angle-down facebook instagram vkontakte warning

Реформы Витте и Столыпина

Начало карьеры Витте и его первые реформы

Транссибирская магистраль, золотой стандарт и винная монополия. Что еще успел сделать Витте за пару лет на посту министра? Выясним в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Сергей Соловьев
Историк-архивист, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории

В 1886 году Витте становится руководителем Общества Юго-Западных железных дорог, одного из самых доходных и успешных в России.

🙅‍♂️ В этот момент у него возник конфликт с придворными Александра III. Император любил быструю езду и настаивал на том, чтобы к его царскому поезду прицепляли два промышленных паровоза, которые могли бы развить максимальную скорость. Витте заявлял, что в результате подобных действий может произойти крушение, поэтому отказался предоставлять второй паровоз во время путешествия императора по своей дороге.

💥 Через 2 года, в 1888 году произошла железнодорожная катастрофа на Курско-Харьковской железной дороге, ее причиной стало именно то, о чем предупреждал Витте — царский поезд сошел с рельс из-за слишком большой скорости. Витте принимал участие в расследовании этого крушения.

💵 Спустя год император назначил Витте начальником Железнодорожного департамента при Министерстве финансов, одновременно он получает звание действительного статского советника. Из-за того, что с переходом из частной компании на государственную службу Витте сильно терял в доходах, он попросил о доплате к жалованию, которую получал из личных средств императора и государственной казны.

🚞 В качестве главы департамента Витте начинает скупать частные железные дороги, так как благодаря этому можно назначать одинаковые тарифы и систематизировать работу железнодорожного транспорта.

📚 В 1889 году Витте публикует работу «Национальная экономия. Фридрих Лист», в которой аргументирует необходимость жесткой протекционистской политики. А в 1891 году на основе его концепции был разработан таможенный тариф. Были назначены разные тарифы на разные типы промышленности (если какая-то отрасль в России развита хорошо, тарифы на нее были выше, и наоборот).

🗣 Позже Витте заявлял: «Создание собственной промышленности — это и есть та коренная не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы».

➡️ Витте становится одним из архитекторов российской экономической политики еще до того, как начал занимать высшие государственные должности.

Катастрофа в Борках в 1888 году —сошедший с рельсов царский поезд

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Книга С. Ю. Витте с обоснованием политики протекционизма

В 1892 году Железнодорожный департамент был выведен из Министерства финансов и стал отдельным Министерством путей сообщения, которое и возглавил Сергей Витте. Он продолжает реформы железнодорожных тарифов. Одна из ключевых проблем, которую решает Витте — скопление грузов, ведущее к их порче и задержке поставок.

💰 В августе 1892 года Витте назначают министром финансов, и он становится одним из самых влиятельных министров в России. На этом посту он проводит ряд важных реформ. В первую очередь организует строительство Транссибирской магистрали — самой длинной железной дороги в мире. Он продолжал уделять большое внимание железнодорожному строительству, потому что оно улучшало внутреннюю торговлю, стимулировало развитие целого ряда отраслей, а также превращало города, через которые проходят дороги, в экономические центры. За время работы Витте протяженность железных дорог в России увеличилась в два раза.

🇹🇩 Витте продолжает работу с таможенной сферой и в 1892–1894 годах начинает «таможенную войну с Германией». Германия заявила, что будет повышать собственные тарифы на ввоз российских сельскохозяйственных продуктов, которые являлись главным источником доходов России на внешнем рынке. Между Россией и Германией существовали тесные династические связи, поэтому в торговле между странами часто не использовались существующие пошлины.

🇫🇷 Когда в конце 19 века Россия сменяет внешнеполитический вектор в сторону Франции, Германии это, конечно, не понравилось. Германия заявляет, что к странам, с которыми она заключит торговые соглашения, будут применяться минимальные пошлины, а к остальным, в том числе к России, — максимальные. России был предъявлен ультиматум, требующий снизить таможенные тарифы.

📈 Витте пошел на обострение конфликта, заявив, что введенный в 1891 году тариф будет признан минимальным, а повышенный тариф будет больше на несколько десятков процентов, что фактически делает его запретительным и абсолютно невыгодным для Германии. Там это посчитали шантажом, однако Витте действительно принял новый двойной тариф.

🔛 Начало таможенной войны он аргументировал тем, что Германии как промышленной и урбанизированной стране важнее экспортировать свои товары, чем России, в которой внутренний рынок еще достаточно слабо развит. В Европе заговорили о том, что Витте ведет дело к настоящей войне между Россией и Германией. Витте рассчитывал на то, что Германия сломается первой, в итоге так и произошло.

➡️ Германия пошла на компромисс и признала тарифы 1891 года, а Витте прославился как тонкий экономист и политик. В 1894 году был заключен выгодный для России торговый договор на 10 лет.

1 — Современный вид части Транссибирской магистрали: Кругобайкальской железной дороги.

2 — Карта Транссибирской магистрали на 1899 год.

Витте был сторонником заключения соглашения с Францией, так как России были необходимы ее финансовые рынки — она до сих пор испытывала дефицит капиталов, необходимых для развития промышленности.

🍷 Для повышения доходов бюджета Витте в 1895 году ввел винную монополию. Эта монополия действовала вплоть до начала Первой Мировой войны. По ее правилам, водку (монополия распространялась только на нее) могли производить и частные заводы, но весь спирт покупался государством и продавался через государственные лавки — «казенки».

🥃 Витте обвиняли в том, что из-за этой реформы у людей была финансовая возможность покупать водку, но не было возможности ее закусывать. Основными потребителями дешевого алкоголя были крестьяне и рабочие. Знать употребляла виноградные вина, коньяки и т.д. Перед Первой мировой доход от винной монополии составлял 26% от всей доходной части бюджета страны. Противники Витте называли бюджеты во время действия винной монополии «пьяными бюджетами».

