Сергей Рахманинов
«Всенощное бдение» и духовная музыка
«Всенощное бдение» соединяет традиции церковного пения и атмосферу «конца века». В этой части слушаем главный духовный опус Рахманинова.
Мы добрались до одного из самых неординарных сочинений Рахманинова — его хоровой вершины, «Всенощного бдения» op.37 (1915).
☦️ Больше, чем любая другая рахманиновская работа, этот опус связан с русской церковно-певческой архаикой. Давайте наметим несколько важных моментов, связанных с этой темой. Без их объяснения говорить о «Всенощном бдении» будет сложно.
🗣 Христианство пришло в Россию из Византии в конце 10 века. Традиция восточно-христианского культового пения была уже старой, изысканной, усложненной, она прошла большой исторический путь. В этом виде ее не могла усвоить молодая, незрелая культура.
⌛️ Византийское пение начало адаптацию на новой почве: из-за языковой и культурной разницы структура песнопений (неразрывно связанных с текстом) поменялась; пение утратило мелодическую замысловатость. Этот процесс занял примерно 400 лет. К началу 15 века сформировалась генетически связанная с византийской культурой, но абсолютно самобытная традиция русского пения: так называемый знаменный распев.
〰️ Такое пение строго одноголосно, лишено мажоро-минорной определенности. Вокальная линия очень лаконична, интроверсивна и плавна, лишена скачков, ритмической дробности и внешней экспрессии.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
🚩 До 17 века песнопения записывались безлинейно. Существовала система значков — «крюков» или «знамен» (отсюда название распева). Каждый «крюк» означал комбинацию из 1–3, редко 4 нот определенной длины и характера. А вот звуковысотность вплоть до конца 16 века не фиксировалась вообще.
🧩 Если послушать знаменные песнопения, легко заметить, что вокальная линия как будто составлена из небольших фигур. Действительно, песнопения «собирались», как мозаика, из сотен известных распевщикам небольших модулей — кокиз, или попевок. В каждой попевке — несколько крюков. Обычно их нужно было выучить: нельзя было «прочесть» эти фразы, глядя «в ноты»: грубо говоря, знаменное песнопение невозможно было «спеть с листа».
8️⃣ Существовал «фундаментальный лексикон» попевок, где те были разбиты на группы в зависимости от смысла поющегося текста. Эти группы называются «гласами»; песнопение обычно составлялось из попевок одного гласа. Основных гласов было восемь: поэтому вся эта система называется осмогласием.
🇬🇷 В начале 17 века в Россию пришли киевский, болгарский и греческий распевы. Они записывались квадратными нотами на пяти линейках. Их интонации похожи на знаменные, но куда «культурнее»: в них есть регулярность, порой отчетливо слышится мажор и минор.
→ Послушайте этот распев. Чем по ощущениям он отличается от знаменного?
💥 В 17 веке случился Раскол русской церкви. Старообрядцы до сих пор признают только старинное знаменное пение: строгое, одноголосное, архаическое. Вместе с тем страна все сильнее открывалась для Запада. Произошел культурный взрыв: в музыкальное искусство, средневековое по своей сути, ворвалось европейское барокко. За несколько десятилетий церковно-певческое искусство преобразилось до неузнаваемости. Появились многоголосие, регулярный ритм, тональность, так привычные нам сейчас.
→ Сравните этот пример с двумя выше. Может быть, он напоминает вам что-то?
✍️ Рахманинов написал свое «Всенощное бдение» в 1915 году в невероятно короткий срок (мы помним, что в моменты вдохновения он умел работать быстро). Это не первая его духовная хоровая работа: уже написана была «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1910), которой автор остался недоволен.
⛪️ Другими ориентирами были «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощное Бдение» (1882) Чайковского: работы, которые редко называют в числе первостепенных шедевров Петра Ильича, но которые нужно рассматривать в контексте волны интереса профессиональной русской музыки к церковным жанрам, очевидной на рубеже 19-20 веков.
⚖️ Каковы причины этой волны? Во-первых, когда издатель Юргенсон в суде добился разрешения на публикацию литургии Чайковского, создался прецедент нарушения монополии Придворной капеллы на написание и издание церковно-певческой музыки. Композиторы могли сочинять духовные работы, надеясь услышать их спетыми.
🌪 Во-вторых, существовала особая атмосфера в общественной жизни и культуре рубежа столетий. Ее иногда называют fin de siècle — фр. «конец века». Она выражалась в тревожности, тоске, ощущении кануна ужасных перемен, пессимизме — и находила разный выход: например, в преувеличенном гедонизме или эстетстве. С нею же связана потребность найти укрытие в вере, воздвигнуть памятник духовной культуре в предощущении глобального катаклизма. Особенно это очевидно в свете того, когда сочинялось «Всенощное бдение»: то был январь 1915, пятью месяцами ранее Россия вступила в Первую мировую войну.
🇷🇺 В-третьих, во всех художественных областях — архитектуре, живописи, книжной графике, моде рубежа 19–20 веков в России мы видим растущий интерес к реликтовой «русскости», архаике, старинной славянской культуре. Он мог быть фантазийным и романтизирующим, а мог — этнографическим и серьезным.
🙇♂️ Так, целая научно-художественная школа на рубеже веков занималась исследованием средневекового культового пения и искала способы бережной адаптации древних песнопений к музыкальной практике: можно ли попробовать гармонизовать (т.е. сделать многоголосным) знаменный распев, сохранив его эстетику? Поискать ли общее между церковным и народным многоголосием? Можно ли адаптировать древнерусский синтаксис к возможностям современного понимания? «Всенощное бдение» посвящено памяти Степана Смоленского — хорового дирижера, музыковеда и палеографа, который возглавлял эти искания.
