Рембрандт
Работа «Ночной дозор» и спад популярности
Часть биографов Рембрандта считают, что эта картина испортила ему репутацию и нанесла огромный вред карьере. Поговорим о работе «Ночной дозор», посмотрим, что с ней не так, и узнаем, на что нужно обратить внимание.
1. Рембрандт. Ночной дозор, 1642
2. Франс Хальс. Групповой портрет попечителей гарлемского дома для престарелых
3. Хелст. Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора
Портреты стрелковых рот
1. Йоахим фон Зандрарт
2. Говерт Флинк
3. Николас Элиас Пикеной
4. Якоб Адриан Баккер
5. Бартоломеус ван дер Хелст
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
📸 Групповой портрет как жанр существует со второй четверти 16 века. Наивысшие достижения в этом жанре в 17 веке связаны с именем Франса Хальса. В Амстердаме авторитетным мастером считался Бартоломеус ван дер Хелст.
🙅После написания «Урока анатомии» прошло 9 лет, и за это время Рембрандт почти не писал групповые портреты. Скорей всего, мнение заказчиков и подход Рембрандта просто не совпадали.
▪️ Заказчики хотели предстать перед потомками во всем великолепии и требовали от художника, чтобы он расставлял их по ранжиру, среди привычной обстановки, со всеми атрибутами званий. Но Рембрандт никогда не подчинялся желаниями заказчика. Из банального портрета он стремился создать жанровую картину, и такой подход многих отталкивал.
📜 Амстердамское общество стрелков обратилось к Рембрандту с просьбой написать большую картину для украшения дома, в котором проходили собрания союза.
▪️ Первоначально стрелки числились на военной службе, но с конца 16 века стали значиться в резерве, и их статус изменился на гражданский. В Амстердаме существовало три стрелковые корпорации по 200 стрелков в каждой. Художники с удовольствием писали портреты стрелков, так как стрелки олицетворяли единство нации, и писать их портреты было престижно и патриотично. Стрелковые сообщества собирались для встреч в здании Кловенирсдулен («дулен» стрельбище, «кловенирс» — мушкетеры, от приклада мушкета — кловен).
6️⃣ Заказ на групповой потрет получают сразу 6 мастеров: Йоахим фон Зандрарт, Говерт Флинк. Николас Элиас Пикеной, Якоб Адриан Баккер, Бартоломеус ван дер Хелст. Все картины должны были висеть в Большом зале собраний — 6 картин по числу рот.
▪️ Ван дер Хелст был лучший в групповом портрете. На его портретах у каждого было свое место, своя индивидуальность, лучший костюм, выгодный ракурс.
💪 В отличие от своих коллег, которые старались наиболее выгодно представить ряды народной милиции, Рембрандт разворачивает перед зрителем настоящее историческое действо 3 на 4 метра. Это самое масштабное произведение художника.
🤦♂️ Работа шла медленно из-за постоянных споров с заказчиками. Одни хотели большего сходства, вторые — чтобы их поставили на первый план. Каждый день кто-то забегал в мастерскую и что-то просил, все были недовольны. Рембрандт несколько раз бросал кисть, но, видимо, сюжет нравился ему, и он снова брался за работу.
Рембрандт. Ночной дозор, детали
Давайте поговорим о сюжете работы и узнаем, откуда взялось такое название.
👸 Возможно, импульсом к заказу послужил визит французской королевы Марии Медичи, матери Людовика XIII в 1638 году. Народные дружины вышли приветствовать королеву.
🏫 Стрелки городской милиции собирались в здании Трилшоол (школы военных приемов) для военных упражнений ежедневно в 14:30 вместе со знаменосцем и барабанщиком. Учения начинались 27 мая и заканчивались осенью парадом. Тренировались по два полка в день.
🏃 Скорей всего, художник изобразил момент, когда раздался сигнал к сбору, и барабанщик даже не успел опустить палочки — опять остановленное движение, которое мы видели в других картинах. Стрелки торопятся к выходу.
🌪 В картине очень много движения: один нечаянно выстрелил и испуганно осматривает свое оружие, второй протянул пику. На ступеньках лестницы знаменщик разворачивает знамя, а в центре проходит начальник отряда и на ходу оживленно разговаривает с лейтенантом.
🌃 Название «Ночной дозор» появилось в 18 веке. Его придумали французы, которые в тот момент были увлечены творчеством Рембрандта. Они предположили, что художник изобразил один из отрядов городской полиции, которые в 17 веке каждую ночь обходили Амстердам для охраны спокойствия.
▪️ На такое название их натолкнул тот факт, что колорит картины со временем сильно потемнел, и создавалось ощущение, что на картине ночь.
🖊 Настоящее название работы — «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга».
💵 По условиям каждый заказчик должен был заплатить Рембрандту по 100 гульденов. На табличке указано 16 имен, значит, художник должен был получить 1600 гульденов — значительная сумма для того времени.
