angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Рахманинов

Три симфонии Рахманинова

Первая симфония повергла Рахманинова в депрессию, а Вторая стала общепризнанным шедевром. В этой части слушаем и разбираем симфонии.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

В этой части говорим о Рахманинове-симфонисте. Начнем с Первой симфонии, которая должна была стать заявкой на успех молодого композитора — а обернулась провалом и депрессией.

🎼 Рахманинов — величайший симфонист. При этом он автор всего трех симфоний, из которых лишь Вторая признана безусловным шедевром. Отчасти это объясняется сложной биографией композитора: Первая симфония пост-ученическая, Вторая создана в период расцвета, Третья — после огромного перерыва в поздние годы.

🌪 Симфоническая музыка Рахманинова — мощная энергетическая субстанция, такая воронка, возникшая на рубеже веков, которая втягивает в себя многое из прошлого и будущего. Из прошлого — сам язык, где заметно влияние и Чайковского, и композиторов «Могучей кучки», и немецких романтиков. Из будущего — сильнейшее ощущение катастрофы (не личной, как у Чайковского, а вселенской), которого не было ни у одного русского композитора прежде. В его симфониях драма, как ее понимали в 19 веке, изживает себя. Для Рахманинова характерны поляризация контрастных сфер и их бесконтактное столкновение, приводящее к катастрофе.

🥵 Первая симфония должна была стать серьезной заявкой Рахманинова после окончания консерватории и успешной премьеры «Алеко». В отличие от оперы, симфония сочинялась очень трудно, больше полугода; чтобы завершить работу осенью 1895 года, Рахманинов увеличил свой рабочий день с 7 до 10 часов.

🤦 Роковым оказалось решение провести премьеру симфонии в Санкт-Петербурге — москвич Рахманинов был для петербуржцев фигурой непонятной. К репетициям сложной партитуры подошли безответственно — считается даже, что Глазунов дирижировал премьерой изрядно подвыпившим. По легенде, Рахманинов при первых звуках в ужасе забился на лестницу и, зажав уши ладонями, просидел там до конца.

😱 Симфония с треском провалилась, критика чудовищно разнесла музыку и ее автора. Кюи написал известные строки: «Если бы в аду была консерватория, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привел бы в восторг обитателей ада». Писали, что «натура г. Рахманинова неуравновешенна, болезненна, извращенна», что симфония — «сплошной недостаток», что «Рахманинова можно принять за любого новейшего немца, отравившегося к тому же воззрениями Ницше, но никак не за русского».

😪 Рахманинов был раздавлен и впал в депрессию, которую смог победить лишь через три года с помощью лечения гипнозом. Он думал переделать или уничтожить Первую симфонию, но не сделал ни того, ни другого. После эмиграции Рахманинова она считалась утерянной, но в 1944 году нашлись оркестровые голоса, по которым восстановили партитуру.

🌑 Симфония действительно носит непривычно мрачный, эсхатологический характер. Необъявленным эпиграфом к ней Рахманинов выбрал библейские слова: «Мне отмщение, и аз воздам» — мысль, игравшая огромную роль на рубеже столетий, когда мистические и апокалиптические настроения, ощущения надвигающихся катастроф были сильны.

📝 В симфонии уже обозначены все характерные для Рахманинова сферы: суровая патетика, тончайшая проникновенная лирика, колкие звучания скерцо, мрачная героика, мощные кульминации, отголоски церковных песнопений, пейзажные картины. Тут еще много ученического (учебная фуга в начале разработки первой части), подражания Чайковскому (особенно в скерцо и как бы триумфальном финале). Что действительно поражает в Первой симфонии: как 22-летний мастер ворочает огромными симфоническими массами звука. Хотя иногда он увлекается, и в финале часто слышится какая-то детская радость оркестровых спецэффектов и того, что так много инструментов могут играть так быстро и громко.

👂 Послушайте самый конец финала. Если понравится, обратите внимание на 1 и 2 части.

→ Королевский ливерпульский филармонический оркестр, дирижер — Василий Петренко

Аудио-пример на Ютубе

Поговорим коротко о Третьей симфонии.

