Пьер Огюст Ренуар
Новый стиль Ренуара и конец импрессионизма
Во второй половине 1880-х новый стиль Ренуара окончательно сложился — он стал уделять больше внимания линиям и форме. Посмотрим на другие особенности нового стиля художника и поговорим о завершении эпохи импрессионизма.
1. Франсуа Жирардон. Аполлон в окружении нимф, Версаль
Пьер Огюст Ренуар
2. Большие купальщицы, 1884–1887
3. Море и скалы, 1885
Переход к новому стилю открывается «энгровским периодом» в творчестве художника. Поговорим о нем подробнее.
🆕 Ренуар впервые использует наброски и эскизы для построения композиции. Он стал рисовать, тщательно рассчитывая пропорции, и стремился максимально точно передать форму.
〰️ Линии рисунка стали четкими и определенными. Прежде чем начать писать красками, Ренуар выписывал пером все мельчайшие детали.
Ренуар находился под впечатлением от итальянских фресок. Он пытался воссоздать такие же матовые и лучезарные тона и даже пробовал извлечь масло из краски.
⬇️ Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись стала выглядеть сдержанней и холоднее.
💪 Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы». Это самая неимпрессионистская картина Ренуара. Композиция навеяна барельефом с нимфами Жирардона в Версальском парке. Чувствуется влияние Энгра, Рубенса и Ватто.
🤔 Ренуар писал «Купальщиц» два года. Он сделал множество эскизов и набросков. Никакому другому полотну мастер не посвящал столько времени.
〰️ Он искусно распределяет формы, четко прописывает контуры, прорабатывает все линии, изображает «абстрактный» свет без конкретного источника.
🧐 В работе больше нет чувственности Ренуара, теперь все под контролем. Мало внимания уделяется колориту. Скудная гамма красок, однородная живописная материя с блеском. Эта картина — порождение ума, а не чувств.
💃 Фигуры купальщиц тщательно прорисованы на фоне с преобладанием охры и кобальта для высокой контрастности. Ренуар преданно воспевает женскую красоту и очарование.
▪️ Девушка с косой справа — Алин Шариго.
🤷♂️ Эта работа художника вызвала много споров, критики ее так и не приняли.
🌊 В этот же период в 1885 году Ренуар пишет «Море и скалы». Здесь можно увидеть свободные мазки, разные оттенки синего, красного, зеленого.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПьер Огюст Ренуар
1. Вечер детей в Варжемоне, 1884
2. Прическа, 1888
3. Материнство, 1886
4. Девушки играющие в волан, 1887
5. Жюли Мане, 1887
6. Девочка с охапкой цветов, 1888
В 1886 году состоялась последняя выставка, носившая название импрессионистов. Так завершается их эпоха.
↔️ Художники слишком разошлись в своих взглядах, и эволюция импрессионизма была завершена.
▪️ Ничего больше не роднило Сезанна, Моне, Ренуара и Сера. В 1886 году в Бретань уедет Гоген, где начнется его новый путь. А в начале марта в Париж прибудет Ван Гог. С этими именами рождалось будущее и уходило прошлое.
💰 В это же время Дюран-Рюэль организует выставку в Америке. Это был грандиозный успех и «официальное признание» импрессионистов. Картин было продано на 18 000 долларов.
🤔 Ренуар ведет творческие поиски и стремится овладеть линейным стилем. Он пишет портрет трех сестер Берар: Март, Маргариты и Люси, назвав работу «Вечер детей в Варжемоне».
🥺 Здесь больше нет ничего от прежнего Ренуара. Он виртуозно строит композицию, распределяет краски. Картина вызывает ощущение нереальности. В этом же стиле написана работа «Прическа» с почти осязаемой рельефностью форм и «Материнство».
⛔️ Но начатый эксперимент завел Ренуара в тупик. В картине «Девушки играющие в волан» он выписал девушек с дотошностью и детализацией, а для пейзажа выбрал легкую и гибкую манеру. В результате персонажи кажутся оторванными от фона, и нарушается равновесие всей картины.
👏 Конец кризиса уже проявляется в портрете Жюли Мане, дочери Берты Моризо. Здесь Ренуар позволил себе больше свободы, дал волю кисти, благодаря чему исчезла прежняя сухость. Окончание творческого кризиса заметно и в работе «Девочка с охапкой цветов».
1. Мадам Шарпантье
2–4. Мадам Шарпантье в работах Ренуара
5. Жанна Самари
6–9. Жанна Самари в работах Ренуара
10. Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари
Пьер Огюст Ренуар
1. Обнаженная, 1876
2. Девушки за фортепиано, 1892
В 1892 году у Дюран-Рюэял открывается выставка, посвященная одному Ренуару. Это стало триумфом 50-летнего художника.
👏 111 произведений, написанных очень давно и совсем недавно, собрали в галерее и представили восхищенным парижанам.
💪 За последние 20 лет публика научилась видеть иначе: солнечные блики на коже «Обнаженной» уже не казались им трупными пятнами, а объемные, страстные мазки не выглядели мазней.
💥 На выставке происходит важное для Ренуара событие: его картину «Две девушки за фортепиано» впервые покупает Департамент изящных искусств для Люксембургского музея. Когда-то продававший картины по 50 франков, Ренуар получает за нее 4 тысячи. Дальше ее ждала феерическая звездная судьба: Лувр, Галерея современного искусства Же-де-Пом и, наконец, Музей д'Орсе.
😌 В полотне «Девушки за фортепиано» присутствуют сильные влияния жанровой живописи 18-го века. Ренуар написал эту картину в тот восторженный период выхода из классицистического кризиса и обретения собственного живописного языка.
⚖️ Композиция и цветовое решение работы идеально уравновешены. И тени на платьях, и волосы двух девушек, и штора на заднем плане, и отблески света на рояле создают цельную переливающуюся, полную взаимных рефлексов, светящуюся изнутри маленькую вселенную, где все со всем связано и ничто друг без друга невозможно. В этом художественном мире ничего не добавишь и ничего не убавишь.
👉 Следующий период творчества Ренуара получит название «Жемчужный» за особую, уже не импрессионистскую и совсем не энгровскую переливчатость цветов.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день