💰 В 1895–1897 годах Витте проводит свою главную реформу, которой он гордился больше всего. Это — финансовая реформа. В России был введен «золотой стандарт» — обмен банкнот на золото и привязка курса валюты к золоту.

⚖️ До Витте в России существовали и золотые, и серебряные, и бумажные деньги. Но у каждого из этих типов денег был свой плавающий курс, бумажные деньги ценились ниже всего. А правительство в случае необходимости прибегало выпуску именно бумажных денег, что их еще больше обесценивало.

💵 Кроме того, российские банкноты вывозились за рубеж, и многие европейские финансисты спекулировали на курсе рубля. Витте начал с того, что запретил вывоз российских денег, а на европейских биржах были скуплены русские рубли.

🍞 Важный факт: низкий курс бумажного рубля был выгоден экспортерам хлеба — помещикам и невыгоден промышленникам. Крупные помещики в Государственном Совете пытались прервать реформу, но Витте довел ее до конца благодаря влиянию на царя и ловким интригам против оппонентов.

➡️ После введения золотого стандарта был установлен такой курс кредитных билетов и золотой монеты: 7 рублей 40 копеек за 5 рублей золотом. Позже он был снижен до 7 рублей 50 копеек, то есть 1:1,5.

💸 В 1897 году был выпущен тираж 15-рублевых золотых монет, а также монеты 7 рублей 50 копеек, имевшие содержание чистого золота, как у старых 10 и 5 рублей соответственно.

🧾 В 1898 году старые кредитные билеты были объявлены недействительными и свободно обменивались на новые в соотношении 1,5:1.

📌 Правительство тем самым девальвировало бумажный рубль, сократило свои долги перед населением и создало устойчивую валюту, гарантирующую приток иностранного капитала.

🔄 Витте поначалу ввел в обращение такое количество золота, которое обеспечивало не всю сумму кредитных билетов, то есть менять кредитные билеты на золото было можно в любом количестве, но при этом часть обращающейся денежной массы золотом не обеспечивалась.

🔛 В итоге Россия создает конвертируемую валюту и привлекает иностранный капитал, в результате чего Витте начинает сводить бездефицитные бюджеты. Витте критиковали за то, что в результате реформы снизилось количество денег в обороте и, следовательно, покупательная способность населения. Но промышленность получила необходимые капиталы и стабильную финансовую систему.

1 — Пробная монета в 15 русов, в итоге не одобренная.

2 — 10 рублей золотом Николая II — после реформы.

3 — Казеная винная лавка в начале 20 века.

В процессе строительства Транссибирской магистрали Витте задумался о проникновении в Китай. Идея заключалась в том, чтобы провести железную дорогу от Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию — напрямую, да еще по куда более населенной местности.

🇨🇳 Это обеспечивало экономическое и политическое проникновение России в Северо-Восточный Китай — в Маньчжурию.

👨‍💼 В 1896 году на коронацию Николая II приехал высокопоставленный китайский чиновник Ли Хунчжан, который согласился на строительство российской железной дороги по территории Маньчжурии — Китайской восточной железной дороги (Маньчжурская дорога или КВЖД). С Китаем был заключен секретный договор против Японии, которая также активно пыталась проникнуть во все более слабеющий Китай.

🌏 Формально КВЖД была интернациональной. Для финансирования ее строительства и работы был создан Русско-Китайский банк, который фактически принадлежал России. Правление КВЖД было русско-китайским, но в реальности всем распоряжались русские чиновники. Строительство дороги означало, как говорил Витте, «мирное завоевание Маньчжурии».

🇯🇵 Однако Япония воспринимала проникновение России в Китай очень болезненно. Кроме того, в 1898 году Россия по инициативе Николая II нарушила свой собственный договор с Китаем и по соглашению с Германией (Вильгельм II лично договорился об этом с Николаем) оккупировала Ляодунский полуостров. Там вскоре была построена военная база — Порт-Артур. Витте был противником такой политики, но впервые не смог навязать своего мнения императору. Это стало предпосылкой к русско-японской войне.

🤜 Витте возлагал всю вину за ухудшение отношений с Китаем и Японией на дурное окружение Николая II. Но Витте предпочитал забыть, что именно его политика разожгла аппетиты некоторых придворных и промышленников, которые посчитали, что Россия может захватить этот регион ради прибыли этих «бизнесменов».

1 — Карта КВЖД.

2 — Поселение русских рабочих — строителей КВЖД.

3 — Харбин — город, основанный русскими как центр управления КВЖД на китайской территории.

Прочитайте отзыв В.И. Ленина о винной монополии (1901 год):

«Каких только благ ни ждала от нее наша официальная и официозная пресса: и увеличения казенных доходов и улучшения продукта и уменьшения пьянства! А на деле вместо увеличения доходов до сих пор получилось только удорожание вина, запутанность бюджета, невозможность точно определить финансовые результаты всей операции; вместо улучшения продукта получилось ухудшение, и вряд ли правительству удастся особенно импонировать публике тем сообщением об успешных результатах „дегустации“ новой „казенки“, которое обошло недавно все газеты. Вместо уменьшения пьянства — увеличение числа мест тайной продажи вина, увеличение полицейских доходов с этих мест, открытие винных лавок вопреки воле населения, ходатайствующего о противном, усиление пьянства на улицах».

Подумайте, стоила ли реформа, на самом деле увеличившая доходы бюджета, описанных отрицательных последствий?

Витте и «полицейский социализм»

курс Level One
Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;