🕰 От Первой симфонии Третью отделяют 40 лет, от Второй — 30. Она создавалась сразу после «Рапсодии на тему Паганини» в Швейцарии, в только что построенном имении Сенар. У Рахманинова была возможность сочинять только летом, когда наступал перерыв в концертном сезоне, поэтому первые две части появились в 1935 году, третья (последняя) — в 1936.

⌛️ Симфония создает впечатление, что Рахманинов застрял в прошлом: Европа уже пережила Первую мировую войну, ее культуру сотрясали скандалы вроде премьеры «Весны священной» Стравинского, композиторы уже прошли увлечение экспрессионизмом, атональностью, джазом, индустриализмом, освоили додекафонию. Но Рахманинов будто всего этого не замечает, любовно сохраняя в своей душе все то, что он увез в свое время из России — образы, чувства и мелодии.

Но современность все-таки дает о себе знать. Лирическая тема первой части симфонии вдруг появляется в блеске голливудских огней.

Аудио-пример на Ютубе

☠️ В разработке ненадолго появляются отзвуки мрачных образов Стравинского и сухое бряцание «костей» — пляска смерти 20 века, образ, который уже возникал в «Рапсодии на тему Паганини». Все это неизбежно выливается в катастрофу.

Аудио-пример на Ютубе

🎻 Завершается первая часть в положительном ключе, однако Рахманинов находит необычные тембровые сочетания, например, скрипки в запредельно высоком регистре, и кажется, что хэппи-энд происходит уже не в этом мире.

😇 Вторая часть объединяет в себе Adagio и Скерцо. Медленный раздел пронизан типичными для Рахманинова интонациями, но тоже кажется приветом из горнего мира — из тех высот, куда Рахманинов когда-то унес нас в кульминации знаменитого «Вокализа». Здесь господствует мистический пантеизм в духе «Китежа» Римского-Корсакова. Особый характер ему придают многочисленные соло разных инструментов, создающих эффект разноголосицы.

☁️ Удивительное и странное Скерцо, где типичные волевые интонации Рахманинова и трубные фанфары сопоставляются с хрупким небесным тембром челесты.

Аудио-пример на Ютубе

😡 Финал поначалу кажется прямым продолжением линии народно-жанровых финалов Чайковского и типичной рахманиновской лирикой. Но нет: в начале разработки Рахманинов вдруг пишет энергичную и угловатую фугу, тему которой постепенно вытесняет средневековая секвенция Dies Irae («День гнева»), важный музыкальный образ для позднего Рахманинова. Итоговый мажор симфонии — явно не то, чем он может казаться.

Аудио-пример на Ютубе

🎉 Премьера Третьей симфонии состоялась в США 6 ноября 1936 года в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. Отзывы были сдержанными, кое-кто даже заметил, что немного работы ножницами не испортило бы партитуру. Но Рахманинов верил в свою последнюю симфонию. Сегодня ее исполняют намного реже, чем Вторую, но все-таки многие крупные дирижеры хотят понять эту необычную партитуру, где за привычными образами скрываются новые смыслы.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Подробнее остановимся на Второй симфонии.

🙇‍♂️ Удивительно, что после провала Первой симфонии Рахманинов вообще написал Вторую. Трудно представить, каких сил это ему стоило. Но после успеха Второго фортепианного концерта к Рахманинову начала возвращаться вера в себя, и в 1906 году, в последний сезон работы в Большом театре, он задумал Вторую симфонию. Чувствуя творческий подъем, он оставил дирижерский пост и уехал с семьей на несколько лет в Дрезден, чтобы ничего не отвлекало его от занятий композицией. Бежал Рахманинов и от революционных беспорядков, потрясавших страну с 1905 года.

📰 Работу над симфонией Рахманинов вел в тайне, однако зимой 1907 года он прочел в немецкой газете новость о завершении его Второй симфонии. На самом деле она еще не была переписана начисто, но к Рахманинову было приковано всеобщее внимание — на этот раз новой симфонии от него ждали.

🕴 Ждали еще и потому, что в начале века многие композиторы отошли от крупных жанров, предпочитая миниатюры, значительные события в симфонический жизни были редкими — например, Третья симфония Скрябина или Восьмая симфония Глазунова. На Рахманинова смотрели как на наследника Чайковского и крупнейшую фигуру новой русской симфонической школы.

