angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Рахманинов

«Алеко» и другие оперы

Оперу «Алеко» Рахманинов написал всего в 19 лет, и она имела огромный успех. В этой части слушаем ее и другие оперные и театральные работы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Поговорим об операх Рахманинова

🌗 Рахманинов мог бы стать большим оперным мастером, но в его таланте присутствовало противоречие: мощный симфонист, как вокальный композитор он любил камерный стиль. Если бы Рахманинов уделял больше внимания опере или был по натуре новатором — его ждали бы грандиозные успехи и открытия.

📜 Но Рахманинова больше интересовали другие вещи. В итоге все три его законченные (одноактные) оперы имеют вроде бы отличную репутацию, но не очень счастливую судьбу.

🤩 Первую оперу, «Алеко», Рахманинов написал в 19 лет, это была его выпускная работа в консерватории. Оперу высоко оценил Чайковский, по предложению которого ее поставили в Большом театре в один вечер с его собственной «Иолантой». Для начинающего автора — огромный успех.

📖 Другие две оперы появились лишь спустя 13 лет, когда Рахманинов был частью мира театра.

🎭 Театральная карьера Рахманинова началась в 1897 году, когда он занял пост второго дирижера в частной опере Мамонтова. У Рахманинова не было дирижерского опыта, на первой репетиции он даже не знал, что надо показывать вступление певцам. Но он быстро учился, год работы в Частной опере стал его дирижерским университетом.

🤝 В опере Мамонтова Рахманинов познакомился с Шаляпиным, чей талант потряс его. Потом они дружили, много выступали вместе и учились друг у друга.

🖼 У Мамонтова Рахманинов увидел совсем другой, не казенный театр: спектакли в Частной опере оформляли Поленов, братья Васнецовы, Коровин, Серов и Врубель — художники, которые спустя 10 лет полностью перевернули представление о визуальной стороне спектакля.

🎶 Сам Рахманинов до неузнаваемости преобразил звучание оркестра: он не заглушал пение, но звучал, как симфоническая музыка, а не аккомпанемент.

📝 У Мамонтова Рахманинов проработал один сезон. Среди его работ — «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Русалка» Даргомыжского, «Кармен» Бизе, «Орфей» Глюка, «Рогнеда» Серова, «Аскольдова могила» Верстовского.

🏛 В 1904–1906 годах Рахманинов работал в Большом театре, где дирижировал русскими операми. В это время он создал две собственные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», премьеры которых состоялись под управлением автора. О них подробнее ниже, так как необходимо сказать несколько слов о Рахманинове — оперном дирижере.

🙅‍♂️ Сергею Рахманинову был 31 год, но он не побоялся идти против давних правил императорского Большого театра. Главное — он изменил место в оркестровой яме. Раньше дирижер стоял прямо у суфлерской будки — близко к певцам, но спиной к оркестру. Рахманинов знал, что в Европе уже не так, и перенес дирижерский пульт на привычное нам сегодня место.

😡 Другие дирижеры Большого его не поддержали. Поэтому на каждый спектакль Рахманинова переставляли стулья и пульты в яме. Это всем не нравилось, певцы бунтовали, заявляя, что не видят палочку и не могут так петь. Зрители не находили маэстро на привычном месте и конфузились.

😤 Рахманинов не жалел сил и нервов на подготовку спектакля и стал проводить групповые репетиции спевки, чем тоже всех раздражал. Певцы бесились, что какой-то требовательный юнец заставляет их петь, как на уроке, всех ругает, сердится, а многим певцам даже советует снова поступить в консерваторию.

👏 Однако достоинства такой работы не заставили себя долго ждать. Музыкальная сторона русских опер в Большом с приходом Рахманинова невероятно преобразилась, это с восторгом отмечали все.

🗣 В Большом продолжилось сотрудничество Рахманинова с Шаляпиным, их тандему обязаны вторым рождением «Борис Годунов» Мусоргского и «Жизнь за царя» Глинки, приводившие публику в экстаз. С участием Шаляпина под управлением Рахманинова шли «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.

⚜️ Работа Рахманинова в Большом — одна из золотых страниц в истории театра.

