Рембрандт
Жизнь и творчество после переезда в Амстердам
Именно в Амстердаме Рембрандт становится известным и получает титул «второго Рубенса». Поговорим о жизни художника после переезда и его работах этого периода.
Амстердам времен Рембрандта
1, 2. Амстердам 17 века
3. Карта Амстердама 17 века
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРембрандт
1. Сретение, 1631
2. Святое семейство, 1631
Рембрандт переехал в Амстердам в 1631 году и остался там на 37 лет до самой смерти.
🖼 Амстердам того времени был идеальным местом для портретиста и колориста. Он был коммерческим центром мира и очень живописным городом. Шумные гавани, товары со всего мира, толпы людей, многообразие общин (евреи, масоны, пацифисты), богатый выбор типажей. Отражение красочных домов в водной глади Рейна, густой туман, северное небо.
▪️ Там было много путешественников, которые хотели привезти домой свои портреты. Жизнь Рембрандта в Амстердаме сразу пошла на лад.
🤝 Рембрандт селится в доме торговца Хендрика ван Эйленбюрха, который ввел художника в круг состоятельных жителей Амстердама.
💸 Художник быстро начал зарабатывать хорошие деньги и смог позволить себе дорогие покупки. У Рембрандта появляются ученики, он пишет много портретов и становится модным светским портретистом, к нему обращаются за парадными портретами.
🤱 В 1631 году он пишет две работы на религиозный сюжет: «Сретение» и «Святое семейство». Святая Дева изображена в образе полной цветущей голландки в одеждах времен художника, у младенца тоже северный тип лица. Свет сосредоточен на спящем Иисусе, а лучи перемещаются по постели и лицу Марии.
Рембрандт
1. Знаменосец
2–10. Автопортреты
Рембрандт. Заказные портреты 1630-х годов
1. Портрет ученого, 1631
2. Портрет отца, 1630
3. Портрет Николаса Рутса, 1631
4. Портрет девушки, 1632
5. Портрет мужчины в восточном одеянии, 1635
6. Портрет мужчины в восточном одеянии
7. Мартен Соломенс, 1634
8. Мужчина в красном, 1633
9. Мартен Лотен, 1632
Давайте посмотрим, как шла работа художника.
💪 Рембрандт был очень трудоспособным и набрасывал этюды даже во время прогулок. Сохранилось более 300 его картин и множество гравюр.
🙅 Он полностью погружался в выбранный сюжет. Первые наброски ему чаще всего не нравились, и Рембрандт сразу начинал заново. Отсюда так много работ с одним и тем же сюжетом.
✍️ Гравюры он печатал сам и при каждом оттиске добавлял работе несколько штрихов. Поэтому снимки одной и той же гравюры могут немного отличаться.
🎭 Он пишет много автопортретов, используя этот жанр для исследования новых способов живописи. Портреты Рембрандт пишет сериями, внося в них элемент игры и разных ролей.
▪️ Такой работой был, например, портрет «Знаменосец». В чертах лица, освещенных лучом света, можно узнать самого Рембрандта.
🔝 Слава Рембрандта распространилась за пределы Голландии. Заказов становилось все больше, гравюры раскупали, а молодые художники становились в очередь, чтобы попасть к нему в ученики. Рембрандт брал высокую плату за обучение, выбирал только самых достойных и требовал от них добросовестности.
🏠 По традиции того времени мастера и ученики жили очень взаимосвязано. Ученики жили в доме учителя, ели за одном столом, ходили за покупками помогали по дому. Их называли креатурой мастера. Ученики обычно исполняли подготовительные работы и часто перенимали технику учителя, так что их работы становились очень похожи. 🏘 Рембрандт сделал для учеников маленькие каморки, отделенные от его мастерской тонкими перегородками, чтобы ученики не влияли друг на друга. Любой шум и веселье тут же пресекались мастером. Посторонние в мастерскую не допускались — это был своеобразный храм труда.
👬 Вскоре вокруг Рембрандта образовалась группа талантливых учеников. Фердинанд Боль, Говард Флинк, Хохстратен работали в его мастерской и копировали стиль.
Через год после переселения в Амстердам Рембрандт создает произведение, которое принесло ему славу. Давайте поговорим о картине «Урок анатомии».
👨⚕️ В 16 веке хирурги смогли открыто заниматься своим делом — только в 1555 году приняли закон, официально разрешающий вскрытие для исследований тела человека. Тогда многие врачи стали читать над трупами лекции.
▪️ Для вскрытия отводились специальные помещения. Они назывались анатомические театры. По началу их в мрачном стиле средневековья украшали пирамиды из костей и черепа над дверями, но постепенно эти композиции стали исчезать, а вместо них на стенах появлялись картины.
📸 В 1632 году члены корпорации хирургов обратились к Рембрандту с заказом написать групповой портрет. Тогда кафедру анатомии в Амстредаме возглавлял известный врач и ученый Николас Тюльп. И Рембрандт должен был написать урок анатомии, который проводит знаменитый хирург.
▪️ Такие групповые портреты раньше писали по шаблону вместо нынешних групповых фотографий — участники становились в один ряд, чтобы всех было видно.
🤩 Рембрандт все делает по своему. Он концентрируется на эмоциональном состоянии собравшихся и точно фиксирует разные состояния участия: от настороженности до восторга.
▪️ В центре спокойный и сосредоточенный доктор Тюльп. Вокруг него 7 хирургов. Все чем-то заняты: кто-то сосредоточенно рассматривает мускулатуру покойника, кто-то делает записи. Очень экспрессивна крайняя фигура зрелого человека — он увлеченно слушает и написан в профиль.
💵 В 1828 году эта работа была продана за 32 000 гульденов, а на момент написания Рембрандт получил за нее всего 700 гульденов.
🔝 После этой картины слава Рембрандта возросла. Все состоятельные жители Амстердама хотели получить портрет. Они приглашали его к себе или приходили к нему в мастерскую.
✍️ Он подписывает свои работы одним именем, как великие итальянцы, и добавляет в конце букву «д» (при рождении его имя было Рембрант). В это же время происходит и встреча Рембрандта со своей будущей женой — Саскией.
О Саскии
Рембрандт
1. Саския, 1633
2. Саския в красной шляпе, 1633–1634
3. Портрет Саскии, 1634
4. Флора (Саския в образе Флоры), 1634
5. Саския в аркадском костюме, 1635
6. Автопортрет с Саскией на коленях, 1635-1636
7. Больная женщина в белом платке (Саския), 1640
8. Саския с красным цветком, 1641
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день