angle-down facebook instagram vkontakte warning

Реформы Витте и Столыпина

Что было с российской экономикой в 19 веке

Россия развивает капитализм. В этой части разберемся, что стояло на пути получения Российской империей статуса Великой державы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Сергей Соловьев
Историк-архивист, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории

Давайте посмотрим, что происходило в Российской империи в конце 19 века.

📊 Россия была молодой страной, за последнюю треть 19 века население выросло почти в два раза. Около 85% населения — крестьяне, соответственно, они же главные налогоплательщики и основа государственного бюджета. Также Российская империя оставалась единственной неограниченной монархией в Европе.

📉 По ряду экономических показателей Россия сильно отставала от стран Западной Европы — в том числе по уровню урбанизации и промышленного роста. Тем не менее, она продолжала претендовать на статус великой державы, поэтому нуждалась в срочной модернизации.

💵 В конце 19 века в Европе, в том числе и в России начинается развитие капитализма, но в каждой стране это происходит по-своему.

1️⃣ Первый эшелон (Великобритания, Бельгия, Голландия, США, Франция)

▫️ Капитализм развивается естественным путем при наименьшем вмешательстве государства.

▫️ Промышленный переворот произошел еще в конце 18 века.

▫️ Развитие капитализма начинается с легкой промышленности, за которой потом подтягиваются и остальные сферы — станкостроение, железнодорожное строительство, банковское дело и т.д.

2️⃣ Второй эшелон (Германия, Италия, Россия, Австро-Венгрия)

▫️ Капитализм начал развиваться позже именно в связи с тем, что возникла угроза со стороны стран первого эшелона. Промышленный переворот происходит в первой половине — середине 19 века.

▫️ Капиталистические отношения развивались благодаря интенсивному государственному вмешательству, соответственно, приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, развитие которой шло в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Монополии также развиваются при государственном вмешательстве.

▫️ Многоукладная экономика — остатки докапиталистических проявлений, например, помещичья собственность на землю, крестьянские общины.

🇷🇺 После того, как в России прошли «Великие реформы» Александра II, капиталистические отношения начали развиваться довольно стремительно, но их главной проблемой был поиск капиталов. Капитализм предполагает совокупность трех рынков: сбыта, капиталов, свободной рабочей силы. В России свободная рабочая сила появилась после отмены крепостного права, но большинство капиталов были государственными, а рынок сбыта также оставался достаточно маленьким из-за низкой покупательной способности населения.

💸 Основной источник развития промышленности в России — перекачка средств за счет государственных налогов, например, выкупных платежей, которые крестьяне платили за землю. Но это не может полностью решить проблему с рынком капиталов.

Военный завод в России в конце 19 века

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Проблему рынка капиталов, необходимого для развития промышленности в России, должен был решить Сергей Юльевич Витте.

👪 Он был дворянином, выходцем из прибалтийских немцев. Вырос в Тифлисе и поступил в университет в Одессе, где учился на физико-математическом факультете.

📚 Витте предлагали остаться работать в университете, но он предпочел карьеру чиновника. В 1870 году, в возрасте 21 года, он начал работать в управлении Одесской железной дороги. Это была частная дорога, поэтому Витте зарабатывал довольно неплохие деньги.

🚂 Витте достаточно долго проработал в сфере железных дорог. Но в 1875 году его карьера могла оборваться из-за того, что недалеко от Одессы произошла Тилигульская катастрофа — одна из крупнейших железнодорожных катастроф в России 19 века. В результате крушения поезда погибло более 140 человек, почти столько же получили тяжелые ранения. Причиной происшествия стало то, что во время ремонтных работ на дороге не были выставлены соответствующие предупредительные знаки.

📃 В этой катастрофе обвинили в том числе и Витте, вместе со своим начальником он был приговорен к 4 месяцам лишения свободы. Однако, пока шло следствие по делу, началась русско-турецкая война, и Витте стал управляющим железной дорогой, через которую шло снабжение русских войск, поэтому ему смягчили наказание.

🔜 После окончания войны Витте переехал в Петербург, где работал в Обществе Юго-Западных железных дорог. Председателем общества был знаменитый варшавский банкир Иван Блиох, а среди членов общества — Иван Вышнеградский, будущий министр финансов.

🤜 Работая в Петербурге, в 1880 году Витте создал организацию «Священная дружина», которая охотилась на террористов и революционеров. После этого его заметили при дворе не только как хорошего управленца в сфере железных дорог, но и как человека, готового заниматься защитой монархии, что стало еще одним этапом в его карьере.

С. Ю. Витте в 1880-е годы

Витте и Александр III: от «Священной дружины» до железных дорог

курс Level One
Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;