1, 2. Так располагался дирижер в оркестровой яме в 19 веке
3–5. Шаляпин и Рахманинов

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Мрачная мистика, ссора с Шаляпиным и отсутствие интереса со стороны театров: поговорим о двух операх Рахманинова — «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь».

📙 Второй оперный замысел Рахманинова — «Франческа да Римини». Он взял либретто Модеста Чайковского на мрачный средневековый сюжет из пятой песни «Ада» «Божественной комедии» Данте. Рахманинов начал работу летом 1900 года в Италии, где его вдохновляли природа и архитектура, но завершил уже после окончания «Скупого рыцаря».

🌚 Сюжет «Франчески да Римини» был очень известным и популярным, Чайковский написал на его основе симфоническую фантазию. Если в музыке Чайковского на первом плане психологическая драма, то у Рахманинова — мрачная мистика.

💔 В основе сюжета — любовный треугольник и убийство из ревности (так же, как в «Алеко»). События 13 века рассказывают о любви Паоло и Франчески, которую он привез в жены своему старшему брату Ланчотто. Франческа, уверенная, что Паоло и есть ее жених, поклялась ему в верности, но, узнав правду, смирилась с судьбой. Однако Ланчотто терзала ревность; он объявил, что уходит в военный поход, а сам остался следить за влюбленными. Застав Франческу и Паоло в объятиях друг друга, Ланчотто убил обоих. Их тени унес адский вихрь.

🗣 В центре оперы две сцены — ревнивый монолог Ланчотто (1 картина) и большой любовный дуэт Франчески и Паоло (2 картина). Обрамляют оперу пролог и эпилог. Пролог — огромная симфоническая картина ада, в котором у певцов лишь несколько фраз; он занимает малюсенькую часть либретто, а длится чуть ли не треть оперы. И в дальнейшем главное содержание раскрывает оркестр, что делает оперу похожей на симфоническую поэму или кантату.

⚔️ В 1904 году Рахманинов написал оперу «Скупой рыцарь». Он взял практически неизменный текст маленькой трагедии Пушкина — так же, как ранее это сделали Даргомыжский в «Каменном госте» (1869), Римский-Корсаков в «Моцарте и Сальери» (1897) и Кюи в «Пире во время чумы» (1900).

💰 «Скупой рыцарь» по составу солистов фактически камерная опера, но очень мощная симфоническая драма. В ее центре — образ Барона и его огромный 20-минутный монолог, который Рахманинов создавал в расчете на талант и харизму Шаляпина (сейчас оперу редко ставят, потому что для успеха нужна фигура хотя бы сопоставимого с Шаляпиным масштаба). Барон спускается в подвал, открывает сундуки с золотом, рассказывает о страданиях и слезах, которые стоят за каждой монетой, и наслаждается своим могуществом.

😢 По краям оперы — сцены с его сыном Альбером: молодой рыцарь ужасно страдает от скупости барона, он вынужден занимать деньги у ростовщика, а в финале идет жаловаться на отца герцогу. Барон является на суд, пытается обвинить сына, но умирает.

🎶 Как и во «Франческе», здесь нет законченных арий и «номеров». Опера строится на диалогах и монологах, движение музыки подчинено логике непрерывного симфонического развития.

🙅‍♂️ На предварительном показе партии Барона и Ланчотто пел Шаляпин, который произвел на всех огромное впечатление. Но в премьере он участвовать отказался (есть версии, что ему трудно давалась наизусть партия Барона, и что он разошелся с Рахманиновым в трактовке Пушкина) — это привело к долгой ссоре.

🥺 Премьера «Франчески да Римини» и «Скупого рыцаря» состоялась 11 января 1906 года под управлением автора. Спектакль имел успех, но не тот, какой могло бы обеспечить участие Шаляпина. После четырех показов Рахманинов сам снял оперы с репертуара.

📆 Несмотря на то, что время от времени предпринимаются попытки поставить «Франческу» и «Скупого», крупные театры без должного интереса относятся к операм Рахманинова, предпочитают обходить их стороной или используют в качестве «дежурных» одноактовок, которыми удобно латать дыры в репертуаре. Так как обе оперы довольно статичны, но требуют превосходного оркестра и выдающегося дирижера за пультом, очень удачными бывают концертные исполнения.

