Рембрандт
1630-е: мифологические и библейские сюжеты
1630-е годы — период беззаботной и обеспеченной жизни, когда Рембрандт написал свои лучшие картины. Поговорим о мифологических и библейских сюжетах в его творчестве.
1. Рембрандт. Воздвижение креста
2. Рембрандт. Снятие с креста
3. Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста
Поговорим о мифологических и библейских сюжетах в творчестве Рембрандта.
🙏 Рембрандт написал парные полотна на темы Страстей Христовых —«Воздвижение Креста» и «Снятие креста» по государственному заказу для штатгальтера Хендрика Оранского. Это были камерные картины для уединенных молитв.
▪️ Этот заказ он получил благодаря Хендрику ван Эйленбюрху, в доме которого художник жил в Амстердаме (он же оказался и дядей будущей жены художника). До вступления в гильдию Св. Луки Рембрандт не имел права продавать свои работы сам. Эйленбюрх обеспечивал его заказами и помогал с продажей.
«Воздвижение креста»
🧨 Художник выбирает кульминационный момент, когда крест еще не обрел вертикальное положение.
🌅 Работа со светом. Яркая вспышка света освещает фигуру Христа, толпа скрыта тенью. Погружение во тьму соответствует тексту евангелия, в котором говорится о том, что в тот момент наступила тьма по всей земле. Свет проходит через фигуру палача и останавливается на мужчине в голубом.
🤳 Здесь есть и автопортрет художника — он находится в точке пересечений диагоналей полотна, в геометрическом центре картины. Таким образом художник как бы становится соучастником казни Христа.
«Снятие с креста»
🤳 Здесь тоже есть изображение художника — фигура в голубом, стоящая на лестнице. Но здесь он не палач, а находится в окружении Спасителя.
▪️ Композиция так же построена по вертикали.
©️ Скорее всего Рембрандт был знаком с работой Рубенса на аналогичную тему. Он применяет композиционные приемы Рубенса: располагает персонажей венком вокруг фигуры Христа, смещает вправо вертикали креста, чтобы передать движение из глубины картины на зрителя.
🧎 В отличие от Рубенса, у рембрандтовского Иисуса искаженные пропорции, вывихнутые суставы, сведенное судорогой лицо. А у Рубенса Христос — человек богатырского телосложения.
▪️ Картина Рубенса эмоционально яркая, так как предназначалась для католического храма. Рембрандт же писал для принца-протестанта.
🌅 Особенности работы. Рембрандт не ищет эффектных выразительных поз и светом выхватывает центральную группу — свет исходит от тела Христа и изливается потоком на лица учеников. Отблески от тела выхватывают из тьмы эмоции и переживания.
▪️ Интересна фигура в восточной одежде, стоящая у подножия креста и опирающаяся на трость. Вероятно, это сановник Синедриона. Но ничто не напоминает в нем еврея — перед нами чисто голландский тип. Возможно, он написан с какого-то реального чиновника.
🆕 Новаторство. Раньше никто из художников не помещал свое изображение в центре холста и тем более не делал себя участником казни Христа.
🤲 Рембрандт долго не мог получить плату за эти работы. Принц должен был заплатить по 600 флоринов за каждую. Рембрандт получит деньги только через полгода, после того, как отправит принцу три письма с напоминанием.
▪️ Позже художник продолжит работу над циклом «Страсти Христовы» и напишет еще несколько картин для принца.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРембрандт
1. Мост Сикса
2–4. Зарисовки с улицы
5–8. Животные
9. Ангел возвещает пастухам рождение Спасителя
10. Изгнание торгующих из храма
Однажды Рембрандта пригласил в гости один из почитателей — Ян Сикс. За обедом оказалось, что нет горчицы и хозяин послал слугу в соседскую деревню. Рембрандт поспорил, что до возвращения слуги успеет закончить гравюру. Спор он выиграл, и сегодня это очень ценная работа «Мост Сикса». Давайте поговорим о гравюрах художника.
✍️ Рембрандт часто создавал гравюры по ходу прогулки. Так возникли «Играющие в карты», «Пирожница», «Девочка, возвращающаяся с рынка» и другие.
1️⃣ Рембрандт стал первым живописцем Возрождения, который изображал настоящих зверей, а не мифических. Он заходил в зверинцы, знакомился с хозяевами, узнавал про нравы животных и писал гравюры с натуры.
1️⃣ Он стал первым, кто смог передать световые эффекты и придать фигурам движение на черных оттисках без использования других красок.
▪️ В работе «Ангел возвещает пастухам рождение Спасителя» потоки света придают людям и животным рельефность.
