angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рембрандт

Поздний период творчества и последние работы

Работы Рембрандта позднего периода отличаются особой фундаментальностью и представляют собой вершину портретного мастерства. Посмотрим, как складывалась жизнь художника, и разберем несколько работ.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Рембрандт

1. Еврейская невеста, 1665
2. Обвинение Иосифа женой Потифара, 1655
3. Моисей разбивает скрижали, 1659
4. Иаков борется с ангелом, 1659
5. Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1660

В 1665 году все долги Рембрандта были уплачены. Его работы после 1650-х годов отличаются особой фундаментальностью. Разберем их чуть позже, а пока посмотрим, как складывалась жизнь художника.

🏚 Рембрандт переезжает в новую квартиру и живет в строгой экономии. Сын Титус, чтобы облегчить жизнь отца, решил вместе с Хендрике открыть продажу картин. Вскоре после смерти Хендрике в 1662 году Рембрандт женился на даме по имени Екатерина, о которой неизвестно ничего, кроме имени.

👦 Рембрандт пишет много портретов сына — в образе принца из волшебной сказки, в виде ангела и другие. Титус становится его главной поддержкой и до 1668 живет вместе с отцом. Только женившись, он съехал, но через 7 месяцев умер. Это было страшной утратой для художника.

✡️ В 1650-е увлекается учениями еврейских общин о всепоглощающей любви бога. Эти религиозные настроения отразились в трактовке религиозных сцен как вечно длящиеся сакральные мгновения.

▪️ Например, «Еврейская невеста». Герои поглощены друг другом, замерли в прикосновении.

🖼 Примеры работ этого периода: «Обвинение Иосифа женой Потифара», «Моисей разбивает скрижали», «Иаков борется с ангелом», «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Эти работы написаны на Ветхозаветные сюжеты и явно под влиянием еврейской общины, на территории которой он в это время проживает со своими детьми.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Рембрандт

1. Иаков борется с ангелом, 1659
2. Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1660
3. Аристотель с бюстом Гомера, 1653
4. Заговор Юлия Цивилиса, 1661
5. Поклонение волхвов, офорт, 1654

В этот период Рембрандт пишет более фундаментальные работы, обычно изображая до трех фигур. Давайте разберем несколько работ художника на религиозные темы.

Работа «Иаков борется с ангелом»

👊 Рембрандт изображает сцену борьбы, но от картины веет миром и спокойствием. Рук Иакова не видно, но положение плеч и тела указывает, что тот скорее удерживает противника, чем борется с ним. У Ангела мудрый взгляд, и его действия совершаются без каких-либо усилий.

▪️ Художника все больше интересует мир внутренних переживаний героев, чем действие.

Работа «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

🌩 Очень глубокая психологическая трактовка сюжета. Мы видим три фигуры, находящиеся почти в оцепенении: царедворец Аман, персидский царь Артаксеркс, жена царя — иудейка Эсфирь.

▪️ По легенде Аман решил уничтожить всех иудеев. Но Эсфирь раскрыла заговор и спасла свой народ, рассказав об этом мужу. Поэтому Аман был казнен.

🙊 Художник запечатлел момент молчания, когда Эсфирь только-только закончила свой рассказ. Никто из участников не смотрит друг на друга и никто не замечает зрителя.

▪️ Момент стоп-кадра: руки Эсфирь еще не коснулись стола.

🙇‍♂️ Рембрандт строит психологический образ на контрасте уверенной в своей правоте Эсфири и застигнутого врасплох Амана. Эсфирь сидит уверенно, а голова Амана опущена. Красный цвет плаща подчеркивает драматизм ситуации. Художник отодвигает Артаксеркса ближе к Эсфири и таким образом дает нам понять исход поединка.

🕯 Здесь несколько источников света. На Артаксеркса свет падает слева сверху и от скипетра. На Эсфирь свет идет от зрителя, но он не падает на царя.

🍏 Символы. Яблоко на блюде — символ греха, оно ближе к Аману. Виноград — символ жизни и ближе к Эсфирь.

Работа «Аристотель с бюстом Гомера»

🤔 Работа написана по заказу сицилийского магната Антонио Руффо. На лице Аристотеля глубока задумчивость, будто он ведет внутренний диалог и с Гомером, и с самим художником. От бюста исходит сияние. Это свет истины, разгоняющий мрак.

