angle-down facebook instagram vkontakte warning

Пьер Огюст Ренуар

Новый стиль Ренуара и конец импрессионизма

Во второй половине 1880-х новый стиль Ренуара окончательно сложился — он стал уделять больше внимания линиям и форме. Посмотрим на другие особенности нового стиля художника и поговорим о завершении эпохи импрессионизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

1. Франсуа Жирардон. Аполлон в окружении нимф, Версаль

Пьер Огюст Ренуар

2. Большие купальщицы, 1884–1887
3. Море и скалы, 1885

Переход к новому стилю открывается «энгровским периодом» в творчестве художника. Поговорим о нем подробнее.

🆕 Ренуар впервые использует наброски и эскизы для построения композиции. Он стал рисовать, тщательно рассчитывая пропорции, и стремился максимально точно передать форму.

〰️ Линии рисунка стали четкими и определенными. Прежде чем начать писать красками, Ренуар выписывал пером все мельчайшие детали.

Ренуар находился под впечатлением от итальянских фресок. Он пытался воссоздать такие же матовые и лучезарные тона и даже пробовал извлечь масло из краски.

⬇️ Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись стала выглядеть сдержанней и холоднее.

💪 Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы». Это самая неимпрессионистская картина Ренуара. Композиция навеяна барельефом с нимфами Жирардона в Версальском парке. Чувствуется влияние Энгра, Рубенса и Ватто.

🤔 Ренуар писал «Купальщиц» два года. Он сделал множество эскизов и набросков. Никакому другому полотну мастер не посвящал столько времени.

〰️ Он искусно распределяет формы, четко прописывает контуры, прорабатывает все линии, изображает «абстрактный» свет без конкретного источника.

🧐 В работе больше нет чувственности Ренуара, теперь все под контролем. Мало внимания уделяется колориту. Скудная гамма красок, однородная живописная материя с блеском. Эта картина — порождение ума, а не чувств.

💃 Фигуры купальщиц тщательно прорисованы на фоне с преобладанием охры и кобальта для высокой контрастности. Ренуар преданно воспевает женскую красоту и очарование.

▪️ Девушка с косой справа — Алин Шариго.

🤷‍♂️ Эта работа художника вызвала много споров, критики ее так и не приняли.

🌊 В этот же период в 1885 году Ренуар пишет «Море и скалы». Здесь можно увидеть свободные мазки, разные оттенки синего, красного, зеленого.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Пьер Огюст Ренуар

1. Вечер детей в Варжемоне, 1884
2. Прическа, 1888
3. Материнство, 1886
4. Девушки играющие в волан, 1887
5. Жюли Мане, 1887
6. Девочка с охапкой цветов, 1888

В 1886 году состоялась последняя выставка, носившая название импрессионистов. Так завершается их эпоха.

↔️ Художники слишком разошлись в своих взглядах, и эволюция импрессионизма была завершена.

▪️ Ничего больше не роднило Сезанна, Моне, Ренуара и Сера. В 1886 году в Бретань уедет Гоген, где начнется его новый путь. А в начале марта в Париж прибудет Ван Гог. С этими именами рождалось будущее и уходило прошлое.

💰 В это же время Дюран-Рюэль организует выставку в Америке. Это был грандиозный успех и «официальное признание» импрессионистов. Картин было продано на 18 000 долларов.

🤔 Ренуар ведет творческие поиски и стремится овладеть линейным стилем. Он пишет портрет трех сестер Берар: Март, Маргариты и Люси, назвав работу «Вечер детей в Варжемоне».

🥺 Здесь больше нет ничего от прежнего Ренуара. Он виртуозно строит композицию, распределяет краски. Картина вызывает ощущение нереальности. В этом же стиле написана работа «Прическа» с почти осязаемой рельефностью форм и «Материнство».

⛔️ Но начатый эксперимент завел Ренуара в тупик. В картине «Девушки играющие в волан» он выписал девушек с дотошностью и детализацией, а для пейзажа выбрал легкую и гибкую манеру. В результате персонажи кажутся оторванными от фона, и нарушается равновесие всей картины.

👏 Конец кризиса уже проявляется в портрете Жюли Мане, дочери Берты Моризо. Здесь Ренуар позволил себе больше свободы, дал волю кисти, благодаря чему исчезла прежняя сухость. Окончание творческого кризиса заметно и в работе «Девочка с охапкой цветов».

1. Мадам Шарпантье
2–4. Мадам Шарпантье в работах Ренуара
5. Жанна Самари
6–9. Жанна Самари в работах Ренуара
10. Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари

Пьер Огюст Ренуар

1. Обнаженная, 1876
2. Девушки за фортепиано, 1892

В 1892 году у Дюран-Рюэял открывается выставка, посвященная одному Ренуару. Это стало триумфом 50-летнего художника.

👏 111 произведений, написанных очень давно и совсем недавно, собрали в галерее и представили восхищенным парижанам.

💪 За последние 20 лет публика научилась видеть иначе: солнечные блики на коже «Обнаженной» уже не казались им трупными пятнами, а объемные, страстные мазки не выглядели мазней.

💥 На выставке происходит важное для Ренуара событие: его картину «Две девушки за фортепиано» впервые покупает Департамент изящных искусств для Люксембургского музея. Когда-то продававший картины по 50 франков, Ренуар получает за нее 4 тысячи. Дальше ее ждала феерическая звездная судьба: Лувр, Галерея современного искусства Же-де-Пом и, наконец, Музей д'Орсе.

😌 В полотне «Девушки за фортепиано» присутствуют сильные влияния жанровой живописи 18-го века. Ренуар написал эту картину в тот восторженный период выхода из классицистического кризиса и обретения собственного живописного языка.

⚖️ Композиция и цветовое решение работы идеально уравновешены. И тени на платьях, и волосы двух девушек, и штора на заднем плане, и отблески света на рояле создают цельную переливающуюся, полную взаимных рефлексов, светящуюся изнутри маленькую вселенную, где все со всем связано и ничто друг без друга невозможно. В этом художественном мире ничего не добавишь и ничего не убавишь.

👉 Следующий период творчества Ренуара получит название «Жемчужный» за особую, уже не импрессионистскую и совсем не энгровскую переливчатость цветов.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;