▪️ В работе «Изгнание торгующих из храма» Рембрандт изображает хаос. Несмотря на обилие фигур, композиция производит цельное впечатление.
Рембрандт
1. Даная, 1636–1643
2. Похищение Ганимеда, 1635
3. Пир Валтасара, 1635
4. Жертвоприношение Авраама, 1635
В отличие от большинства голландских художников Рембрандт продолжает разрабатывать мифологические и библейские темы. Поговорим о некоторых из них подробнее.
🤔 Художник никогда не был в Италии и не обучался у итальянских мастеров, но создает под их влиянием ряд картин на мифологические и религиозные сюжеты.
Работа «Даная»
✨ Эту работу Рембрандт писал для себя, а не на заказ. Зевс золотым дождем проникает в чертоги Данаи, будущей матери Персея.
🙋♀️ Рентген показал, что там сразу две картины. Первоначально художник написал свою жену Саскию через 2 года после женитьбы. Но в 1642 году Саския умирает, и любовницей Рембрандта становится кормилица его ребенка Титуса — Гертье Диркс. Говорят, что она потребовала переписать эту работу, наделив Данаю ее чертами. Рембрандт изменил не только лицо, но и позу женщины.
💭 Рембрандт стремится создать свою систему символов, а не просто проиллюстрировать миф. У Эроса связаны руки — символ «вынужденного целомудрия». Дождь становится потоком света. Служанка держит пустой кошелек, чтобы наполнить его деньгами от Зевса.
▪️ В первом варианте картины Даная прощалась с Зевсом: ее рука была повернута ладонью вниз в жесте прощания. А во втором варианте рука обращена ладонью вверх — Даная ожидает Зевса.
📍 До 18 века местонахождение картины было неизвестно. В 18 веке картина всплывает в коллекции французского коллекционера Пьера Кроза, а затем попадает в собрание к Екатерине Второй по рекомендации Д. Дидро.
Работа «Похищение Ганимеда»
📖 Работа по мотивам мифологического сюжета. Ганимед отличался необыкновенной красотой, которую заметил Зевс и, обратившись в орла, спустился на землю, чтобы похитить его.
▪️ На Олимпе Ганимед станет виночерпием — об этом напоминает виноградная ветвь в руках младенца.
🆕 Новаторство Рембрандта: обычно Ганимед изображается в виде красивого юноши. Рембрандт же дает необычную и очень ироническую трактовку юноши как младенца с искаженным лицом.
Работа «Пир Валтасара»
📖 По сюжету Валтасар получил власть в Вавилоне после смерти отца и устроил пир. Гостям не хватило посуды, и он приказал принести ритуальные золотые кубки из Иерусалима. Осквернив кубки, все увидели руку, которая выводила на стене надпись. Никто из мудрецов не смог ее прочесть, кроме пророка Даниила — пророчество гласило о скорой гибели Вавилона.
🎨 Рембрандт работал над картиной два года. Он использовал уже традиционные для себя цвета: золотистые, коричневые, красные. Герои выступают из темноты, освещенной буквами. В изображении жены Валтасара проступают черты Саскии.
🆕 Рембрандт по-новому решил вопрос с буквами. До Рембрандта, чтобы изобразить буквы, которые нельзя сразу прочитать, изображали либо пишущую руку, но без надписи, либо писали слова на латыни, но с ошибками.
▪️ Рембрандт же пишет на иврите без ошибок, но не справа налево, а сверху вниз. Это решение, возможно, подсказал его сосед — раввин Менаш бэн Исраэль.
😫 Художник работает с психологизмом, изображая состояние ужаса. Герои застыли от увиденного. Интересна героиня на переднем плане, которая от ужаса роняет бокал с вином, и оно проливается. Эту находку — своеобразный «стоп кадр» — Рембрандт будет использовать и в других своих работах.
Работа «Жертвоприношение Авраама»
🎨 Характерные черты творчества Рембрандта — монументальная форма, повышенный драматизм действия, бурное движение, активность света и тени. Напряжение создается сильным светом, выделяющим тело Исаака.
▪️ Рембрандт выстраивает фигуры вертикально. Ангел не подходит из-за спины, а подлетает сверху. На лице Авраама смятение.
🆕 Новаторство. Рембрандт убирает из сюжета важный мотив — агнца. Теперь Бог не говорит о замене жертвы, он просто останавливает процесс. Нож Авраам явно держал не твердо. Ангел легко схватил его за руку, а нож уже выпал.
🔪 Композиционный психологический ход — это момент остановленного мгновения, изображение падающего ножа.
1. Рембрандт. Даная
2. Даная после покушения
3. Даная после реставрации
4. Майгис Бронюс
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день