Сергей Рахманинов
Поздние работы
Последние работы Рахманинова были шедеврами, полными тоски, мрачности и ностальгии. В этой части проникнемся их атмосферой.
Пришло время узнать правильные ответы на задание из первой части!
Рахманинов был дирижером Большого театра.
🏛 Да, два сезона — с 1904 по 1906 — Рахманинов был дирижером Большого театра. Он отвечал за русские оперы и представил премьеры двух собственных одноактных опер — «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». Его постоянным партнером по сцене в Большом был Федор Шаляпин, вместе они совершенно преобразили исполнение русского репертуара Большого.
Заядлый автомобилист, Рахманинов участвовал в автопробеге Петербург — Киев — Рига — Москва.
🚘 Нет, но Рахманинов действительно был страстным автомобилистом. В 1912 году супруга подарила ему автомобиль. Выбор Рахманинова пал на роскошный красный четырехместный автомобиль германской марки «Лорелей». Эти машины были в Москве популярны, российские автомобилисты не раз выигрывали на них автопробеги. Но сам Рахманинов в спортивных автопробегах не участвовал. Хотя «Лору» композитор очень любил, через полтора года он купил себе «Мерседес» и в дальнейшем предпочитал эту марку.
Рахманинов дружил с Карузо и выступал с ним в дуэте.
🤝 Нет, Рахманинов дружил не с Карузо, а с Федором Шаляпиным. В молодости Сережа помогал Феде с музыкальной теорией, разучивал оперные партии. Их совместные выступления были незабываемы. Сергей и Федор поклялись, что первых дочерей назовут Иринами и станут им крестными отцами — и сдержали клятву. В эмиграции их дружба стала еще крепче.
Ивановка, усадьба Рахманинова в Тамбовской губернии, была полностью уничтожена в годы Гражданской войны.
🏡 Да. Рахманинов был хозяйственным барином, лично занимался обустройством и модернизацией усадьбы Ивановка, крестьяне его уважали. Однако весной 1917 года они вызвали Рахманинова на разговор и посоветовали уезжать от греха подальше. Вскоре после его отъезда главный дом разграбили и подожгли. В 1919 Ивановка оказалась в эпицентре крестьянского восстания тамбовской губернии, в ней хозяйничали антоновцы, проводились расстрелы. За годы гражданской войны имение было разграблено, а в 1922 году все 24 строения усадьбы погибли. Восстановление Ивановки началось в 1987 году.
Стравинский называл Рахманинова «Шесть с половиной футов угрюмости».
🎞 Да, это так. А сочинения своего соотечественника он называл «грандиозной киномузыкой».
У Рахманинова были носки с электроподогревом.
🙌 Нет, а вот муфта с электроподогревом была — в ней он грел руки перед выступлением. Всю жизнь он боялся поранить руки, но, например, полол сорняки в саду руками и не пользовался газонокосилкой.
Рахманинов был в числе известных эмигрантов, в 1931 году обратившихся к госдепартаменту США с призывом воздержаться от закупки советских товаров в знак протеста против террора.
🗞 Да. Поводом к антисоветским выступлениям эмигрантов в 1931 году стала статья Рабиндраната Тагора о радостях жизни в СССР. В 1931 году в «Нью-Йорк Таймс» появился ответ индийскому писателю: «Своим уклончивым отношением к коммунистическим могильщикам России, своей почти сердечной позицией он оказывает сильную и несправедливую поддержку группе профессиональных убийц. Скрывая от мира правду о России, он наносит, возможно, неосознанно, огромный вред всему населению России и, возможно, всему миру в целом». Под письмом стояла и подпись Рахманинова.
Рахманинов в США так много гастролировал, что у него был персональный железнодорожный вагон, в котором он передвигаться и жил.
🚞 Да. За 25 лет Рахманинов дал в США больше тысячи концертов и много времени проводил в дороге. В начале 1920-х у него появился персональный вагон, в котором он передвигался и жил. В вагоне стояло пианино Steinway, работали повар и горничная.
Сейчас в доме Рахманинова в Беверли-Хиллз живет Вуди Аллен.
🤷♂️ Нет. Более того, кому сейчас принадлежит дом Рахманинов в Беверли-Хиллз — тайна. Последний раз он сменил владельца в 1987 году. Рыночная стоимость дома Рахманинова в настоящее время около $8,5 миллионов.
Поговорим о позднем периоде жизни Рахманинова, полном тоски, ностальгии, утраты — и при этом невероятной славы.
🌪 Поздний Рахманинов — совершенно особый мир. Мрачный, иногда пугающий, пронизанный жесткими ритмами, иногда полный безмерной тоски. Это музыка человека, который видел, как до основания разрушился привычный ему мир, как перестала существовать бесконечно любимая им старая Россия. Как в Первой мировой войне погибли миллионы людей, как человек создал оружие, способное безжалостно уничтожать все живое.