🎉 Премьера Второй симфонии состоялась 8 февраля 1908 года в Петербурге (какие тревожные минуты, должно быть, переживал автор!). На этот раз он никому не доверил симфонию и дирижировал сам.

👏 Премьера прошла с успехом. Теперь о Рахманинове писали, что «это — артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением... с предрасположенностью к элегическому строю. Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей».

🌎 Вторая симфония была отмечена Премией Глинки в размере 1000 рублей и быстро вышла на международную сцену, в 1911 году добравшись до США.

✂️ Единственным крупным недостатком симфонии считали ее длину, и с самого начала возникла традиция делать в ней сокращения. Существовал список купюр, санкционированных самим Рахманиновым, но по факту дирижеры сокращали ее на свой вкус: кто-то хирургические вырезал небольшие фрагменты, кто-то выбрасывал здоровые куски, сокращая симфонию до 35 минут! Увы, сокращения не добавляли симфонии стройности, а только лишь уродовали ее по-своему совершенную форму. Лишь спустя многие годы после смерти Рахманинова традицией стало исполнение полной партитуры. В России одним из первых это сделал Евгений Светланов.

💰 Кстати, в 2014 году единственный сохранившийся авторский экземпляр партитуры Второй симфонии был продан на торгах Sotheby's в Лондоне за 1 миллион 202 тысячи 500 фунтов стерлингов.

1. Дрезден, 1906
2. Дом в Дрездене, где жил Рахманинов
3. Фрагмент рукописи Второй симфонии

Теперь давайте послушаем Вторую симфонию.

→ Запись Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова.

Первая часть начинается с медленного вступления, построенного на теме-эпиграфе, которая становится лейтмотивом всей симфонии, — характерный прием Рахманинова.

🌾 Музыка первой части пропитана типичной для Рахманинова меланхолией русского пейзажа, отсутствие заметного контраста между темами придает ей «равнинный» характер. Зато разработка выдержана в очень мрачных тонах. Из необычных деталей: Рахманинов предписал полное повторение экспозиции (ее часто сокращали), в разработке участвуют главная тема и тема-эпиграф; зато в репризе главная тема, растерзанная в разработке, появляется только в виде отдельных мотивов, а царит тут лирическая побочная, разросшаяся до огромных размеров.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 18 минут.

Вторая часть — скерцо, пронизанное упругими рахманиновскими ритмами. От «шутки» тут только жанровое название и форма, построенная на сопоставлении нескольких контрастных разделов. Главный раздел напоминает недобрые скерцо-марши Чайковского.

🌓 Контрастная лирическая тема предвещает откровения третьей части симфонии. А центральный эпизод — мастерски написанная фуга (привет главному русскому полифонисту Сергею Танееву, которому посвящена симфония) на ритмически переосмысленную тему Dies Irae.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут.

🎼 Adagio — лирическое откровение Рахманинова. Третья часть начинается со знаменитого «припева» — короткой темы струнных, в которую невозможно не влюбиться.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15 минут.

🌟 За эту тему сразу цепляется слух. Она стала настоящим хитом — таким же, как тема средней части Второго фортепианного концерта. В 1975 году Эрик Кармен написал хит All By Myself на основе темы фортепианного квартета, а через год сделал мелодию из Третьей симфонии припевом песни Never Gonna Fall in Love Again и выплачивал авторские права.

Аудио-пример на Ютубе

🎶 Однако Рахманинов быстро оставляет тему, из которой другой композитор, гордый таким поэтическим озарением, сделал бы целую часть. Основная тема Adagio — не такая «попсовая», но необычайно красивая бесконечная мелодия кларнета.

💂‍♀️ Финал построен на контрасте быстрой энергичной темы и развернутого лирического образа. Он начинается и заканчивается бодрым триумфальным маршем в традициях Чайковского. Обратите внимание, что насколько раз возвращается «припев» медленной части.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут.

🎞 Мы уже упоминали о связи Рахманинова с характерной интонацией голливудской музыки. Посмотрите этот фрагмент из фильма «Бёрдмэн» (Birdman) Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

Режиссер использует фрагмент из Второй симфонии в качестве темы, связанной в фильме с полетом, о котором мечтает герой. Вместе с тем Иньярриту иронично обыгрывает рахманиновскую тему как голливудское клише.

Посмотреть видео на Ютубе

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;