angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Рахманинов

Биография и музыкальный язык

Почему Рахманинов не принял авангард и решил уехать из России? В этой части узнаем о его жизни и музыкальном вкусе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Начнем знакомиться с Сергеем Рахманиновым и поговорим об уникальности этого композитора.

🕰 Рахманинов занимает необыкновенное положение среди русских композиторов. Он прожил большую часть жизни в 20 веке, из которой 25 лет — в эмиграции, в Европе и США. Рахманинов не испытывал давления тоталитарной системы и был свидетелем радикальных новаций столетия: ему было 20 лет, когда расцвел импрессионизм, 40 — когда стал заметен экспрессионизм, и 50 — во времена первого взрыва авангарда. После этого взрыва Рахманинов прожил еще два десятка лет.

🤝 Он был хорошо знаком с русскими авторами, чей новый композиторский язык сенсационно открыл историю отечественной музыки 20 века: Александром Скрябиным, Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым. Сам он был ненамного старше двух последних.

⌛️ Несмотря на все это, Рахманинов как будто отказался шагать в ногу с веком: на первый взгляд, его музыка вплоть до смерти композитора в 1943 году говорила языком романтизма. Вы не найдете у Рахманинова импрессионистской красочности оркестра, задорных «страшных» диссонансов юного Прокофьева, головоломных ритмов Стравинского. Его музыка никогда не покидает прочных пределов тональности и не выводит слушателя из «зоны комфорта».

👨🏼‍🦳 Значит ли это, что Рахманинов был ретроградом, традиционалистом, глухим к музыкальным революциям первых десятилетий 20 века? Конечно, нет — и в этом самое поразительное его свойство.

🎞 Только для невнимательного слуха Рахманинов, на полстолетия переживший Чайковского и преклонявшийся перед ним в юности, остался впределах его музыкального мира. Утонченно и легко, никогда не переходя эстетической границы, которую установил для себя автор, музыка Рахманинова чудесным образом ловит отсветы неоклассицизма и символизма, модерна и зарождавшегося джаза. Во многом именно Рахманинову обязана возникшая в начале 1930-х, после появления звукового кино, интонация киномузыки.

📆 Необычен композиторский путь Рахманинова. Из четырех десятков опусов в его наследии только шесть были написаны в эмиграции, а это четверть века с 1918 по 1943 год (исключение составляют фортепианные мелочи, сочинявшиеся для пополнения своего виртуозного репертуара).

🎹 Для этого была объективная причина — чудовищно напряженный концертный график, который годами выдерживал Рахманинов. Для современников на Западе он был прежде всего величайшим пианистом.

😔 Но была и субъективная: утрата России, причем не в географическом, а в историческом смысле. Старая Россия как исчезнувший мир, куда невозможно вернуться, была домом Рахманинова и источником его художественного языка. Именно поэтому Рахманинов — квинтэссенция звуковой «русскости».

🇷🇺 Тем поразительнее композиторская реинкарнация, случившаяся незадолго до смерти Рахманинова. С одной стороны изысканно, роскошно «западные», с другой — еще более «русские», чем прежде, его поздние опусы говорят совсем другим языком, чем те, что были созданы в Российской империи.

🤔 Как все это умещалось в одной фигуре? Как сочеталось с личностью пианиста, сравнимого по масштабу разве что с Шопеном и Листом? Узнаем в этом уроке.

1. 20-летний Сергей Рахманинов и его пес Левко, начало 1990-х годов 19 века. Обратите внимание на большой портрет Чайковского слева от композитора
2. Рахманинов в 1930-е годы 20 века. Раскрашенная фотография

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Вспомним самые главные факты из жизни Рахманинова.

👪 Рахманинов родился в 1873 году: он на 11 лет младше Дебюсси, на год — Скрябина, на два года старше Равеля и на 9 — Стравинского. Местом его рождения считается семейное имение Онег недалеко от Великого Новгорода. Он был четвертым ребенком в небогатой аристократической семье, связанной как с культурой, так и с военным делом.

🙇‍♂️ Рахманинов начал заниматься музыкой в четыре года с мамой. Неординарность ребенка была очевидной; ему наняли частного педагога, в 10 лет он поступил в Петербургскую консерваторию. Большое участие в воспитании мальчика принимала бабушка, водившая его в церковь. Одним из сильных звуковых впечатлений детства Сережи стали колокола и русское церковно-певческое искусство.

🎓 Дела Рахманинова в Петербургской консерватории шли неважно: бесспорно одаренный, мальчик учился небрежно. По совету русского пианиста Александра Зилоти, родственника семьи, 12-летнего Рахманинова переводят учиться в Москву: его педагогом стал прославленный Николай Зверев, у которого также учился Скрябин. Именно в Москве (к неудовольствию Зверева) подросток-Рахманинов начинает сочинять.