😤 Но заказчики полотна остались недовольны, поскольку из 16 членов роты, которые оплатили свои изображения, Рембрандт многих написал вдалеке, в тени, в повороте, были добавлены мистические персонажи в шлемах на первом плане, странная девочка с курицей у пояса.
✂️ В 1715 году картину решили перенести в ратушу Амстердама. Но картина не вошла на предназначенное ей место по размеру, и ее обрезали. Полностью обрезали две фигуры справа, и наполовину барабанщика слева, значительно уменьшили и вертикальный формат — сверху утратилось завершение ворот, а снизу ноги оказались у самого края.
💨 Картина висела не на виду, с плохим освещением, напротив камина, в котором почти всегда горел огонь. Она испортилась от дыма и пыли.
🧽 Опознал картину заново в 18 веке ван Дейк. В середине 18 века было принято решение реставрировать картины, висевшие в ратуше. Реставрация была поручена ван Дейку. Он обнаружил на картине подпись Рембрандта и, очистив ее от копоти, понял, что перед ним «Ночной дозор».
▪️ В 1946 после расчистки во время очередной реставрации было обнаружено и то, что действие на картине происходит не ночью, а днем.
Теперь давайте посмотрим на особенности освещения и необычные детали в работе.
🌃 До реставрации все поражались освещением в картине — ночной сумрак и световые блики.
🌇 После реставрации была идентифицирована надпись на колонне — «Сбор стрелков отряда Баннинга Кока на площадке в кордегардии перед учением». Тогда стала понятна природа такого освещения — у человека, входящего в ярко залитый солнцем зал с улицы летом, в первые минуты складывается впечатление полного мрака. Затем предметы постепенно проясняются, и проявляется рельефность. Именно в такой гамме написан «Ночной дозор».
🌅 Свет сосредоточен на двух центральных фигурах. Такой же яркий поток света падает на маленькую девочку с двумя мальчиками, которая пробирается к лестнице. Дети балуются: мальчик надел на голову шлем, девочка заразительно смеется. Присутствие этой девочки на портрете — загадка.
✨ Цвет света — фирменный рембрандтовский золотистый.
🏃 Рембрандт отходит от канонов голландской портретной живописи. Модели изображены в движении и очень непосредственно. Именно это и не понравилось заказчикам, так некоторые оказались при этом задвинутыми на задний план.
🔳 Художник моделирует ритм с помощью схемы чередования светлых и темных пятен.
🔎 Фигура знаменосца помещена на заднем плане, у проема, через который все проходят, тогда как обычно три центральных персонажа (капитан, лейтенант и знаменосец) должны располагаться на одной линии.
❔ Рембрандт вводит лишние фигуры. Человек, чье лицо скрыто, и лишь верхняя часть появляется прямо посередине вытянутой руки сержанта — возможно, это сам художник. Девочка с золотым обручем на голове — в руках серебряный рог для питья, к поясу пристегнуты кошелек и мертвый петух. За ней еще одна девочка.
▪️ Возможно, это абстрактная персонификация стрелков: кловернис происходит от слова «клаув» (коготь). Арбалетчики использовали металлический коготь для натяжки тетивы и когтистые лапы петуха на поясе девочки могут намекать на герб стрелковых обществ, который помещали на питьевом роге и оружии. Золотой и голубой цвета одежды девочки — геральдические цвета Военного Совета Амстердама и стрелковой гильдии.
▪️ Возможно, это образ Саскии. Подпись и дата картины расположены у ног девочки. Рембрандт будет дописывать картину, когда Саския уже умрет.
🔫 На картине Рембрандт демонстрирует три фазы использования мушкета из пяти (кроме прицеливания и стрельбы). Один из стрелков заряжает мушкет, второй разряжает, третий сдувает порох с затвора. Такая последовательная передача действия в картине неслучайна — она поддерживает ощущение движения.
🎭 Художник включает в картину предметы театрального реквизита и античные раритеты из своих собраний — шлем с гребнем на двух стражниках такой же, как мы видели на автопортрете Рембрандта.
💔 В 1642 году Рембрандт закончил картину. Этот год стал для Рембрандта поворотным — умирает любимая жена Саския. Ее тело в брачной сорочке находится в доме Рембрандта еще пять дней после смерти, пока он заканчивает картину.
👴 Часть биографов Рембрандта действительно считают, что эта картина испортила репутацию и художника, другие склонны видеть причины угасания его славы в перемене вкусов общества. Общество хотело скрупулезной детализации, к которой зрелый Рембрандт уже не был склонен. С годами он стал отдавать предпочтение смелым мазкам кисти и резким контрастам света и тени, скрадывающим детали.
👯♀️ Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е мало. В его жизни появляются две женщины — кормилица сына и по совместительству любовница Гертье Дирск и молодая служанка Хендрике Стоффелс.
За что Рембрандт судился с родней
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день