Сергей Рахманинов
Фортепианные концерты
Второй фортепианный концерт — один из главных хитов Рахманинова, идеально отражающий его стиль. В этой части слушаем его и другие концерты.
📨 В юности подругами и корреспондентками Рахманинова были его дальние родственницы, сестры Скалон — Наталья, Вера и Людмила. В 1890-х он часто проводил время в имении Скалонов в Игнатово, в Нижегородской области. Читать письма Рахманинова к сестрам очень смешно.
👩 Старшую — Наталью (Тату), с которой он переписывался больше всего, Рахманинов звал Ментором: она была старше него на пять лет.
💏 Среднюю — Веру, в которую был горячо (и в какой-то момент ответно) влюблен, — Психопатушкой («Ах, с какой радостью я бы увез любимую Психопатушку на край света!»).
🩰 Младшую — Людмилу (Лёлю) — Цукиной Дмитриевной (посмеиваясь над ее увлечением итальянской балериной Вирджинией Цукки).
📝 Вот фрагмент из письма Наталье Скалон от 26–27 марта 1891 года, где 18-летний Рахманинов рассказывает, как пишет Первый фортепианный концерт и тяготится частными уроками фортепиано, которые дает, чтобы заработать.
🗣 «Кстати, вы меня спрашивали в вашем письме, что я теперь сочиняю? Сочиняю я теперь фортепианный концерт. Две части написаны уже, последняя не написана, но сочинена, кончу весь концерт, вероятно, к лету, а летом его буду инструментовать. Начал вам писать это письмо, как видите, 26 марта, продолжаю 27 марта. Теперь половина одиннадцатого. Пришел недавно с урока. Расстроился страшно. Мальчики [далее неразборчиво] ... вывели меня положительно из себя вон. Я пришел просто в неистовство. Я себя давно таким не помню. Одного я выгнал вон из класса, другого обругал идиотом и ушел от них до окончания урока. Может быть, и меня выгонят за это вон, не знаю. Знаю только то, что если бы у меня почаще были бы такие уроки, я бы давно уж околел. И что я в самом деле за несчастный, из-за пяти рублей мучиться, а главное, зная то, что через несколько дней, через несколько недель и месяцев то же самое. Я нервный, раздражительный, нетерпеливый до болезненности, и поэтому мне еще тяжелее давать уроки, добро бы вам и вашим беленьким сестрам, а то нет, дуракам каким-то».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Эту часть посвятим фортепианным концертам Рахманинова. Начнем с Первого и Второго: легкой юношеской работы и всемирно любимого хита-тяжеловеса.
🎹 У Рахманинова четыре фортепианных концерта и одночастная работа, примыкающая к этому жанру — «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром; все — в миноре. Первый концерт написан в 1891 году, Второй — в 1900–1901 годы, Третий — в 1909, Четвертый — в 1926–1928, а «Рапсодия» венчает работу Рахманинова в этом жанре, будучи созданной в 1934. Напомним, в декабре 1917 года Рахманинов уехал из России: первые три работы в концертном жанре были созданы до эмиграции, а остальное — уже за рубежом.
👱♂️ Первый фортепианный концерт был написан 18-летним юношей, почти подростком: это официальный ор.1 Сергея Васильевича. В нем, как и в трагически провалившейся Первой симфонии, при желании можно найти какие-то юношеские слабости, иногда чуть трескучий романтизм и несамостоятельность.
⛈ В то же время это — абсолютно рахманиновская работа: в концерте есть дивные лирические откровения, моменты фирменного холодноватого волшебства, узнаваемая хмурая, таинственная, предгрозовая атмосфера. Рахманинов любил этот концерт, с удовольствием играл его уже взрослым, а в 1917, уже после создания 2-го и 3-го концертов, фундаментально переделал.
👂 Послушайте первые несколько минут первой части. Обратите внимание на патетическую тираду в начале — так не будет начинаться никакой другой концерт Рахманинова. Вам она ничего не напоминает?
→ Играет Даниил Трифонов.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: по желанию.
🖼 Если понравится, то вот — изумительная вторая часть Первого концерта. Обратите внимание: концерт юношеский, поэтому здесь не так сильно, как будет у Рахманинова позже, чувствуется обрисованность, скульптурность, волевое начало. Из-за этого становится слышно, что многие его гармонические и тембровые решения — абсолютно импрессионистские.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
Поговорим о Втором концерте Рахманинова и проследим, насколько сильно он отличается от Первого.