⛰ Рахманинов видел, как мир теряет человеческое лицо, и теплота, человечность уходит из его музыки. Она становится твердой, как каменная скала, на которой Рахманинов строил свою виллу «Сенар», и которую взрывал, пытаясь придать мягкость ландшафту. Такие взрывы слышны и в его музыке поздних лет.
🤦🏻♂️ К середине 1930-х годов Рахманинов почти прекратил сочинять. С одной стороны, ужасно трудно было совмещать активные выступления в качестве пианиста и дирижера с сочинительством. С другой — он утратил то, что раньше вдохновляло его.
🌟 В последние 10–15 лет жизни Рахманинов был невероятно знаменит, он стал легендой и фактически памятником самому себе. Такое положение было тяжелым, и Рахманинов предпочитал замыкаться в кругу семьи и друзей. Его постоянно осаждали репортеры и писатели, желающие написать его биографию. От двоих он не смог отбиться, и последнее десятилетие стало для него временем воспоминаний. Постоянные рассказы о прошлом, возвращение в прежнюю жизнь наложили сильный отпечаток на музыку позднего Рахманинова с ее тоской и ностальгией.
✍️ За 25 лет в эмиграции Рахманинов написал всего 6 сочинений. Все в миноре. И все шедевры:
– Четвертый фортепианный концерт
– «Три русские песни» для хора с оркестром
– «Вариации на тему Корелли» для фортепиано
– «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром
– Симфония №3
– «Симфонические танцы»
🙇♂️ Кроме этого за границей написаны около 10 парафраз — то есть концертных переложений для фортепиано сочинений других композиторов. Они входили в репертуар Рахманинова-пианиста.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Мрачность текстов, необычное сочетание хора и огромного оркестра, суровость исполнения — поговорим о «Трех русских песнях» Рахманинова.
👻 «Три русские песни» — самое необычное сочинение позднего Рахманинова. Оно закончено в один год с Четвертым фортепианным концертом (1926). Работы контрастны друг другу и отражают сложные эмоции человека, зависшего между двумя мирами. В концерте хорошо слышны влияния современной европейской музыки и джаза, а в «Трех русских песнях» Рахманинов мысленно возвращается на родину. Но там его встречают призраки. И весь цикл буквально звучит как призрачные голоса из прошлого.
💔 Рахманинов аранжировал для хора и оркестра три подлинные русские народных песни. Первую, «Через речку, через быстру», Рахманинов знал по сборникам. Вторую, «Ах ты, Ванька, разудала голова», неоднократно пел Шаляпин. Третью, «Белилицы, румяницы вы мои», Рахманинов слышал от известной исполнительницы народных песен Надежды Плевицкой. Все песни с мрачным текстом, они говорят о разлуке, одиночестве, ревности.
🗣 Песни звучат очень необычно, и вот почему. Рахманинов берет не полный хор, а только низкие голоса: первую песню поют басы, вторую — альты (низкие женские голоса), третью — альты и басы. Все песни исполняются в унисон — нет вообще никаких подголосков или других украшений. Поэтому они звучат так сурово.
🧶 Призрачный характер песням придает необычное сочетание хора и огромного оркестра. Хор предельно просто и строго поет мелодию, а вот оркестр уникален даже для Рахманинова. То, что он играет, нельзя назвать аккомпанементом — это параллельная реальность, клубок сложных эмоций, которые переживает Рахманинов, соприкасаясь с миром прошлого.
🎶 В противоположность простой мелодии, оркестр в каждой песне — самостоятельная, подробная, развернутая музыкальная драма. Он часто звучит атонально, в нем сложно найти опору.
☦️ В первой песне оркестр больше всего напоминает экспрессионистскую драму в духе Рихарда Штрауса со страшной кульминацией. Интересно, что для премьеры в Филадельфии в хор пригласили басов из русской православной церкви — только они могли взять самые низкие ноты и создать то исконно русское звучание, которого требовал Рахманинов.
💨 Во второй песне оркестр тоже живет своей жизнью, его колорит и фактура отсылают нас к поздним драмам Вагнера с томительными соло деревянных духовых. С простой мелодией оркестр образует острые диссонансы. В конце жутко звучат завывания оркестра и хора и одинокие соло инструментов.
💂♂️ Третья, самая известная песня, — «Белилицы, румяницы вы мои» — наиболее жанровая. Она напоминает строевой марш, под нее легко представить себе шагающие колонны солдат. Но как только текст начинают декламировать на piano, песня напоминает причет или заклинание.
