Реформы Витте и Столыпина
Что было с российской экономикой в 19 веке
Россия развивает капитализм. В этой части разберемся, что стояло на пути получения Российской империей статуса Великой державы.
Давайте посмотрим, что происходило в Российской империи в конце 19 века.
📊 Россия была молодой страной, за последнюю треть 19 века население выросло почти в два раза. Около 85% населения — крестьяне, соответственно, они же главные налогоплательщики и основа государственного бюджета. Также Российская империя оставалась единственной неограниченной монархией в Европе.
📉 По ряду экономических показателей Россия сильно отставала от стран Западной Европы — в том числе по уровню урбанизации и промышленного роста. Тем не менее, она продолжала претендовать на статус великой державы, поэтому нуждалась в срочной модернизации.
💵 В конце 19 века в Европе, в том числе и в России начинается развитие капитализма, но в каждой стране это происходит по-своему.
1️⃣ Первый эшелон (Великобритания, Бельгия, Голландия, США, Франция)
▫️ Капитализм развивается естественным путем при наименьшем вмешательстве государства.
▫️ Промышленный переворот произошел еще в конце 18 века.
▫️ Развитие капитализма начинается с легкой промышленности, за которой потом подтягиваются и остальные сферы — станкостроение, железнодорожное строительство, банковское дело и т.д.
2️⃣ Второй эшелон (Германия, Италия, Россия, Австро-Венгрия)
▫️ Капитализм начал развиваться позже именно в связи с тем, что возникла угроза со стороны стран первого эшелона. Промышленный переворот происходит в первой половине — середине 19 века.
▫️ Капиталистические отношения развивались благодаря интенсивному государственному вмешательству, соответственно, приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, развитие которой шло в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Монополии также развиваются при государственном вмешательстве.
▫️ Многоукладная экономика — остатки докапиталистических проявлений, например, помещичья собственность на землю, крестьянские общины.
🇷🇺 После того, как в России прошли «Великие реформы» Александра II, капиталистические отношения начали развиваться довольно стремительно, но их главной проблемой был поиск капиталов. Капитализм предполагает совокупность трех рынков: сбыта, капиталов, свободной рабочей силы. В России свободная рабочая сила появилась после отмены крепостного права, но большинство капиталов были государственными, а рынок сбыта также оставался достаточно маленьким из-за низкой покупательной способности населения.
💸 Основной источник развития промышленности в России — перекачка средств за счет государственных налогов, например, выкупных платежей, которые крестьяне платили за землю. Но это не может полностью решить проблему с рынком капиталов.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Проблему рынка капиталов, необходимого для развития промышленности в России, должен был решить Сергей Юльевич Витте.
👪 Он был дворянином, выходцем из прибалтийских немцев. Вырос в Тифлисе и поступил в университет в Одессе, где учился на физико-математическом факультете.
📚 Витте предлагали остаться работать в университете, но он предпочел карьеру чиновника. В 1870 году, в возрасте 21 года, он начал работать в управлении Одесской железной дороги. Это была частная дорога, поэтому Витте зарабатывал довольно неплохие деньги.
🚂 Витте достаточно долго проработал в сфере железных дорог. Но в 1875 году его карьера могла оборваться из-за того, что недалеко от Одессы произошла Тилигульская катастрофа — одна из крупнейших железнодорожных катастроф в России 19 века. В результате крушения поезда погибло более 140 человек, почти столько же получили тяжелые ранения. Причиной происшествия стало то, что во время ремонтных работ на дороге не были выставлены соответствующие предупредительные знаки.
📃 В этой катастрофе обвинили в том числе и Витте, вместе со своим начальником он был приговорен к 4 месяцам лишения свободы. Однако, пока шло следствие по делу, началась русско-турецкая война, и Витте стал управляющим железной дорогой, через которую шло снабжение русских войск, поэтому ему смягчили наказание.
🔜 После окончания войны Витте переехал в Петербург, где работал в Обществе Юго-Западных железных дорог. Председателем общества был знаменитый варшавский банкир Иван Блиох, а среди членов общества — Иван Вышнеградский, будущий министр финансов.
🤜 Работая в Петербурге, в 1880 году Витте создал организацию «Священная дружина», которая охотилась на террористов и революционеров. После этого его заметили при дворе не только как хорошего управленца в сфере железных дорог, но и как человека, готового заниматься защитой монархии, что стало еще одним этапом в его карьере.
Витте и Александр III: от «Священной дружины» до железных дорог
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день