🏛 Работа, триумфально прозвучавшая в марте 1915 года в большом зале Благородного собрания в Москве, — пример сочетания реставраторского мастерства с художественным. Рахманинов цитирует подлинные распевы (знаменный, греческий, киевский) — либо, по собственным словам, «подделывает» их так, что ощутить стилистическую разницу невозможно.
🎼 Вместе с тем это полностью авторское высказывание: игры с формой и гармонией, изысканнейшие тембровые и фактурные решения превращают «Всенощное бдение» в квинтэссенсно-рахманиновский текст, иногда узнаваемый с пары секунд.
🖤 «Всенощное бдение» было одним из любимых сочинений Сергея Васильевича; самокритичный, часто тревожный в отношении собственной музыки, он гордился этой работой. Он просил, чтобы 5-я часть («Ныне отпущаеши») прозвучала на его похоронах.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Послушаем некоторые номера из «Всенощного бдения».
🙏 Всенощное бдение — богослужение накануне важного праздника. В нем две части: вечерня и утреня. Вечерне предшествует колокольный звон, символизирующий творение Богом мира из хаоса; сама вечерня связана с событиями Ветхого Завета. Утреня символизирует прибытие евангельского времени, вступление во время Христа.
📝 В рахманиновском «Всенощном Бдении» 15 частей. Первая — приветствие, которого вообще-то не должно быть в музыке литургии: обычно слова «Приидите, поклонимся» произносит священник. Части 2–6 соответствуют вечерне, 7–15 — утрене. Слова — так называемые неизменяемые тексты литургии, произносимые вне зависимости от праздника, которому она посвящена. Это псалмы, евангельские слова, гимны и т.д.
🚪 Первая часть, «Приидите, поклонимся», выполняет роль портала. Она была необходима в силу особого «промежуточного» положения «Всенощного бдения» между стихией церковного и концертного, и «входные» слова, обычно просто произносимые, должны были быть омузыкалены.
⚖️ Эта часть — пример поразительного баланса между архаикой и классикой. Иррегулярную, рваную ткань старинного пения (такая ее природа связана с прозаическим текстом) Рахманинов незаметно укладывает в четыре неравносложных куплета.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.
🎨 Во второй части мы слышим, что Рахманинов ввел в свою литургию солистов. Они выступают, но не в том качестве, что в баховских «Страстях» — это не условные драматические персонажи. Здесь, как в народной музыке, они выполняют функцию запевающих; это впечатление усиливается из-за куплетной формы этой части. Не пропустите фантастическую дымчатую краску, которой Рахманинов добивается с помощью хора, поющего с закрытым ртом.
→ В предыдущем и этом примерах мы слушаем легендарную запись Государственного Академического Русского хора СССР, дирижирует Александр Свешников; 1965 г. Послушайте, как поет слова 103 псалма («Благослови душе моя, Господи») солистка хора Клара Коркан.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
⛅️ Четвертая часть, «Свете тихий» — возможно, одна из самых восхитительных страниц музыки Рахманинова. Как ни парадоксально, это песнопение киевского распева дало жизнь абсолютно импрессионистской части: послушайте, как в результате игры тембров между мужскими и женскими голосами и медленного перекрашивания гармонии создается зримый эффект луча во мраке, дрожащей кисеи света.
→ Послушаем, как поет эту часть Государственный камерный хор Министерства культуры СССР под управлением Валерия Полянского.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
О том, как Стравинский цитирует «Всенощное бдение» в одной из известнейших своих работ
Игорь Стравинский, фрагмент из третьей части «Симфонии псалмов». Попытайтесь расслышать цитату из «Свете тихий» Рахманинова.
Продолжаем слушать «Всенощное бдение».
👨🏼🦳 Пятая часть, «Ныне отпущаеши», была любимой у Рахманинова. Слова принадлежат 360-летнему старцу Симеону: ему было предречено, что он умрет не ранее, чем увидит Спасителя. Дождавшись встречи с младенцем Иисусом, Симеон понимает, что Бог разрешает ему покинуть мир. Это одна из самых «рахманиновских» частей: нельзя перепутать ни с чем его любимый эффект колыхания, а особенно взмывающий выход на кульминацию в середине.
🧐 Музыка по-старинному помогает нам понять смысл ситуации: например, женские голоса звенят на заоблачной высоте на слове «свет», а басы вместе с Симеоном уходят в конце номера прямиком в земные недра. Николай Данилин, дирижировавший на премьере, предостерегал Рахманинова от этого эффектного, но небезопасного решения: хору очень трудно петь так низко, так медленно, а главное — так тихо. «Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество», — по легенде, сказал Данилин Сергею Васильевичу.
→ Поет Константин Огневой
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
🔔 Седьмая часть, «Шестопсалмие», открывает утреню. Это хорошо слышно: не пропустите потрясающе выписанную в хоре имитацию колокольного звона. Тут достигает пика рахманиновское многоголосие. Он вообще совершенно не ограничивает себя во «Всенощном бдении» стандартной европейской четырех- или шестиголосной полифонией. Например, в «колокольном» эпизоде этой части одновременно звучат… 11 разных партий!
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
🌈 Послушаем двенадцатую часть, «Слава в вышних богу». Текст этого номера связан с №7, «Шестопсалмием» — оба основаны на Великом Славословии («Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»). Такая намеренная тематическая арка — не единственная в сочинении. Этот развернутый, со сквозным развитием номер исследователи сравнивают с оперной сценой. И правда: сюжета здесь нет, а театр — есть. Послушайте, как сменяют друг друга персонажи и события, приходя к настоящему оперному гран финале (с колоколами) в конце.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день