👏 Премьера «Трех русских песен» состоялась 18 марта 1927 года в Филадельфии под управление Стоковского. В тот же вечер впервые исполнялся Четвертый фортепианный концерт, солировал автор. Концерт успеха не имел, а «Песни» сразу очень понравились. В России «Три русские песни» впервые прозвучали в 1934 году в Большом театре под управлением Голованова. Успех был такой, что весь цикл пришлось повторить на бис.
→ Послушайте песни в исполнении Государственной академической капеллы России под управлением Валерия Полянского.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15 минут.
💃 «Симфонические танцы» — последнее сочинение Рахманинова, итог всей его жизни. И единственное сочинение, написанное им в США. Оно закончено в августе 1940 года, премьера с большим успехом состоялась 3 января 1941 года, играл Филадельфийский оркестр под управлением Юджина Орманди.
🩰 У «Симфонических танцев» есть предыстория. В 1914 году Рахманинов попал в орбиту «Русских сезонов» Дягилева и хотел сочинить балет для Михаила Фокина — хореографа «Умирающего лебедя», «Жар-птицы» и «Петрушки». Дальше замысла дело не пошло, но в конце 1930-х Рахманинов осуществил давнее желание и создал вместе с Фокиным балет на основе «Рапсодии на тему Паганини». Его премьера триумфально прошла в 1939 году в Лондоне.
🌍 Впечатленный успехом, Рахманинов начинает дальше думать о стихии танца. Летом 1940 года, сбежав из Европы, где бушевала Вторая мировая, он обосновался на Лонг-Айленде, где работал по 12 часов в день и к осени завершил «Фантастические танцы». Так изначально называлось сочинение в трех частях — «Полдень», «Сумерки» и «Полночь». Возможно, Рахманинов вспомнил, что «Фантастические танцы» есть у Шостаковича, и изменил название на «Симфонические танцы». Он хотел предложить «Танцы» Фокину и обсуждал детали, но тот скончался в 1942 году.
⌛️ Последнее сочинение Рахманинова, конечно, консервативно (вспомните, сколько новых стилей в Европе уже родилось и отмерло к тому времени). Но в нем удивительно соединились мысли Рахманинова о прошлом и его чувство современности, автобиографические мотивы и впечатления сегодняшнего дня.
🚂 Настоящее и прошлое встречаются уже в первой части. В ее непрерывном ритме, жестких тембрах ударных и рояля звучит пульс времени — можно услышать стук колес поезда, на котором путешествовал Рахманинов по Америке, а можно — страшную работу конвейера военного завода.
🎷 Здесь же Рахманинов впервые в жизни использует тембр саксофона, по которому его консультировал знаменитый бродвейский аранжировщик Роберт Рассел Беннет. А в коде первой части, когда вдруг заканчивается неумолимое движение мрачного марша, Рахманинов цитирует тему из Первой симфонии, тем самым возвращаясь к одной из самых сильных психологических травм своей жизни.
→ Послушайте первую часть в записи исполнителей премьеры — Филадельфийского оркестра и Юджина Орманди.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут.
🎺 Вторая часть — вальс, который начинается с мрачных «вскриков» засурдиненных труб. Разгадать скрытый сюжет этой части непросто, Рахманинов постоянно переключается между реальным и призрачным миром, и это очень напоминает «Вальс» Равеля, также созданный под впечатлением мировых катастроф начала века.
→ Оркестр Санкт-Петербургской филармонии, дирижер — Марис Янсонс.
🔔 Мрачные догадки средней части подтверждает финал, где Рахманинов вновь цитирует свою любимую тему — средневековую секвенцию Dies irae («День гнева»; она появляется в жутковатом тембре флейты и «костяшек» ксилофона). Музыка очень изобразительна, в ней звучат удары оркестровых колоколов, а тема быстрой пляски, «подсвеченная» звенящими ударными, отсылает к хрестоматийным образам «Пляски смерти».
🙏 Но финал «Симфонических танцев» — не победа смерти, а борьба между темой Dies Irae (Смерть) и цитатой из «Всенощного бдения» — темой девятой части, «Благословен еси, Господи», рассказе о чуде Воскресения.
Несмотря на окружающий мрак, побеждает тема Воскресения, и ближе к концу партитуры Рахманинов пишет наверху страницы: «Аллилуйя»
→ Симфонический оркестр Баварского радио, дирижер — Кирилл Петренко.
🖤 Рахманинов понимал, что «Симфонические танцы» — его последнее сочинение. И в этом смысле победа темы «Благословен еси» есть ни что иное, как откровенное выражение мировоззрения и глубокой веры композитора: он покидает путь композитора (и земной путь) с благодарностью и верой в то, что смерть будет побеждена.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день