Сергей Рахманинов
Романс: любимый жанр Рахманинова
В романсах Рахманинова чувствуется его лиричность и любовь к русской поэзии и фольклору. В этой части слушаем их и подводим итоги урока.
Говорим о романсах Рахманинова; начнем с тех, где слышны отголоски народной песни.
💞 Рахманинов очень любил жанр романса; в этом он по-настоящему принадлежал русскому 19 веку. Удивительно, что этот композитор, прекрасно владевший крупной формой, умевший «воздвигать» объемные, конфликтные симфонические циклы, сочетавшие суровую дисциплину и стихийные страсти, в области вокального упорно тяготел к камерному, нежному и «дневниковому».
📚 Рахманинов написал около 80 романсов (если считать юношеские). В основном он писал на стихи своих современников или поэтов на поколение старше; буквально около десятка написаны на тексты Пушкина, Кольцова, Тараса Шевченко.
😌 Одна из поразительных его черт — обращение также к поэзии невысокого качества, в художественной слабости которой Рахманинов как будто находил для себя что-то трогательное, дорогое.
📝 Русский романс к тому времени прошел большой путь: уже созданы были комедийно-едкие, подключенные к гоголевскому образному миру работы Даргомыжского; романсы Мусоргского, документально портретные, порой полные щелочи и горечи; восхитительные эпические романсы Бородина, — словом, к началу 19 века автору русского романса было из чего выбрать. Рахманинов, однако, почти полностью игнорирует это разнообразие: для него романс — сугубо лирический жанр.
🌾 В некоторых романсах отчетливо слышно, что Рахманинов прислушивается к фольклорной песне; узнаются типичные для подлинных русских мелодий обороты, отголоски причетов, русской протяжной песни.
💂♀️ Послушаем №4 из Рахманиновского ор.8, «Полюбила я на печаль свою» на стихи Тараса Шевченко в переводе Плещеева (1893). Речь здесь о рекрутчине; исторически песни на эту тему представляли собой плачи; это очень хорошо слышно.
→ Поет немецкая сопрано Анна Прохазка. Русская фонетика дается ей с некоторым трудом, но зато в этом исполнении полностью отсутствует оперный надрыв, с которым часто отчего-то поют романсы Рахманинова.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.
🌞 Пожалуй, самый прославленный романс Рахманинова — «Вокализ», завершающий опус «14 песен», ор.34 (1912). У этой работы абсолютно отчетливый фольклорный колорит: та самая «бесконечная мелодия», что запоминается на всю жизнь всякому, кто слышал эту музыку, связана с традицией русской протяжной песни.
🗣 Вообще, вокализом называется певческое упражнение; распевание на одной гласной, с помощью которого добиваются ровности дыхания, стабильности звукоподачи, красивых, плавных переходов между нотами. Рахманинов сочетает текучую, льющуюся плавность профессионального вокализа с беспредельностью народной мелодии, лишенной симметрии, регулярности, квадратности.
🌸 Еще сильнее фольклорный колорит становится от того, что фортепианная материя насыщена подголосками, которые как бы оплетают основную линию, как побеги цветка, или вторят ей эхом. Такое подголосочное изложение очень типично для русского фольклора.
→ Послушаем первоначальную версию «Вокализа» — для голоса и фортепиано. Поет американская сопрано Кэтлин Бэттл. Оцените целомудрие и простоту, с которым она исполняет этот романс.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
Больше вокализов! Сравним разные интерпретации. Какая из них вам больше импонирует? 👇
→ Послушаем, как поет «Вокализ» современная дива Аида Гарифуллина (это не авторская, но очень часто исполняемая версия для сопрано с оркестром).
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
→ Эта запись — авторский вариант «Вокализа» для оркестра. Играет Филадельфийский симфонический оркестр под управлением Юджина Орманди.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
→ На этой записи Эмиль Гилельс играет фортепианную версию «Вокализа»; послушайте, обращая внимание на то, как нарочитая несентиментальность сочетается в версии Гилельса с какой-то невероятной речевой фразировкой.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
→ А это — трактовка Евгения Светланова, он играет собственное переложение. Часто мы забываем, что великий маэстро был еще и превосходным пианистом. Светланов, напротив, совершенно не боится показаться чувствительным и сентиментальным — послушайте, насколько иначе он пользуется музыкальным временем, и как разительно отличается результат.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Продолжаем слушать романсы Рахманинова — поговорим о пейзажной и любовной лирике.