🎩 Рембрандт создает ощущение, что Аристотель — современник художника. Философ одет в наряд 17 века. На груди цепь, которую носили в то время богатые голландцы, на голове бархатная шляпа. На цепи медальон с изображением Александра Македонского (Аристотель был его воспитателем).

Бархат — это символ богатства. Материал стоил очень дорого, одежду из бархата передавали по наследству, и в наследстве она стояла вторая после недвижимости.

✍️ Бюст Гомера, скорей всего, принадлежал Рембрандту — он был упомянут в долговой описи имущества.

Работа «Заговор Юлия Цивилиса»

⛪️ Рембрандт написал ее для новой ратуши в Амстердаме — его позвали из-то того, что предыдущий художник умер. Картину сначала приняли, но затем вернули на переделку, а потом и вовсе отказались.

▪️ Считается, что разгневанный Рембрандт разрезал картину на куски. От полотна в 6 квадратных метров осталась только центральная часть. По другой версии Рембрандт пытался ее продать, но не получалось из-за размера, и тогда он вырезал центральную часть.

👨‍👩‍👧‍👦 В 1660-е годы он возвращается к многофигурным композициям. На картине изображены вожди восставших племен, которые клянутся в верности своему предводителю Юлию Клавдию Цивилису. Действие происходит в священной роще.

▪️ Судя по эскизу, большую часть полотна занимал лес, и группа заговорщиков выхватывалась светом из темноты леса.

Офорт «Поклонение волхвов»

💡 В гравюре нет повествования, изображена только эмоция. Она выражается через неуловимый свет, готовый погаснуть в любой момент. Почти вся поверхность зачернена.

▪️ Свет идет от фонаря, от лиц Марии и младенца и от книги, которую читает Иосиф.

🤱 Сюжет передан очень реалистично, без пафоса. Мать и дитя вынуждены разделить кров со скотом, они лежат в темном хлеву. Дверь открывается, и входят пастухи, которые вглядываясь в темноту спрашивают: «Где здесь царь иудейский?».

Рембрандт

1. Поклонение волхвов, 1632
2. Поклонение волхвов, 1652
3. Поклонение волхвов, офорт, 1654

Чтобы проследить динамику художника, сравните три работы на одну и ту же тему, написанные в разные периоды его творчества.

О доме Рембрандта

Дом-музей Рембрандта

Рембрандт

1. Парадный портрет Яна Сикса
2. Синдики, 1662
3–9. Поздние портреты

1. Рембрандт. Возвращение блудного сына, 1666–1669
2. Рембрандт. Возвращение блудного сына, деталь
3. Мурильо. Возвращение блудного сына, 1667
4. Ян Стен. Возвращение блудного сына, 1668

👴🏻 Рембрандт умер в 1669 году (точный день смерти не известен). В последние годы ему интересны не только знакомые, но и те, кто прошел через годы испытаний — старики, старухи, солдаты.

Парадный портрет Яна Сикса

🧤 Сикс предстает не в парадном облике, а в случайном движении, снимающий перчатку. Лицо написано широкими мазками. Рембрандт берет ракурс снизу вверх и использует оранжево-красную гамму.

Групповой портрет «Синдики»

👨‍👩‍👧‍👦 Необычная для группового портрета трактовка. Создается ощущение, что кто-то вошел в комнату, а персонажи подняли голову, оторвавшись от своей работы, и внимательно смотрят <на вошедшего. Рембрандт словно делает зрителя участником событий.

▪️ По каждому герою можно прочесть его настроение и характер.

⬆️ Целесообразная постановка фигур. Рембрандт пишет фигуры с учетом развески (портрет должен был висеть высоко), герои смотрят на зрителя сверху вниз.

▪️ Отдельного внимания достоин слуга — он скептически слушает и насмешливо следит за происходящим.

🖌 Колорит. Рембрандт использует небольшое количество цветов, но они очень гармонично сочетаются друг с другом.

🎨 Особая техника живописи. Краски как бы стекают по холсту. Состав красок до сих пор вызывает споры у исследователей. Дело в том, что Рембрандт сам изобретал краски и лаки, состав которых сейчас не раскрыт.