🌟 Второй концерт стал триумфом, который вывел 27-летнего композитора из депрессии. Сложно сказать что-то новое про эту работу: возможно, гениальный Второй — заслуженно самый популярный фортепианный концерт в истории. Это совершенно другой, чем в Первом, Рахманинов: на смену юношеской запальчивости приходят массивная простота, архитектурность, мужественность.
💔 Это настоящая квинтэссенция рахманиновской музыки: прямо с начала, от колокольного звона вступления и от главной темы (00.32), которая кажется смятенно-романтической, а на самом деле генетически связана с русской церковно-певческой стариной. Не пропустите воспоминание о Чайковском — солирующий гобой в конце экспозиции (03.49), штормовую, при этом классически компактную, атлетическую разработку (04.30), и, конечно — момент разрыва сердца — репризу (06.42) с ее царящей в оркестре темой и звенящими фигурациями солиста, отзвуки которых мы слышали уже в ре минорном этюде-картине из ор.33.
→ Играет Даниил Трифонов.
⚡️Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут.
👑 Теперь, когда вы вспомнили текст и структуру, послушайте исполнение-легенду. Святослав Рихтер играет Рахманинова с Варшавским филармоническим оркестром под управлением Станислава Вислоцкого, 1959 год.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут.
😴 Тема, возможно, лучшего рахманиновского Адажио — сновиденческой 2-й части Второго концерта — была написана тем же подростком, что и Первый концерт, в том же 1891 году. Сравните:
→ «Романс» из «Двух пьес для фортепиано в 6 рук» 1891 года. Угадайте, для чьих шести рук предназначалась 18-летним Рахманиновым эта работа?
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
→ Теперь послушаем 2-ю часть Второго концерта. Играет Святослав Рихтер.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 12 минут.
Послушаем Третий концерт Рахманинова (1909), который он посвятил польскому пианисту, кумиру целого поколения Иосифу Гофману.
🙇♂️ Он последовал почти через десятилетие после Второго и был написан между Дрезденом, где Рахманинов жил в течение трех лет с 1906 по 1909 (возможно, вы помните, что там же появилась Вторая симфония), и семейным имением Ивановка, где он проводил лето, готовясь уехать в турне по США — напряженное, с безумным графиком. Оно длилось несколько месяцев, с ноября по январь; Рахманинов играл концерт несколько раз. Третье исполнение Концерта в этом турне — один из тех моментов, в которых, будь на свете машина времени, мечтал бы побывать каждый: за фортепиано — автор, за дирижерским пультом — Густав Малер.
🌟 К тому моменту Рахманинов считался важнейшей фигурой русской музыки. Отечественные комментаторы и критики сокрушались, что в 33 года самый главный русский композитор «отшельничает» в Европе, отстранившись от российской музыкальной жизни. Концерт посвящен одному из пианистов-кумиров целого поколения — польскому кудеснику рояля Иосифу Гофману (который, впрочем, не играл его).
🧐 Возможно, Третий концерт — почти настолько же горячо любимый публикой, но гораздо более коварный для пианиста, чем Второй (впрочем, сам Рахманинов почему-то думал наоборот, называя «неудобным» Второй, на первый взгляд куда более милосердный к солисту).
💓 Знаменитое начало концерта совсем не похоже на громоподобную интраду Первого и траурные колокола Второго. На пару секунд мы попадаем на 80–90 лет назад, во времена раннего романтизма, когда такой аккомпанемент — похожий на биение сердца, негромкий, как будто рассчитанный на проникновенное вступление певца в шубертовской песне — начинал сочинения часто. Сравните только начала, первые 2–3 секунды:
→ «Неоконченная» симфония Франца Шуберта, 1822.
Аудио-пример на Ютубе
→ Скрипичный концерт Феликса Мендельсона, 1844.
Аудио-пример на Ютубе
→ Третий концерт для фортепиано Сергея Рахманинова, 1909.