🌅 «Не пой, красавица, при мне» — редкий случай, когда романс Рахманинова подключен к традиции, созданной композиторами «Могучей кучки» (куда входили Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский и другие). Одна из важных тем музыки «кучкистов» — ориентальная; вспомните «Половецкие пляски». В этом чудесном романсе Рахманинов отдает дань этой традиции — ощутите его сладко-пряное, восточное дыхание. Романс очень ранний, из «6 романсов», ор.4 (1889-93)
→ Поет Дмитрий Хворостовский.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
→ Версию для голоса с оркестром (не авторскую) здесь поет Анна Нетребко.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
🌌 Другой романс из этого опуса — пылкий и чувственный «В молчанье ночи тайной» на слова Афанасия Фета: «...перстам послушную волос густую прядь
Из мыслей изгонять и снова призывать».
→ Поет Дмитрий Хворостовский.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
→ А вот его неожиданная версия — переложение для голоса с оркестром, да еще с солирующей скрипкой (великий Ицхак Перлман!), поет... Пласидо Доминго. Сначала может показаться, что все это немного странно, но потом начинает нравиться.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
💌 Наконец, рахманиновская вокальная лирика стопроцентной концентрации: знаменитые «Сирень» и «Здесь хорошо» из тетради «12 романсов» ор.21 (1900–1902). Достаточно наивные стихи любовно превращены Рахманиновым в настоящие вокальные перлы. Спеть эти двухминутные крохи с их детскостью, бесхитростностью, простодушием, не испортив и не пережав — очень сложно.
→ Послушаем, как эти романсы поет один за другим на лондонском концерте Аида Гарифуллина.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
📨 Редкий случай характерного романса у Рахманинова — здорово сделанное и гомерически смешное звуковое «Письмо К.С. Станиславскому», отправленное из Дрездена в 1908 году по случаю юбилея МХАТа. Посмотрите, как оно выглядит (ноты можно не понимать, самая прелесть тут в тексте, постскриптуме и ремарках — вроде «величественно» в конце)
→ Послушаем, как поет «Письмо» Юрий Гуляев. Качество записи оставляет желать лучшего, но все-таки это очень смешно.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
Сергей Рахманинов, романс «Письмо К.С. Станиславскому от С. Рахманинова», 1908
Давайте суммируем главное из того, что мы узнали о музыке Сергея Рахманинова.
Музыкальный язык
⛈ Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) может считаться наследником Чайковского: перед смертью Петр Ильич «благословил» молодого коллегу, восхищался его музыкой; эстетика Чайковского и юного Рахманинова во многом пересекается. Но есть и отличия: рахманиновский мир холоднее и жестче, в нем больше дисциплины и суровости; катаклизмы, которые он переживает, не личного, а вселенского характера.
⌛️ Рахманинов не принял авангард. Несмотря на то, что он был современником радикальных новаций, по внешним признакам его стиль вплоть до смерти тяготеет к романтизму.
🌾 «Русскость» — фундаментально важная черта Рахманинова. Это проявляется в использовании песнопений Обихода или мастерском копировании их эстетики, любви к фонизму колокольного звона, фольклорного многоголосия.
Биография и личность
🌟 Рахманинов начинал как молодая звезда московской музыкальной школы. Он тяжело воспринял провал своей Первой симфонии, блестяще реабилитировался со Вторым фортепианным концертом, завоевал популярность в Европе и США, после смерти Чайковского стал восприниматься как первое лицо русской музыки. Он встретил революцию в Москве, через два месяца уехав за рубеж. Там его карьера сложилась наилучшим образом (в артистическом и материальном смысле), но оторванность от России и жесткий концертный график отразились на том, что он стал писать в разы меньше.
Главные работы
🎹 Фортепианные миниатюры, в частности, два опуса «этюдов-картин» — ор. 33 и 39.
🗣 Три оперы: юношеская «Алеко», более поздние «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Все — одноактные, все пока не нашли своего совершенного сценического воплощения.
🎶 Четыре фортепианных концерта (3 «российских» и один, написанный в эмиграции) + поздняя одночастная «Рапсодия на тему Паганини».
☦️ «Всенощное бдение» — памятник православной архаике на заре Первой мировой войны.
❣️ Романсы — тут Рахманинов убежденный лирик, наследник Чайковского.
3️⃣ Три симфонии — Первая, ставшая юношеской травмой; полная катастрофических образов и дивной лирики Вторая; и таинственная Третья, где сочетаются церковная древность и Голливуд.
🌞 «Три народные песни» для хора и оркестра — один из 6 «заграничных» опусов Рахманинова; ни на что не похожее апокалипсическое видение «Руси ушедшей».
💃 «Симфонические танцы» — последний опус Рахманинова, где особенно ясно слышна тема проклятости, свойственная его поздним работам.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день