💫 К консерваторским годам относятся первые композиторские взлеты Рахманинова: Первый фортепианный концерт, Первое трио. Его выпускную работу, оперу «Алеко», основанную на «Цыганах» Пушкина и написанную чуть менее чем за три недели, слушал и хвалил Чайковский. В 19 состоялся его публичный дебют как пианиста, ставший началом всемирной карьеры.

😞 1890-е годы отмечены двумя ударами: смертью Чайковского (которая стала шоком для всего российского, а особенно — московского музыкального мира) и оглушительным провалом рахманиновской Первой симфонии (которая, помимо возможных юношеских слабостей, была плохо отрепетирована и сыграна). На несколько лет Рахманинов погружается в состояние, по описаниям похожее на тяжелую клиническую депрессию: апатия, ощущение постоянной усталости и подавленности, сложности со сном и приемом пищи.

Перфекционизм (иногда до жестокости к себе), уязвимость для критики, чувствительность и ранимость (маскируемые иронией и превосходным чувством юмора), боязнь воображаемого провала остались с Рахманиновым на всю жизнь.

💆🏻‍♀️ Выходом из депрессии стали ежедневные сеансы психотерапии и лечебного гипноза у доктора Николая Даля (правнука составителя прославленного «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля). Рахманинов посвятил ему опус, ставший триумфальным выходом из черной полосы — Второй фортепианный концерт.

💑 В 1902 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, обойдя запрет на церковный брак с собственной кузиной. У Рахманиновых родились двое дочерей.

🚂 Последующие годы они провели между Европой и Россией, политический климат которой все сильнее осложнялся. Рахманинов триумфально гастролирует по Европе, сотрудничает с Дягилевым, в сезоне 1909–1910 годов дебютирует в США как пианист и дирижер.

🛤 Революцию Рахманинов встречает в Москве. Вместе с жильцами своего дома на Страстном бульваре несет дежурства по дому, охраняя его от мародеров. В декабре 1917 года Рахманиновы покидают страну под предлогом гастролей в Скандинавии. Больше они не приедут в Россию никогда.

👏 Карьера Рахманинова в Европе и США сложилась блестяще. Он выдерживал тяжелейший концертный график, отчасти отразившийся на его работе как композитора, но вместе с тем вел жизнь настоящей звезды: дорогие костюмы, спортивные автомобили, дом в Беверли Хиллз и вилла в Швейцарии.

✍️ Он вернулся к активному сочинительству только в середине 1930-х, за девять лет до смерти. В Швейцарии были созданы гениальная «Рапсодия на тему Паганини» и Третья симфония. Несмотря на то, что Рахманинов резко осуждал советскую политику 30-х годов, в годы Великой Отечественной войны он финансово поддерживал Красную армию и направлял в СССР анонимную гуманитарную помощь.

⚰️ Рахманинов умер в своем калифорнийском доме от рака, через несколько дней ему исполнилось бы 70. Свой последний концерт он дал чуть более чем за месяц до смерти.

1. Серёже Рахманинову 10 лет, 1883
2. Сергей Рахманинов с собакой Левко на мостках у реки Хопёр близ имения Красненькое, 1899
3. Сергей Рахманинов, 1910-е
4. Сергей Рахманинов, 1930-е
5. Сергей Рахманинов за работой в саду, вилла «Сенар» (свое название получила от СЕргей + НАталья Рахманиновы), Швейцария
6. Сергей Рахманинов у руля моторной яхты «Сенар», июль 1939
7. С внуками Софией и Александром
8. Сергей Рахманинов, конец 1930-х
9. Руки Сергея Васильевича, начало 1940-х

Из чего состоит музыкальный язык Рахманинова? Попробуем очень кратко назвать его главные слагаемые.

💕 Романтический, внимательный к чувствам человека, насыщенный эмоциями мир Рахманинова во многом близок Чайковскому. За очень важным исключением: Рахманинову чужда эстетика романса, повседневной, обиходной городской музыки с ее щемящей сентиментальностью, близкая Чайковскому. Ее можно расслышать в ранних работах, но чем дальше, тем стремительнее она тает.

→ Романс «Я жду тебя». Поет Дмитрий Хворостовский.

Аудио-пример на Ютубе

🍂 Мироощущение Чайковского в основе своей интенсивно трагедийно — Рахманинову скорее близка стихия меланхолии и ностальгии. Нарастающая дистанция между автором и высказыванием, типичная для множества (очень разных) художественных языков 20 века, чувствуется и у Рахманинова. Его музыке свойственна мужественность, лапидарность, компактность.

🗣 Громадную роль для Рахманинова играет ритм. Всегда слышное волевое, чеканное ритмическое начало в сочетании с «парящим», певучим мелодическим языком придает рахманиновской музыке уникальный колорит.

→ Прелюдия соль минор ор. 23. Играет Николай Луганский.