Работа «Возвращение блудного сына»

↩️ Рембрандт отходит от текста евангелической притчи, где отец радостно встречает сына и устраивает праздник — так этот сюжет изображали другие живописцы и именно такая радостная трактовка нравилась заказчикам.

▪️ У Рембрандта слепой отец. При встрече присутствует старший сын, хотя в притче он приходит позже. Иначе трактована и сама встреча. По тексту отец радостно выбегает из дома и падает перед сыном на колени, а у Рембрандта на коленях смиренно стоит сын.

👐 Духовная драма передается средствами самой живописи, а не активными жестами и динамикой. Сильное впечатление производят руки старца — одна ладонь мягкая, материнская, а вторая сильная отцовская.

🎨 Виртуозная техника при ограниченной палитре. Заметны мазки кистью, шпателем, черенком кисти. А знаменитую пяту левой ноги блудного сына художник пишет просто пальцем. Мазки наложены порывисто, будто небрежно.

⚪️ Отсутствие второстепенных деталей и красоты. Ноги у сына стерты, на спине дыра. Мы даже не видим лица сына. Рембрандт убирает все лишнее, чтобы зрители сосредоточились на чувствах.

🕯 Необычная светотень. Главные герои освещены блеклым источником света. Самое яркое пятно — лоб отца. Вокруг полумрак, переходящий в полную темноту на заднем плане.

💔 Возможно, эта работа — отражение внутренних переживаний самого художника. Картина написана сразу после смерти Титуса от чахотки. Искусствоведы считают, что три персонажа на картине символизируют самого художника в разные годы его жизни.

▪️«Надо умереть несколько раз, чтобы так рисовать» — написал Ван Гог о Рембрандте.

1–3. Рембрандт. Поздние автопортреты
1. Памятник Рембрандту в Амстердаме, 1852

Неразгаданные загадки живописи Рембрандта

Несколько книг для полного погружения в тему жизни и творчества Рембрандта:

📕 С. Шама. Глаза Рембрандта, 2009

📗 П. Декарг. Рембрандт (серия «Жизнь замечательных людей»)

📘 А. Калинина. Рембрандт. Его жизнь и творчество

📙 А. Вержбицкий. Творчество Рембрандта, 1970

Мы многое узнали о жизни Рембрандта и его творчестве. Пришло время подвести итоги и вспомнить главное.

⭐️ Рембрандт — самый яркий представитель Золотого века Нидерландов, непревзойденный мастер светотени и эмоциональной насыщенности, которая была недоступна живописи до него.

🖌 За всю свою жизнь художник практически не поменял манеры письма — она была сугубо индивидуальной. Он не хотел следовать моде и стоял на своем, поэтому к концу жизни был непопулярен среди заказчиков.

🎨 Он создавал свои лаки и краски, состав которых до сих пор не известен, часто использовал дорогой реквизит.

👨🏻‍🎨 Рембрандт много работает над портретом, особенно над автопортретом. Его главная задача — раскрыть внутреннюю сущность человека. Главные акценты делает на глазах и руках. Часто показывает только одну сторону лица, а вторую прячет под капюшоном или шляпой, как бы скрывая часть жизни человека.

✍️ Писал энергичным, ярким мазком, буквально набрасываясь на холст. Часто применял густую краску, практически масляное тесто. Работал не только кистью, но и мастихином, шпателем, рукой. На некоторых работах остались отпечатки пальцев художника.

⚪️ Рембрандт не любил прорисовывать незначащие детали. Он считал, что если лицо, колье и правая рука изображены тщательно, то для левой достаточно лишь намека.

✏️ При жизни Рембрандт обрел славу благодаря гравюрам.

👨‍🎓 Первым учителем художника был Якоб ван Сваненбюрх. После отец отправил его к Питеру Ластману в Амстердам. Рембрандт был очень трудоспособным и набрасывал этюды даже во время прогулок. Сохранилось более 300 его картин и множество гравюр.

🤳 Он пишет много автопортретов, используя этот жанр для исследования новых способов живописи.

🧳 Рембрандт переехал в Амстердам в 1631 году и остался там на 37 лет до самой смерти. Именно там он становится известным и получает титул «второго Рубенса».

Давайте попрактикуемся отличать картины Рембрандта, непревзойденного мастера светотени и эмоциональной насыщенности.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;