angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рембрандт

Детство, учеба и первые работы

При жизни Рембрандт обрел славу благодаря гравюрам, которые тогда были распространены по всей Европе. Узнаем, у кого он учился и посмотрим на первые результаты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Рембрандт. Автопортрет, 1629

Мы начинаем разговор о Рембрандте и прежде чем приступить к биографии художника, давайте узнаем, что особенного было в его живописи.

✏️ Рембрандт обрел славу при жизни благодаря гравюрам, которые были распространены по всей Европе. Кроме них, он писал пейзажи, библейские сцены, портреты и автопортреты.

⚡️ Его работы отличаются психологизмом образов. Художника в первую очередь интересует драма, момент максимального эмоционального напряжения: принятие решения, прощение, удивление.

В своей работе он использует дорогой реквизит: сабли, тюрбаны, украшения.

💭 Настоящей биографии художника не сохранилось. Рембрандт родился в 1607 году в Лейдене в многодетной семье весьма состоятельного мельника Хармена ван Рейна.

🤓 Рембрандт посещал гимназию (латинскую школу) и мог бы поступить в Лейденский университет, который в то время был достаточно знаменитым и почетным.

🎨 Отец Рембрандта заметил его тягу к живописи и отправил его учиться рисовать.

1️⃣ Первым учителем художника был Якоб ван Сваненбюрх. Рембрандт попал к нему в 16 лет и провел в его мастерской 3 года, получив начальные навыки.

2️⃣ После отец отправил его к Питеру Ластману в Амстердам, у которого он проучился всего 6 месяцев. За это время Ластман научил Рембрандта писать гравюры, привил любовь к эффектным сценам, ярким экзотическим костюмам, библейским сюжетам и Караваджо.

▪️ Рембрандт высоко ценил работы этого художника. Во время описи имущества Рембрандта в 1657 году гравюры Ластмана были найдены в образцовом порядке.

▪️ В работе Ластмана «Одиссей и Навсикая» можно видеть, что он умелый рисовальщик — Художник умело строит композицию, точно изображает историю, вводит массу деталей: реквизит, драпировки, натюрморт, зонтик, сбруя.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Питер Ластман

1. Одиссей и Навсикая, 1619
2. Авраам на пути в Ханаан
3. Триумф Мордехая

Рембрандт

1. Сцена из древней истории, 1626
2. Крещение евнуха, 1626
3. Изгнание торгующих из храма, 1626
4. Меняла или Богач из притчи, 1627
5. Иуда возвращает 30 сребреников, 1629

1. Караваджо. Уверение Фомы
2. Рембрандт. Неверие апостола Фомы, 1634

Теперь поговорим о первых работах художника, которые относятся к 1626 году и написаны под влиянием Ластмана.

🎨 Работы «Сцена из древней истории», «Крещение евнуха» и «Изгнание торгующих из храма» очень яркие и необычайно красочные. Рембрандт стремится тщательно выписать все детали материального мира и погружает библейские сюжеты в экзотическую обстановку. Все герои в причудливых нарядах, прописана активная жестикуляция и светотень.

🧙 В это же время его интересует и эмоциональная атмосфера. В работе «Меняла» (или «Богач из притчи») уже можно заметить формирование будущего авторского стиля Рембрандта. Меняла похож то ли на алхимика, то ли на чародея.

🕯 Контрастная светотень. Здесь начинаются эксперименты Рембрандта с техникой живописи. Он демонстрирует очень сложный экранированный источник света — свеча, которая заслонена ладонью. Это дает сложную игру рефлексов и осязаемость морщин на лице.

👯‍♂️ В 1627 Рембрандт возвращается из Амстердама и открывает мастерскую вместе с Яном Ливенсом. Они работали вместе и даже писали одни и те же сюжеты.

▪️ В 1629 году секретарь принца Оранского Константин Гюйгенс заказывает Ливенсу свой портрет. Ливенс упоминает о Рембрандте и Гюйгенс покупает картину Рембрандта «Иуда возвращает 30 сребреников».

⚡️ На картине «Иуда возвращает 30 сребреников» мы видим страшное лицо Иуды, всклоченные волосы, исступленно заломанные руки — в этой работе уже можно видеть драму, к которой у Рембрандта особая любовь.

▪️ Еще один сюжет с элементами драматизма — «Неверие апостола Фомы».

🤔 Рембрандта интересуют сюжеты, где герой может проявить себя. Он изображает момент решения, нравственного выбора.

🔀 В этом он сравним с Караваджо. Но Караваджо дает четкую, крайне телесную картину.

💭 У Рембрандта же это сцены мистического откровения. Фигуры вылеплены потоками света, многие погружены в тени и выступают из мрака.

Рембрандт

1. Портрет матери, 1628
2. Мать под черной вуалью, 1631
3. Портрет смеющегося мужчины, 1630
4. Мужчина в обрезанном берете, автопортрет в жанре трони
5. Художник в мастерской

Теперь поговорим о портретах художника.

👵🏻 Одна из первых гравюр Рембрандта — портрет матери. В течение жизни сделает несколько гравюр с ее изображением.

▪️ Среди них выделяется детальной отделкой морщин работа «Мать Рембрандта под черной вуалью».

🤪 Рембрандта очень интересовали лица. Он создает много работ в жанре трони (характерные головы). Художник всегда ходил по городу с резцом и дощечкой, покрытой лаком. Если он встречал что-то интересное, то сразу это запечатлял. Так Рембрандт учился быстро схватывать типажи и настроения.

👳‍♂️ Он часто приглашал в мастерскую бедняков, украшал тюрбанами, тканями и оружием и рисовал. Для этого Рембрандт покупал кривые турецкие сабли, парчу, шелка.

▪️ Один из таких примеров — «Портрет смеющегося мужчины».

😧 К этому периоду относятся и несколько автопортретов. Например, автопортрет «Мужчина в обрезанном берете» с выражением ужаса на лице.

👨🏻‍🎨 В работе «Художник в мастерской» Рембрандт размышляет над фигурой художника, в голове которого рождается идея. Мысль озаряет комнату.

👨‍🦲 Рембрандт часто использовал свое лицо для этюдов. Это был дешевый способ упражняться, так как натурщики стоили денег. Скорей всего, он сидел перед зеркалом и гримасничал: гнев, радость, печаль, изумление. А затем старался максимально точно запечатлеть это выражение.

🧳 Талант Рембрандта был слишком велик для маленького города, поэтому он решил перебраться в Амстердам. К этому времени Рембрандт уже сложившийся мастер.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;