1. Рахманинов с первыми исполнителями оперы «Скупой Рыцарь»: Герцог — Иван Грызунов, Барон — Георгий Бакланов, Альбер — Антон Боначич
2. Рахманинов с первыми исполнителями оперы «Франческа да Римини»: Ланчотто — Георгий Бакланов, Франческа — Надежда Салина
3. Франческа — Надежда Салина, Паоло — Антон Боначич

Самая известная и популярная опера Рахманинова — «Алеко». Поговорим о ней.

💫 Опера «Алеко» создана Рахманиновым всего за 17 дней в порыве вдохновения, это очень искреннее и страстное высказывание молодого сердца. Все испытания, трагедии и депрессии были еще впереди, а пока Рахманинов дает волю чувствам, за которые так любят эту оперу.

🎓 «Алеко» — дипломная работа 19-летнего Рахманинова по классу композиции в Московской консерватории (1892). Выпускникам было предложено либретто Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». Параллельно с Рахманиновым оперы на этот сюжет писали два его однокурсника, но оба не успели закончить работу.

💃🏼 Сюжет таков: Алеко — чужак, полюбивший цыганку Земфиру и оставшийся с табором. У них родилась маленькая дочка. Но свободолюбивая Земфира охладела к Алеко, теперь ей милее молодой цыган, и она уходит к нему на свидание. Утром Алеко встречает Земфиру и ее нового возлюбленного, последний раз просит ее вернуться, но, получив отказ, убивает и молодого цыгана, и Земфиру.

📙 Сюжет не случайно напоминает «Кармен», так как Мериме вдохновлялся именно «Цыганами» Пушкина. Но для либретто Немирович-Данченко взял за образец веристскую одноактную оперу с остродраматической интригой и стремительно развивающимся действием. Ближайшая аналогия — «Сельская честь» Масканьи, которая недавно была поставлена в Москве с большим успехом и где сюжет тоже закручен вокруг любовного треугольника. Глубина поэмы Пушкина предсказуемо пострадала, зато драма получилась действительно очень выигрышной и динамичной. При этом Немирович смог максимально сохранить подлинный пушкинский текст и, как опытный режиссер, выстроить сценарий очень эффектно.

🙇‍♂️ Несмотря на юный возраст (а может, благодаря ему) ярко романтическая фигура Алеко — одинокого героя, страдающего от ревности и одиночества, — была очень близка Рахманинову. Он легко и с удовольствием сочинял и сдал работу раньше срока.

🏵 За «Алеко» Рахманинов был удостоен Большой золотой медали, а его имя занесли на мраморную доску в вестибюле консерватории. Опера чрезвычайно понравилась Чайковскому, который давно следил за успехами Сергея и однажды на экзамене поставил ему «5» с тремя плюсами. Он был настолько очарован музыкой, что предложил Рахманинову постановку «Алеко» в один вечер с «Иолантой» — в Большом театре!

👏 Во время репетиций Чайковский подбадривал скромного молодого коллегу и передавал его замечания дирижеру. Премьера прошла 27 апреля 1893 года с большим успехом. Рахманинов был счастлив, что в исполнении его оперы участвовали лучшие силы театра, а Чайковский так аплодировал, что (как пишут) чуть не вывалился из ложи. В 1899 году в Петербурге в постановке к 100-летию со дня рождения Пушкина главную партию спел Шаляпин.

⚜️ Опера короткая, но в ней есть все: четыре очень выразительных и разноплановых образа, зажигательные танцевальные номера, хитовые сольные номера и сильные драматические сцены. Увы, сегодня «Алеко» стала жертвой своей искренности и непосредственности, которые очень легко превратить в пошлость безвкусным исполнением и бутафорской «цыганщиной». В целом несложная опера имеет выигрышные вокальные партии, поэтому ее очень часто ставят как студенческие спектакли.

😔 В общем, с одной стороны «Алеко» многие любят, с другой — обычно плохо исполняют. И это печально. В современном оперном театре этой опере пока не нашлось достойного места и интерпретатора.