Аудио-пример на Ютубе
☦️ Первая тема, вьющаяся вокруг центральной ноты «ре», составленная словно из маленьких звеньев, нетеатральная и несимметричная, вызывала у нескольких поколений комментаторов ассоциацию с церковно-певческим искусством русской старины. Рахманинов говорил в интервью, что «просто так написалось», признавая, однако, что она «...приобрела, помимо моего намерения, песенный или обиходный характер» (он имел в виду Обиход — главную певческую книгу в православии).
→ Вернитесь к первой теме концерта и сравните ее с церковным песнопением (мысленно ускорьте его немного).
🎞 Послушайте первую часть целиком. Мы обсудили главную тему, похожую на обиходное песнопение. Не пропустите лирическую побочную (03.58). Перед началом разработки есть пара фрагментов, в которых прямо угадывается будущая музыка великих голливудских киностудий — постарайтесь их найти! Разработка (06.31) в начале напоминает нам о главной теме, однако тотчас уводит прочь — в зыбкое пространство приключений и тревог, доходящих до пика в каденции.
→ Играет Марта Аргерих.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15 минут.
👻 Каденцией называется в концертах сольный виртуозный раздел в вольном, импровизационном характере. Рахманинов написал две каденции на выбор солиста: абсолютно титаническую аккордовую и страшноватую, с атмосферой «дома с привидениями» — пассажную. На этой записи Марта Аргерих играет вторую: слушайте ее в 10.18.
📀 Ту же каденцию, что Аргерих, играет на этой записи 1955 года исполин советского пианизма Эмиль Григорьевич Гилельс (с французским оркестром; дирижер — Андре Клюитанс). Сравните интерпретации. Ссылка ведет к каденции, но запись стоит послушать целиком.
🎼 Но главную — аккордовую каденцию — нельзя не услышать: оцените эту запись Третьего концерта с LSO и Андре Превином — одну из исполнительских вершин 33-летнего Владимира Ашкенази (1970).
Ссылка ведет прямо к каденции, чтобы вы оценили разницу. Запись, однако, достойна того, чтобы послушать ее целиком.
Завершим разговор о Третьем фортепианном концерте прослушиванием второй части и финала.
🃏 Медленная часть Третьего концерта делает вид, что на<чинается в ожидаемой, «типовой» тональности, классически соотносящейся с тональностью первой части. Однако вступление солиста путает карты. Ощутите этот прорыв материи, болезненный порог, который мы преодолеваем прежде, чем очутиться в райском, но очень далеком мажоре.
📺 Давайте посмотрим историческую запись 75-летнего Владимира Горовица с молодым Зубином Метой и Нью-Йоркскими филармониками (1978). Горовиц — один из лучших исполнителей концерта в истории. Именно из-за его исполнений Третий сравнялся по популярности со Вторым концертом.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания второй части: 10 минут.
💥 Эта часть изобилует воспоминаниями о медленной части Второго концерта — иногда тембровыми, иногда даже тематическими. Однако тут куда больше эмоциональная амплитуда: вспышки эйфории сменяются темной, вязкой меланхолией и колючими токкатными эпизодами.
🎹 Не пропустите вальсовый фрагмент (26.18), где у кларнета и фагота на фоне рассыпчатых пассажей солиста проходит тема первой части, закамуфлированная автором так, что можно прослушать концерт десятки раз, не заподозрив, что это — она: тема проведена от другой ступени (грубо говоря, начинается на «не той» ноте) и перепридумана ритмически.
➿ Медленная часть без перерыва переходит в финал. Главная его тема — тоже родственница открывающей темы первой части, но тут это легко услышать:
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: по желанию.
👿 Послушайте третью часть — образцовый виртуозный финал, трудность и блеск которого — иного порядка, чем в первой части: теперь это мельчайшее кружево, головоломная акробатика. В дисциплинированном, твердом рахманиновском почерке уже здесь начинает мерцать демоническая капризность, «паганиниана», которой завершится (в «Рапсодии на тему Паганини») путь Рахманинова в концертном жанре четверть века спустя.
♾ Вы уже заметили, что Рахманинову очень важна объединенность трех частей: то, что в музыке называют «цикличностью». Прислушайтесь к 34.25 и далее: мы слышим знакомый пульс аккомпанемента первой части и развернутое эхо ее тем. Эти моменты «встречи с прошлым» всегда сообщают циклу что-то волшебное, как будто у сочинения появляется способность к рефлексии: вспоминанию и анализу себя самого, как у сознательного организма.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день