехопадения). Все это — в 90 секундах звучания.

→ Поет британка Элин Манахан Томас.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/qC0HfQHWyo97UA
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.

🇦🇹 Современная версия с фортепиано — австрийская сопрано Анна Прохазка. Послушайте, как удивительно Пёрселл звучит вне барочной традиции!

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/6MfOaxgl6BvLyw
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.

🌚 Если после этой недели вы думаете, что знаете о глубине британской меланхолии все, послушайте песню «Больным, голодным взглядом» (With sick and famish’d eyes). Исполняемая с лютней и органным басом (как большинство духовных песен Пёрселла), она должна была звучать дома. Но чувство интенсивного, покаянного горя в ней — никак не камерное.

→ Поет валлийская сопрано Розмари Джошуа.

⚡️Аудио-пример: https://yadi.sk/i/u2GicCzIXLQCuw
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

🤱 Вершина среди духовных песен Пёрселла — «Плач блаженной девы Марии» (The Blessed Virgin's Expostulation) на слова Наума Тейта. У Луки есть рассказ о том, как, приехав на Пасху в Иерусалим, Мария в какой-то момент потеряла 12-летнего Иисуса на обратном пути. Смертельно испуганная, она искала мальчика трое суток, пока, наконец, не нашла его среди мудрецов в храме.

🐅 Этот пронзительный монолог написан от лица Богородицы — она взывает к архангелу Гавриилу, фантазирует об ужасах вроде хищных лап Ирода или тигров, разорвавших ее мальчика, и с испугом ловит себя на том, что доверяет Богу, но очень боится за ребенка (этими словами кончается песня). Ее тоже стоит послушать несколько раз: ювелирно сделанная, живая речевая мелодия здесь поддерживает смысл каждого — буквально каждого — поэтического слова.

→ Поет Элин Манахан Томас.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/6niJX3VC3VyJDw
⏱ Время прослушивания: 7 минут.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;