1. Сцена из премьерного спектакля «Алеко» в Большом театре, 1893
2. Первый исполнитель Алеко — Богомир Корсов
3. Премьера «Алеко» в театральном зале Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Алеко (слева) — Федор Шаляпин

Давайте послушаем фрагменты из «Алеко», самой популярной оперы Рахманинова.

🌗 Опера очень компактная. Она построена на контрастах эмоций, общего и крупного плана.

🔥 Живописный фон действия создают симфонические фрагменты и хоры. Послушайте интродукцию (вступление ). В ней Рахманинов скупыми штрихами обрисовывает место действия — мы буквально видим пустынную местность, на которой стоит табор и вьется дымок костра.

😡 Покой нарушает тема ревности Алеко, которая дает драматический импульс дальнейшему развитию. В конце интродукции появляется лирическая тема — мотив Земфиры. Больше всего тут заметно влияние Бородина и его «Князя Игоря».

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

💃 Рахманинова-ученика выдает и последующий хор цыган, начало которого очень напоминает начало первого акта «Кармен» и хор работниц, а основная тема близка поэтичным восточным образам половецких плясок Бородина.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.

→ Сравните с началом «Кармен».

Видео-пример на Ютубе

💔 Первый конфликт (Алеко остро реагирует на рассказ Старого цыгана о потерянной любви, в котором видит проекцию собственной трагедии) отодвигается двумя вставными номерами — цыганскими танцами, женским и мужским. Это очень яркая, зажигательная и даже самобытная музыка, но опытное ухо все время цепляет в ней разные ассоциации. В женской пляске слышны то половцы, то вальс a la Чайковский, то мазурка. Может, кто-то из вас по следам недели Грига услышит здесь даже Танец Анитры.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

🕺 Мужская пляска — тоже очень оригинальный сплав всего, от фантастических шествий Римского-Корсакова до залихватских венгерских танцев Брамса.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.

4️⃣ В опере четыре главных персонажа — Алеко, Земфира, Старый цыган (отец Земфиры) и Молодой цыган. Каждый представлен сольным номером, все они написаны в разных жанрах.

👴🏼 Первым на сцене появляется Старый цыган (бас). Он делится печальной историей своей любви. Его номер назван «Рассказ» и начинается с медленного зачина в духе старинных сказителей. Но затем Рахманинов показывает себя мастером выразительного речитатива в духе Чайковского. Основная тема сопровождается характерным гармоническим оборотом, которую называют «Рахманиновской гармонией».

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.

💕 Молодой цыган поет короткий, но очень поэтичный Романс под аккомпанемент арфы. Он написан для высокого тенора и заканчивается на верхнем си-бемоле, из-за чего при повторении в строчке «люби одно, не изменись» пришлось поменять порядок слов на «не изменись, люби одно»(петь высокую ноту на «и» очень трудно). Но кто хочет пофорсить, поет по пушкинскому оригиналу. Обратите внимание на джазовую гармонию в самых последних тактах.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

🤦🏽‍♀️ Драматическая кульминация оперы — так называемая сцена у люльки, которая начинается с песни Земфиры на знаменитые пушкинские строки «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня». Эта сцена по схеме очень напоминает сцену Кармен и Хосе в полицейском участке, где действие строится на чередовании провокационной песни героини и острых диалогов.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивание: 4,5 минуты.

🌟 Главный хит оперы — знаменитая Каватина Алеко (баритон). Это огромный драматичный монолог с огромным прологом-размышлением, полной печали основной темой и колоссальной кульминацией в конце. Это зрелый шедевр, где за несколько минут Рахманинов создает сильнейший образ главного героя, который запоминается раз и навсегда.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

🗣 Каватина Алеко — очень популярный концертный номер. Ее пели и поют практически все знаменитые баритоны и басы — от Ферруччо Фурланетто до Дмитрия Хворостовского. Сохранилась запись Каватины Алеко в исполнении Шаляпина, который — обратите внимание! — местами вольно обращается с музыкальны текстом.

Аудио-пример на Ютубе

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;