Аудио-пример на Ютубе

🙏 Важнейшие координаты эстетики Рахманинова — православные колокола и церковно-певческое искусство, причем самое древнее, исконно русское: так называемый знаменный распев, развивавшийся в России до середины 17 века, до соприкосновения национальной культуры с европейской.

→ Прелюдия до-диез минор ор. 3. Играет Сергей Рахманинов.

Аудио-пример на Ютубе

🎹 В центре рахманиновского мира — фортепиано, «его» инструмент. Природный, естественный пианизм рахманиновской музыки, понимание возможностей инструмента, его органики и анатомии поражают.

☦️ Миру Рахманинова свойственно ощущение мистического. Однако мистика эта абсолютно лишена чувственного, эзотерического компонента, как у его великого ровесника Александра Скрябина. Рахманиновская мистика связана с православной архаикой; в ней есть истовость и глубокая серьезность.

→ Послушайте немного симфоническую картину «Остров мертвых», вдохновленную картиной Арнольда Бёклина.

Аудио-пример на Ютубе

👿 В последних опусах Рахманинова ощущается дуновение модерна с его эстетством, игрой в стили прошлого, интересом к стихии цирка, джаза, эстрады; еще более ощутимой делается в его музыке власть ритма. Все яснее в ней начинает звучать мотив инфернального, дьявольского, тема проклятости и обреченности.

→ Давайте вспомним «Рапсодию на тему Паганини». Солист — Даниил Трифонов, дирижер — Зубин Мета.

Видео-пример на Ютубе

Послушаем целиком один из фортепианных опусов Рахманинова — «Этюды-картины» ор.33.

🖼 У Рахманинова две тетради «этюдов-картин» — жанра, в котором не писал больше никто. Такое жанровое «изобретательство» характерно для романтиков, причем именно в области миниатюры: можно вспомнить «Песни без слов» Мендельсона, «Пестрые листки» Шумана или «Утешения» Листа.

📖 Все эти случаи — небольшие пьесы с гибкой программой. Они призваны возбуждать в воображении слушателя какие-то — возможно, вполне определенные для автора — образы и картины. Вместе с тем, сюжеты не навязываются слушателю и не вынесены в заглавие.

🌾 Рахманинов написал девять этюдов-картин в Ивановке, имении своих родственников в Тамбовской губернии, поздним летом 1911 года. Позже один из них вошел в другой опус, а другие два были опубликованы только после смерти автора. Их иногда добавляют к 33-му опусу: так, в нашем случае он будет состоять из восьми пьес.

Опус открывается энергичным, пружинящим фа-минорным этюдом. Обратите внимание на сочетание угрюмого, волевого нисходящего баса и меланхоличной мелодии в правой руке.

→ Играет Николай Луганский.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

🔔 Второй этюд — восхитительный до-мажорный, с его абсолютно рахманиновской колышущейся материей и элегическими зовами. Обратите внимание на типичную для Рахманинова, одновременно ярко и отрешенно звучащую «звончатость», заметную здесь.

→ Играет Владимир Ашкенази.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

🌚 Третий этюд начинается в холодном, мглистом мире, постепенно переходя в лирический ноктюрн. Обратите внимание на эффект колокольного звона с эхо в начале. Тем, кто помнит фортепианную музыку Равеля, начало этюда может напомнить «Виселицу» из «Ночного Гаспара».

→ Играет Элен Гримо.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

🔮 Ре-минорный этюд — волшебный, таинственный марш, поступь которого то и дело прерывается слышными будто издалека окликами. Не пропустите выход на кульминацию с ее волной романтической патетики, которая мгновенно оборачивается иронией: в фольклорном оханье и щебете в высоком регистре звонят вездесущие рахманиновские колокольчики.

→ Играет Святослав Рихтер.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

❄️ Ми-бемоль-минорный — возможно, самый прославленный из этого опуса и точно самый сложный для пианиста. Послушайте, как прорезают эту полутораминутную вьюгу тревожные звоны.

→ Играет Михаил Плетнев.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.

📣 За ним следует светлый ми-бемоль-мажорный: послушаем, как этот задиристый, полный ярмарочных выкликов этюд играет сам Сергей Васильевич. Обратите внимание на ослепительную колокольную коду (финальный раздел).

→ Играет Сергей Рахманинов.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.

💨 Предпоследний соль-минорный этюд — одна из лучших рахманиновских элегий. Обратите внимание на мерное колыхание материи, эффекты эха или отражения, атмосферу прохлады, печали и мистики.

→ Играет Николай Луганский.

Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

😱 Последний этюд — жутковатый до-диез-минорный с его хаотическими всплесками и остановками движения, скандирующим ритмом и атмосферой страшного видения.

→ Играет Святослав Рихтер.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

В биографии Рахманинова есть много интересных фактов. Давайте попробуем угадать, какие из них являются правдой.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;